Пояснительная записка

Техническое и профессиональное образование

 

 Регистрационный № _____                             

«___» ________ 20_____г.

ТИПОВАЯ    УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ФИЗИКА

(общественно-гуманитарного направления)

на базе основного среднего образования

 

 

Нур-Султан  2020

Программа рассмотрена и рекомендована учебно-методическим объединением

по общеобразовательным дисциплинам естественно-математического направления

Протокол №    2 «  03   » июля 20 20 год

 

                                                          

Программа рассмотрена и одобрена Республиканским учебно-методическим советом

технического и профессионального, послесреднего образования

Министерства образования и науки Республики Казахстан

Протокол №    1 «  15   » июля 20 20 год

 

Содержание

 

  №   Наименование     Страница
1   Пояснительная записка   4
2   Тематический план учебной дисциплины   5
3   Результаты обучения и критерии оценки   5
4   Перечень литературы и средств обучения   13


Пояснительная записка

Типовая учебная программа разработана в соответствии с приказами Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования» и от 8 ноября 2012 года № 500 «Об утверждении типовых учебных планов начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан».

Список рекомендуемой литературы составлен на основе Приказа Министра образования и науки Республики Казахстан от 17 мая 2019 года № 217 "Об утверждении перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях".

Цель: формирование у обучающихся основ научного мировоззрения, целостного восприятия естественнонаучной картины мира, способности наблюдать, анализировать и фиксировать явления природы для решения жизненно важных практических задач.

Задачи:

 1)содействие освоению обучающимися знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира, методах научного познания природы;

2)способствование развитию у обучающихся интеллектуальной, информационной, коммуникативной и рефлексивной культуры, навыков выполнения физического эксперимента и исследования;

3)воспитание ответственного отношения к учебной и исследовательской деятельности;

4)использование полученных навыков для рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения  безопасности  жизнедеятельности человека и общества

 В типовой программе по физике общественно-гуманитарного направления предусмотрено  9  разделов: «Механика», «Молекулярная физика», «Электричество и магнетизм», «Колебания», «Волны», «Оптика»,  «Квантовая физика», «Нанотехнология и наноматериалы», «Космология».

 Объем учебной нагрузки учебной дисциплины "Физика" для общественно-гуманитарного направления составляет 60 часов.     

При создании рабочих учебных программ организация технического и профессионального образования имеет право:

- выбирать различные технологии обучения, формы, методы организации и виды контроля учебного процесса;

- распределять общий объем часов учебного времени на разделы и темы (от объема часов, выделенного на изучение дисциплины);

- обоснованно изменять учебную программу в изучении ее порядка.

 

                  

  2. Тематический план  учебной  дисциплины

 

 

Наименование разделов и тем

 

Количество часов

Всего

Занятия

теоретические практические

Раздел 1. Механика

* * *
1 Тема 1. Кинематика      
2 Тема 2. Динамика      
3 Тема 3. Статика      
4 Тема 4. Законы сохранения      
5 Тема 5. Механика жидкостей и газов      

Раздел 2.  Молекулярная физика

* * *
6 Тема 1. Молекулярная физика      
7 Тема 2. Газовые законы.      
8 Тема 3. Основы термодинамики      
9 Тема 4. Жидкие тела      

Раздел 3. Электричество и магнетизм

* * *
10 Тема 1. Электростатика      
11 Тема 2. Постоянный ток      
12 Тема 3.Электрический ток в различных средах      
13 Тема 4. Магнитное поле      
14 Тема 5. Электромагнитная индукция      

Раздел 4. Колебания

* * *
15 Тема 1. Механические колебания      
16 Тема 2. Электромагнитные колебания      
17 Тема 3. Переменный ток      

Раздел 5.  Волны

* * *
18 Тема 1.Электромагнитные волны      

Раздел 6. Оптика

* * *
19 Тема 1. Волновая оптика      
20 Тема 2. Геометрическая оптика      

Раздел 7. Квантовая физика

* * *
21 Тема 1. Атомная и квантовая физика      
22 Тема 2. Физика атомного ядра      

Раздел 8. Нанотехнология и наноматериалы

* * *
23 Тема 1. Нанотехнология и наноматериалы.      

Раздел 9. Космология

* * *
24 Тема 1.Космология.      
  Итого 60 34 26

           3. Результаты обучения и критерии оценки

Наимено вание разделов Содержание раздела Результаты обучения Критерии оценки

1

Механика

Графики и уравнения кинематики движения тела; относительное движение; кинематика криволинейного движения.

 Силы; сложение сил; законы Ньютона; закон Всемирного тяготения; движение тела в гравитационном поле.

Центр масс; виды равновесия.

сообщающиеся сосуды; принцип Паскаля; атмосферное давление; опыт Торричелли.

Законы сохранения импульса и механической энергии; упругое и неупругое соударение.

Ламинарное и турбулентное течение жидкостей и газов; движение тела в вязкой жидкости.

 

 

1) 1) Объяснять движения тел без учета их масс и действующих на них сил. 1) Высказывает суждения о роли физики в современном мире и аргументирует собственное мнение; 2) Применяет кинематичесие уравнения при решении задач и анализирует графики движения; 3) Приводит примеры классического закона сложения скоростей и перемещений из повседневной жизни; 4) Определяет величины характеризующие криволинейное движение.
2) 2) Объяснять движения тел под действием приложенных к ним сил.   1) Раскрывает содержание законов Ньютона и определяет равнодействующую силу; 2) Понимает закон всемирного тяготения и описывает движение космических аппаратов; 3) Описывает изменения физических величин при движении тела, брошенного под углом к горизонту и вертикально.
3) 3) Знать условия равновесия материальных тел под действием сил и движение жидкостей и газов. 1)  Определяет центр масс абсолютно твердого тела и поясняет различные виды равновесия; 2) Описывает закон Паскаля и  объясняет его  применение; 3) Объясняет термин гидростатического давления.
4) 4) Знать законы сохранения импульса и полной механической энергии для тел замкнутой системы любых размеров: как для частиц микромира, так и космических тел. 1) Раскрывает содержание понятия импульса и энергии;  2) Объясняет законы сохранения импульса и энергии; 2) Применяет законы сохранения импульса и полной механической энергии при решении задач.
5) Описывать движения жидкостей и газов, которые связаны с наличием внутреннего трения между их слоями и сжимаемостью. 1) Объясняет ламинарное и турбулентное течения жидкостей и газов; 2) Описывает движение тела в вязкой жидкости.    

2

Молекулярная физика

 

Основные положения молекулярно-кинетической теории газов; кристаллические и некристаллические вещества; модели твердых тел, жидкостей и газов; термодинамические параметры; идеальный газ; основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.

Уравнение состояния идеального газа; изопроцессы; графики изопроцессов; адиабатный процесс.

Внутренняя энергия идеального газа; термодинамическая работа; количество теплоты; теплоемкость; первый закон термодинамики; применение первого закона термодинамики к изопроцессам; адиабатный процесс; второй закон термодинамики; тепловой двигатель.

Насыщенный и ненасыщенный пар; влажность воздуха; критическое состояние вещества; поверхностное натяжение; смачивание; капиллярные явления; точка росы.

1)Знать основы молекулярно- кинетической теории газов. 1) Описывает основные положения МКТ и модель идеального газа; описывает модели твердых тел, жидкостей и газов; 2) Описывает модели твердых тел, жидкостей и газов на основе МКТ; 3) Различает структуру кристаллических и некристаллических твердых веществ.
2) Описывать уравнение, связывающие между собой термодинамические параметры. 1) Объясняет процессы, происходящие с данной массой газа при каком-то неизменном термопараметре (закон Бойля-Мариотта, закон Гей-Люссака, закон Шарля); 2) Применяет газовые законы при решении задач.
3) Объяснять явления, связанные со взаимным превращением механической и внутренней энергий и передачей внутренней энергии от одного тела к другому. 1) Описывает смысл первого и второго законов термодинамики; 2) Описывает принцип работы и применение теплового двигателя.  
4)Объяснять механические свойства жидкостей и газов, их движение и движение твердых тел в них. 1) Определяет  относительную влажность воздуха; 2) Объясняет природу поверхностного натяжения и роль капиллярных явлений в повседневной жизни.

3

Электри

чество и магнетизм

 Электрический заряд; закон Кулона; электрическое поле; напряженность электрического поля; потенциал; разность потенциалов электрического поля; связь между напряженностью и разностью потенциалов для однородных электрических полей; электроемкость; конденсаторы; энергия электрического поля.

Электрический ток. Электродвижущая сила и внутреннее сопротивление источника тока. Закон Ома для полной цепи; Работа и мощность электрического тока; Коэффициент полезного действия источника тока; стоимость потребляемого тока.

Электрический ток в металлах; сверхпроводимость; электрический ток в полупроводниках; полупроводниковые приборы; электрический ток в растворах и расплавах электролитов; законы электролиза; электрический ток в газах; электрический ток в вакууме.

Магнитное поле; взаимодействие проводников с током; опыты Ампера; вектор магнитной индукции; правило буравчика; сила Ампера; правило левой руки; движение заряженной частицы в магнитном поле; магнитные свойства вещества; искусственные магниты; соленоид.

Магнитный поток; явление электромагнитной индукции; закон электромагнитной индукции; правило Ленца; энергия магнитного поля; электродвигатель и электрогенератор постоянного тока.

1) Описывать взаимодействие неподвижных зарядов.   1) Объясняет свойства электрического поля и определяет его силовую характеристику; 2) Описывает действие электростатического поля на движение заряда; 3) Сравнивает характеристики гравитационного и электростатического полей. 4) Объясняет роль конденсатора в простой элкетической цепи.
2) Объяснять законы постоянного тока. 1) Применяет закон Ома для полной цепи и понимает последствия короткого замыкания; 2) Объясняет понятия электродвижущая сила и внутренее сопротивления; 3) Производит практические расчеты стоимости работы от мощности бытовых приборов.
3) Знать законы о величинах, характеризую щих электрический ток. 1) Сравнивает принцип возникновения электрического тока в различных средах; 2) Экспериментально определяет условия возникновения тока в электролитах; 3) Приводит примеры использования полупроводниковых приборов; 4) Описывает явление сверхпроводимости и его практическое применение.
4) Описывать вид материи, которая действует на движущийся заряд (проводники с током, тела, обладающие магнитным моментом). 1) Определяет величину, характеризующую магнитное поле проводников; 2) Применяет правило левой руки и описывает действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы и на проводник с током; 3) Называет  современные области использования и применения магнитных материалов.
5) Описывать явление электромагнитной индукции. 1) Объясняет возникновение электродвижущей силы при изменении магнитного потока; 2) Объясняет правило Ленца; 3) Объясняет принцип действия электромагнитных приборов; 4)  Объясняет практическое значение  магнитно-резонансной томографии.

4

Колебания

Уравнения и графики гармонических колебаний.

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания; аналогии между механическими и электромагнитными колебаниями.

Генератор переменного тока; вынужденные электромагнитные колебания; резонанс напряжений в электрической цепи; производство, трансформатор; производство и использование электрической энергии в Казахстане и в мире.

 

 

1) Объяснять периодические изменения физической величины, описывающей механическое движение.   1) Описывает гармонические колебания (х(t), v(t), a(t))  экспериментально, аналитически и графически.
2) Описывать условия возникновения свободных и вынужденных электромагнитных колебаний и проводить аналогии между механическими и электромагнитными колебаниями. 1) Проводит аналогии между механическими и электромагнитными колебаниями; 2) Описывает условия возникновения свободных и вынужденных колебаний.
3) Описывать вынужденные электромагнитные колебания, которые возникают под действием внешней, периодически изменяющейся ЭДС. 1) Характеризует переменный ток, используя такие физические величины как период, частота, максимальное и эффективное/действующее значения напряжения, тока, электродвижущая сила; 2)Объясняет условие резонанса и называет сферы его применения; 3) Экспериментально определяет число витков в обмотках трансформатора; 4) Исследует принцип работы генератора переменного тока, используя модель генератора;  5) Объясняет экономические преимущества переменного тока высокого напряжения при передаче электрической энергии;  6) Оценивает преимущества и недостатки источников электроэнергии в Казахстане.
5  Волны Излучение и прием электромагнитных волн; радиосвязь; детекторный радиоприемник; аналогово-цифровой преобразователь; каналы связи; средства связи.   1) Ознакомить с механизмом распространения электромагнитной волны.   1) Объясняет условия возникновения электромагнитных волн и описывает их свойства; 2) Описывает модуляцию и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний. 3) Объясняет принцип работы радиосвязи. 4) Объясняет преимущества передачи сигнала в цифровом формате в сравнении с аналоговым сигналом.

6

Оптика 

 Интерференция света; Дифракция света. Дифракционные решетки; поляризация света.

Геометрические законы оптики; преломление в плоскопараллельной пластине; полное внутреннее отражение; светотвод, оптические приборы.

 

1) Знать закономерности распространения света, процессы взаимодействия света с веществом, природу света. 1) Описывает условия, необходимые для наблюдения интерференции и дифракции световых волн; 2) Объясняет применение дифракционной решетки для определения длины волны. 3) Экспериментально исследует поляризацию света.
2) Объяснять распространение света, опираясь на законы геометрии. 1) Экспериментально определяет показатель преломления стекла; 2) Объясняет преимущества оптоволоконной технологии при передаче световых сигналов; 3) Строит и объясняет ход лучей в системе линз (лупа, телескоп, микроскоп).

7

Квантовая физика

Единство корпускулярно-волновой природы света; виды излучений; спектры; спектральные аппараты; спектральный анализ; инфракрасное и ультрафиолетовое излучение; рентгеновские лучи; шкала электромагнитных излучений; фотоэффект; применение фотоэффекта; давление света; химическое действие света; лазеры; голография; фотография, томография.

Естественная радиоактивность; закон радиоактивного распада; атомное ядро; нуклонная модель ядра; изотопы; энергия связи нуклонов в ядре; ядерные реакции; искусственная радиоактивность; деление тяжелых ядер; цепные ядерные реакции; критическая масса; биологическое действие радиоактивных лучей; защита от радиации; ядерный реактор; ядерная энергетика; термоядерные реакции.

1) Объяснять законы атомной и квантовой физики. 1) Приводит доказательные примеры проявления корпускулярной и волновой природы электромагнитного излучения; 2) Описывает метод спектрального анализа и область его применения; 3) Различает электромагнитные излучения по их природе возникновения и взаимодействию с веществом; 4) Объясняет природу фотоэффекта, приводит примеры его применения; 5) Описывает химическое действие света на примере фотосинтеза и процессов в фотографии; 6) Сравнивает компьютерную и магнито-резонансную томографию; 7) Объясняет действие и применение лазера.
2) Знать структуру, свойства и взаимные превращения атомных ядер и другие явления, происходящие в микромире. 1) Объясняет явления радиоактивного распада (  и ) и термин периода полураспада; 2) Объясняет процессы распада и синтеза ядра; 3) Объясняет природу ионизирующего эффекта и проникающей способности радиоактивных излучений; 4) Описывает обработку, применение, хранение и технику безопасности радиоактивных материалов; 5) Описывает устройство и принцип работы ядерных реакторов.  
8 Нанотехнология и наноматериалы Основные достижения нанотехнологии, проблемы и перспективы развития наноматериалов. 1) Знать основные достижения нанотехнологии. 1) Объясняет физические свойства  наноматериалов  и способы их получения; 2) Называет сферы применения нанотехнологии.
9 Космология Мир звезд; расстояние до звезд; переменные звезды; наша Галактика; открытие других Галактик квазары; теория Большого взрыва; красное смещение и определение расстояний до галактик; черные дыры; расширение Вселенной; основные этапы эволюции Вселенной; модели Вселенной; жизнь и разум во Вселенной; темная материя, нейтронные звезды, сверхновые, диаграмма Герцшпрунга-Рассела. 1) Знать свойства и эволюцию Вселенной в целом. 1) Описывает звездное небо и основные принципы ориентирования по звездам 2) Объясняет, что звезды классифицируются по яркости света и характеризуются понятиями как видимая звездная величина и абсолютная зведная величина; 3) Использует диаграмму Герцшпрунга-Расселя для объяснения эволюции звезд; 4) Описывает использование новых методов для определения расстояний; 5) Высказывает мнения об ускорении Вселенной и темной энергии; 6) Определяет возраст Вселенной, используя закон Хаббла.

 

                   

        Перечень рекомендуемых лабораторных работ:

Лабораторная работа № 1. «Исследование движения шарика в жидкостях различной вязкости»

Лабораторная работа № 2. «Исследование условия возникновения тока в электролитах»

Лабораторная работа № 3. «Определение числа витков в обмотках трансформатора».

Лабораторная работа № 4. «Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки».

Лабораторная работа № 5. «Наблюдение поляризации света».

Лабораторная работа № 6. «Определение показателя преломления стекла»

Лабораторная работа № 7. «Определение периода полурасп

 

       4. Перечень литературы и средств обучения

 

Основная

1. Д.Казахбаева,  Б.Кронгарт, У.Токбергенова. Физика. Учебник.    

Мектеп.   2019.

2. Н.Закирова,  Р.Аширов.  Физика.  Учебник + СD.  Арман-ПВ. 2019.

3. С.Туякбаев, Ш.Насохова, Б.Кронгарт, В.Кем, В.Загайнова. Физика.  

Учебник. Мектеп. 2015.

4. Н.Закирова, Р.Аширов.  Физика.  Дарслик. Арман-ПВ. 2019.

 

Дополнительная

1. Н.Закирова, Р.Аширов.  Физика. Книга для учителя. Арман-ПВ. 2019.

2. С.Туякбаев, Ш.Тынтаева, Ж.Бакынов, В.Загайнова. Физика.  

Дидактические материалы. Мектеп. 2015.

3. С.Туякбаев, Ш.Тынтаева, Ж.Бакынов. Сборник задач. Мектеп. 2015.

4. А.П.Рымкевич, Сборник задач по физике. Алматы. Мектеп.  2011.

 

Дополнительные рекомендуемые средства обучения:

-  справочно-инструктивные таблицы;

- мультимедийный проектор;

- дидактические материалы;

- компьютерный класс.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: