Administrative and legal measures to prevent illegal drug trafficking in the Russian Federation

Административно-правовые меры пресечения незаконного оборота наркотических средств в Российской Федерации

Е.Н. Николаева

Студент - магистрант 1 курса группы 02ЮРд7810

Московский финансово-юридический университет МФЮА

E-mail:liza.nikolayeva20132@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы применения и развитие мер пресечения незаконного оборота наркотических средств в России, возможные пути решения этих проблем. Анализируются актуальные вопросы нормотворческой деятельности в указанной сфере.

Ключевые слова: наркотики, меры пресечения, борьба, государство, закон, КоАП РФ.

E. N. Nikolaeva

Administrative and legal measures to prevent illegal drug trafficking in the Russian Federation

Abstract. The article deals with the problems of application and development of measures to suppress illicit drug trafficking in Russia, possible solutions to these problems. The topical issues of normative activity in this sphere are analyzed.

Keywords: drugs, preventive measures, struggle, state, law, administrative Code.

 

На современном этапе мировым обществом проблема наркомании является неопровержимым фактом социального бедствия, которое превращается в глобальную катастрофу. В настоящее время нередко распространение этого социального заболевания отождествляют с всеобъемлющей пандемией. Употребление наркотиков преимущественно разрушительно в молодом поколении – поражается как настоящее, так и будущее общества. Предварительно в борьбе с этим закоренелым асоциальным явлением, требуется узнать, что было первопричиной, побудившей человека к приобретению наркотических средств, факторов развития привыкания к наркотикам, симптомов болезни, методов достоверной диагностики и лечения.

Процессы борьбы с преступным наркооборотом в Российской Федерации в ХХI в. в целом не удовлетворяют всё население государства. Нынче первостепенным заданием в данной отрасли в интересах страны − поиск новых способов пресечения незаконных действия.

Эти и прочие проблемы были затронуты еще в начале 2000-ых годов, в частности Н.Ф. Бережковой, по рассуждению которой угрозой национальной безопасности страны является наступающая на российское общество наркомания, прежде всего, на молодежь [1, стр. 79-81].

Главным приоритетом первоначального предупреждения человека, попавшего в наркозависимость, следует рассматривать сформирование единой целостной системы благоприятной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее разрушительные последствия, а на защищающий от происхождения аналогичных вопросов потенциал его персонального здоровья – изучение и раскрытие ресурсов личностной психики, поддержку молодого человека и предоставление ему надлежащей помощи, со стремлением эмпирической самореализации собственного жизненного призвания.

Вопреки нарастанию активности этой темы в средствах массовой информации, антинаркотическая пропаганда ведется всецело непланомерно. Более того, в некоторых средствах массовой информации осуществляется замаскированное и очевидное рекламирование наркотической культуры, изображение наркопохождения кумиров подрастающего поколения, ведется полемика о надобности или допустимости легализации использования наркотиков, декриминализации правонарушений в этой области, методологии «действенного и стремительного выздоровления от наркозависимости».

Как констатирует история становления наркомании в России, она существует давно и длиться волнообразно. Завершающая и особенно тревожная вспышка наркомании и прогресс незаконного оборота наркотиков в государстве причисляется к началу 90-х годов и остается до сегодняшнего времени, стабильно развиваясь.

Нормативно-правовую базу вопроса оборота наркотиков в Российской Федерации в настоящее время формируют Конституция, нормы международных договоров (Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г., Единая Конвенция о наркотических средствах от 30 марта 1961 г. и др.), Уголовного кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, федеральных законов и законов субъектов Федерации (в частности, Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», положения разработанной ФСКН России и утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года) и прочие.

Исследование указанных правовых актов доказывает то, что, вопреки регулярно модернизирующееся законодательство в этой сфере, на текущий день оно нуждается в последующем регулировании, так как различные вопросы по-прежнему требуются в нормативно-правовом корректировании в соответствии с реалиями фактического времени. В этом контексте рекомендуется введение более значительной административной ответственности для лиц, являющихся потребителями наркотических средств. Это могло бы эффективно послужить углублению профилактики такого рода правонарушений, и помочь ей стать более существенной мерой в борьбе с подобными злоупотреблениями.

Согласно примечания к статье 6.9 КоАП РФ «Лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ. Действие настоящего примечания распространяется на административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса» [2].

Впрочем практика дает возможность определить, что, как правило, предписанные административные штрафы не выплачиваются в связи с дефицитом финансового состояния у большинства лиц из этой группы правонарушителей, а административные аресты не представляют собой выход из сложившейся ситуации с употреблением наркотических средств.

Из этого следует принимать во внимание, что такой показатель как наркотическая зависимость правонарушителя выступает внушительным значением при установлении наказания. Бесспорно, что те нарушители, которые страдают наркотической привычкой просто не в состоянии отбыть административный арест в силу физиологических и психологических индивидуальных искажений. Помимо того, наркозависимые нарушители могут и не изъявить по собственному желанию прибегнуть к медицинской помощи в целях снятия наказания [3, стр. 116-123].

Одновременно с тем, выходит, что упомянутое примечание к статье 6.9 КоАП - большинство граждан употребляющих наркотические средства и обратившиеся за медицинской помощью, по содержанию своему подразумевает уклонение от наказания.

Заниной Т. М. предложено внести преобразование в следующей редакции: «Лицо, признанное больным наркоманией либо потребляющее наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, обязано пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ» [4, стр. 123-127].

Предложение юридического характера и способ его применения истолковывается так, что нездоровые лица должны в принудительном порядке проходить медицинскую и социальную реабилитацию в специально организованных государством учреждениях, где они будут содержаться под непрерывным уходом и наблюдением опытных профессиональных врачей, где их свобода не будет безмерной, а ограничена заведомо конкретными границами.

В  сокращенном описании Указа Президента России от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» в ст. 78 означены решения определенных задач национальной безопасности в институте здравоохранения и здоровья нации в первоочередном и долговременном будущем свершаются путем: составление национальных программ (проектов) по лечению социально значимых заболеваний с разработкой диагностики, лечения и восстановлением пациентов; усовершенствование системы доступности медицинской помощи, подготовкой специалистов здравоохранения; обеспечения качественного изменения, за счет разработки и реализации перспективных технологий и национальных программ государственной поддержки профилактики заболеваний [5, стр. 30-36].

Таким образом, в сущности условия главы государства указывают на принудительное лечение лиц наркотически зависимых, так как им необходим постоянный присмотр опытных врачей, где им гарантируют излечение. Все эти законные меры в последствии будут совершены в целях спасения и сохранения генофонда России.

 

Список литературы

1. Бережкова Н.Ф., Васильев Ф.П. Наркомания среди молодежи − угроза национальной безопасности России / Комплексная подготовка лидеров среди детей и молодежи в области профилактики наркозависимости: Материалы первой Всероссийской конференции в рамках IV Международной открытой сессии «Modus Academicus» Ульяновского государственного университета (Ульяновск, 19-21 марта 2001 г.). / Под ред. В.К. Курочки. – Ульяновск: УлГУ, 2001. С. 79−81.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 18 марта 2019 г.) http://www.consultant.ru/popular/koap/#info © КонсультантПлюс, 1992−2014.

3. Махина С. Н. Новеллы и проблемные аспекты современного этапа института административного ареста (на примере статей 5.35, 6.8, 6.9 КоАП РФ) / С. Н. Махина // Вестник Воронежского государственного университета. – 2014. – № 2. – С. 116– 123.

4. Занина Т. М. Обязательное лечение лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, как особый вид административного принуждения / Т. М. Занина, Н. А. Орехова // Вестник Воронежского института МВД России. – 2017. – № 3. – С. 123–127.

5. Васильев Ф. П. Административно-правовые меры пресечения незаконного наркооборота и как их преодолеть? / Ф. П. Васильев, И. Л. Дембицкая // Вестник Московского университета МВД России. – 2014. – № 4. – С. 30–36.


Приложение 2





double arrow
Сейчас читают про: