Http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/15/detskaya-initsiativa

Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии требованиями ФГОС ДО.

Инициатива:

1. Внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание, почин. Руководящая роль в каких-либо действиях.

2. Способность к самостоятельным, активным действиям; предприимчивость.

3. Активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.

Можно сказать, инициатива – внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей в эту деятельность, беря на себя руководящую роль.

Для развития инициативности нужно:

1. Давать простые задания (снимать страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).

4. Научить грамотно реагировать на собственные ошибки.

Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.

В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.

Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.

Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.

Года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

1) предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;

2) отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;

3) не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;

4) формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;

5) побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);

6) поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;

7) устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;

8) проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и потарапливания детей;

9) для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;

10) содержать в доступном месте все игрушки и материалы;

11) поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.

Года

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержания инициативы ребёнка 3-4 лет взрослым необходимо:

1) создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;

2) рассказывать детям о из реальных, а также возможных в будущем достижениях;

3) отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;

4) всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;

5) помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;

6) способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;

7) в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;

8) не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;

9) учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;

10) уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;

11) создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;

12) всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

Лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

1) способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;

2) обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;

3) создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;

4) при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;

5) не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;

6) обязательно участвовать в играх детей по их приглашению (или при их добровольном согласии) в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно (прием телефона, введения второстепенного героя, объединения двух игр);

7) привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;

8) побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;

9) привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;

10) читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.

Лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.

Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

1) создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

2) уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;

3) поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)

4) создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;

5) при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;

6) привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;

7) создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.

Лет

Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:

1) вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;

2) спокойно реагировать на неуспех ребёнка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;

3) создавать ситуации, позволяющие ребёнку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

4) обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;

5) поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;

6) создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;

7) при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;

8) проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;

9) презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.).

Литаратура:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/10/15/detskaya-initsiativa


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: