Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»

Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»»

                                         Подготовила воспитатель 1 младшей группы «Чебурашка»

МБДОУ д/с №15 «Ручеёк»

Захарченко Татьяна Николаевна

 

Петровск

2020 год

Технология STEM образования.

Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»

 

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: подготовить ребенка к жизни в обществе будущего, которое требует от него особых интеллектуальных способностей, направленных в первую очередь на работу с быстро меняющейся информацией. Развитие умений получать, перерабатывать и практически использовать полученную информацию и лежит в основе STEM-образования.

Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S — science, T — technology, E — engineering, M — mathematics: естественные науки, технология, инженерное искусство, математика. Именно поэтому сегодня система STEM развивается как один из основных трендов. STEM-образование основано на применении междисциплинарного и прикладного подхода, а также на интеграции всех четырёх дисциплин в единую схему.

Технология STEM-образования базируется на проектном методе, в основе которого всегда лежит ситуация познавательного и художественного поиска,- как в получении знаний на основе собственного опыта практической деятельности, так и последующего применения полученных знаний в приоритетных видах детской деятельности: игре, конструировании, познавательно-исследовательской деятельности с элементами технического творчества.

Взаимосвязь и тесное взаимодействие областей знаний, объединенных в понятии «STEM-образование», делает процесс развития разноплановым и многопрофильным и позволяет детям понять непростой и очень интересный окружающий нас мир во всем его многообразии: наука, очевидно присутствует в мире вокруг нас, технология неизбежно проникает во все аспекты нашей жизни, инженерия демонстрирует свои возможности в окружающих нас зданиях, дорогах, мостах и механизмах, и ни одна профессия, ни одно из наших каждодневных занятий в большей или меньшей степени не может обойтись без математики.

STEM - подход дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.

Что же входит в «STEM-образование и какие образовательные задачи решаются:

Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»

- Экспериментирование с предметами окружающего мира;

- Освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами;

- Освоение пространственных отношений;

- Конструирование в различных ракурсах и проекциях.

Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»

-формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности;

-осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия;

-формирование экологического сознания

«LEGO - конструирование»

- способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности;

-умение группировать предметы;

-умение проявлять осведомленность в разных сферах жизни;

-свободное владение родным языком (словарный состав, грамматический строй речи, фонетическая система, элементарные представления о семантической структуре);

-умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез.

Образовательный модуль «Математическое развитие»

-комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

Образовательный модуль «Робототехника»

-развитие логики и алгоритмического мышления;

-формирование основ программирования;

-развитие способностей к планированию, моделированию;

-обработка информации;

-развитие способности к абстрагированию и нахождению закономерностей;

- умение быстро решать практические задачи;

-овладение умением акцентирования, схематизации, типизации;

-знание и умение пользоваться универсальными знаковыми системами (символами);

-развитие способностей к оценке процесса и результатов собственной деятельности.

Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»

-освоение ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) и цифровых технологий; -освоение медийных технологий;

- организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества.

Каждый модуль направлен на решение специфичных задач, которые при комплексном их решении обеспечивают реализацию целей STEM-образования: развития интеллектуальных способностей в процессе познавательно-исследовательской деятельности и вовлечения в научно-технического творчество детей младшего возраста.

 

Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля» лежит в основе STEM-образования, так как теоретические позиции и практические разработки автора созвучны современным педагогическим идеям. Целью данного образовательного модуля является формирование естественнонаучной картины мира и развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста на основе дидактической системы Фридриха Фрёбеля. Кроме того, дидактическая система Ф. Фрёбеля в силу своей универсальности может выступать в качестве основополагающей для пропедевтики STEM-образования (science — наука, technology — техника, engineering — инженерия, mathematics — математика), поскольку в ней систематизированы знания из всех перечисленных областей.  В 1837 году Фрёбель открыл в германском Бланкенбурге первый «детский сад». Идея о том, что дети — «цветы жизни», а воспитатели — «прекрасные садовницы», до сих пор является гимном гуманистической педагогики!

Фрёбель считал, что каждый ребёнок от рождения наделен инстинктами деятельности (активности), познания, художественным и религиозным. Инстинкты эти имеют божественное происхождение. Соответственно, процесс воспитания, саморазвитие ребёнка — не что иное, как последовательное выявление в нём божественного начала. А будучи сторонником концепции идеализма, согласно которой идея (дух) первична над материей, Фрёбель видел путь к уничтожению общественного зла и улучшению нравов через воспитание детей с самого раннего возраста, через ненавязчивое, но планомерное развитие их врождённых способностей. В числе идей Фрёбеля — создать единую систему учреждений для любого возраста, так как воспитание человека длится, по сути, всю его жизнь. Фрёбель считал целью воспитания развития природных способностей ребенка - его самораскрытие. С точки зрения Ф. Фребеля цель всеобщего образования состоит в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью, а не в том, чтобы с ранних лет готовить детей предопределенному месту в обществе или обучать их какой-либо профессии.

Образовательная программа, реализованная Фрёбелем в созданных им учреждениях, была весьма обширной. Она включала такие предметы, как искусство, естествознание, история и языки; дети изучали природные ресурсы, способы их использования и переработки сырья; уделялось внимание трудовому воспитанию. Образовательный процесс был двусторонним, с обоюдным включением в него ребёнка и наставника. Педагоги должны были проявлять, наряду с требовательностью и строгостью, гибкость, снисходительность, искреннюю заинтересованность в развитии индивидуальных качеств детей. Воздействие на ребёнка производилось путём побуждения к различным видам деятельности. Основными из них Фрёбель считал игру, учёбу и труд, в ходе которых получают развитие природные способности. Такой подход реализовывался на всех этапах обучения, в том числе и в детских садах, где в центре внимания оказывалась игра под руководством специально обученных воспитательниц - «садовниц». Всё многообразие занятий, в которые предлагается вовлекать детей, Фрёбель объединил в стройную систему. В своей работе он опирался на представление о природе ребёнка: его подвижности, непосредственности, прогрессе физических и умственных сил, общительности, любознательности. Это нашло отражение в созданной им методике дошкольного воспитания, которая базируется на развитии органов чувств, движений, мышления и речи. Фрёбель обосновал воспитательно-образовательное значение игры для развития маленьких детей и предложил особый дидактический материал — так называемые «Дары»: систему занятий с геометрическими телами для развития пространственных представлений, восприятия движения, формы, цвета, величины, числа, способностей к конструированию. Широко вводились дополнительные материалы, такие как камешки, песок и палочки; много времени уделялось беседе, рассказыванию, пению, моделированию, вырезанию, рисованию, посильному труду и наблюдениям на свежем воздухе — в огороде, цветнике или саду. Игра является базовой потребностью ребёнка, инстинктивным, естественным состоянием, собственно, жизнью, считал Фрёбель. Именно через игру ребёнок транслирует свое восприятие действительности и свои внутренние силы; через его действия, будь то укачивание куклы или имитация работы, можно понять, что малыш чувствует, испытывая на себе то или иное воздействие окружающих людей: родителей, друзей, воспитателей, соседей. Кроме того, Фрёбель указывал на неразрывную связь детской игры и развития речи. Фрёбель полагал, что с помощью специальных материалов для игр можно раскрыть потребности детей, развить их индивидуальные способности. Фактически немецкий педагог первым в истории придумал образовательные средства, которые сегодня самым широким образом используются и в практической деятельности — и воспитателями в детских сада, и родителями дома.

Ф. Фрёбелю принадлежит всем известная возрастная периодизация «младенчество, детство, отрочество, юность». Каждому периоду в ней соответствуют виды деятельности, оптимальные именно в это время для эффективного развития, и способы наиболее продуктивного влияния. Например, уход является ключевым воздействием на ребёнка в младенчестве, воспитание — в детстве, и обучение — в отрочестве. Также важно своевременно определить, с какими объектами ребёнок будет контактировать по мере развития. Надо создать вокруг него предметную среду, которая послужит делу развития личности, мотивации к постижению окружающей действительности. Исходя из этого принципа, Фрёбель создал систему «Даров». Изначально их было шесть.

1 дар - Разноцветные текстильные мячики на веревочках (цвета радуги + белый) могут использоваться для игр с младенческого возраста. Они очень необычные, рельефные, приятные на ощупь. Их можно катать, опускать и поднимать, покачивать. Ребенок узнает, что такое «вверх», «вниз», «вокруг», «прямо», «вправо», «влево». Он знакомится со свойствами шара: отсутствием углов, неустойчивостью.

2 дарОсновные тела (шар, куб, цилиндр). Ребенок знакомится с основными геометрическими фигурами. Он сравнивает их, находит общее и различное. Игрушки имеют металлические крючки, поэтому их можно подвесить на перекладину за веревочки.

  3дарКуб из кубиков. Куб, разделенный через центр на части, на 8 кубиков, из которых  можно сложить один большой куб. Ребенок учится считать, понимать, что такое часть и целое, как из маленьких элементов сделать большой. Из кубиков можно строить башни.

4 дарКуб из брусков. 8 брусков, имеющих определенную величину, равновесие, устойчивость и тяжесть. Ребенок наблюдает, как из одной фигуры, можно собрать совершенно другую – куб. Можно собирать не только башни, но и более сложные конструкции, сравнивать их между собой.

5 дар – Кубики и призмы. Куб, разделенный на 27 частей, некоторые из которых разделены по диагонали. Предназначается для детей старшего дошкольного возраста. В играх с ними происходит усвоение математических понятий, понятий углов многоугольника.

6 дарКубики, столбики и кирпичики. Куб, разделенный на 27 частей разной формы (цилиндры и половинки цилиндров). Это открывает большие возможности для конструирования. Ребенок знакомится с новыми фигурами. При помощи этого дара, ребенок познает понятие «делимое» и «неделимое». 

Последователи Фрёбеля увеличили это число до 14, однако оригинальная традиция является самой признанной в мировой педагогике.

7 дарЦветные фигуры. Плоские фигуры: треугольники, квадраты, круги и полукруги. Они выполнены в разных цветах и отличаются маленькими размерами. Из этих элементов можно собрать разные рисунки. Их используют в качестве счетного материала.

8 дарПалочки. Они отличаются по длине, а также по цвету. Есть неокрашенные детали. Предметы используются не только для создания рисунков, но и обучения счету, решению задач.

9 дарКольца и полукольца. Из тонких колец и полуколец можно выстраивать разные рисунки. Ребенок создает узоры, таким образом, осваивая письмо и рисование. Предусмотрены окрашенные и неокрашенные элементы. Они отличаются между собой и по диаметру.

10 дарФишки. 9 разных цветов. Их можно смешивать и разбирать, наглядно иллюстрировать примеры и задачи. Развивается мелкая моторика, логическое мышление.

11 дар – Цветные тела. Бусины сделаны в виде разных геометрических фигур: шаров, цилиндры, половинок цилиндра, треугольных и четырехугольных призм, параллелепипедов. Они отличаются и по цвету. Их можно нанизывать на веревочку, решать таким образом разные задачи. Фигурки достаточно крупные и легко удерживаются в детской ручке. Ребенок может сортировать их. Это хороший счетный материал.

12 дарМозаика, шнуровка. Оригинальная мозаика от Фребеля отличается наличием цветных веревочек, которыми можно соединять разные фишки. Из них можно собрать разные изображения: от простых до сложных. Детали отличаются округлыми формами, поэтому безопасны. Они плотно вставляются в основу и не выпадают из нее. Можно соединять веревочками только одинаковые по цвету фишки или создавать с их помощью рисунок.

13 дарБашенки. В комплекте 27 деталей. Они сделаны в виде мелких кирпичиков и кубиков, половинок цилиндров и т.д. Если сложить все детали, они образуют куб. Сложность набора заключается в разной форме элементов. Детали не окрашены. Они приятные на ощупь.

14 дарАрки и цифры. Ребенок знакомится с необычными фигурами, из которых можно собрать круг разного диаметра. Он сравнивает размеры, усваивает понятие «пропорция».

Игры с дарами имели у Ф. Фребеля филосовскую основу. Он считал, что через них ребенок понимает единство и многообразие мира и его божествен- ное начало, философские законы построения Вселенной. И шар, куб и цилиндр существовали в его играх не сами по себе, а как определенные символы, которые ребенок постигает.

Структурно-образовательный модуль состоит из двух содержательных блоков. Это «Наборы для развития пространственного мышления № 1» (по системе Ф. Фрёбеля), которые соответствуют первоисточнику, и «Наборы для развития пространственного мышления № 2» (по системе Ф. Фрёбеля) — модификации исходных материалов в виде мягких напольных модулей, которые перемещают ребёнка с ограниченной площади стола в игровое пространство помещения. Он расширяет не только двигательные возможности детей. Работа с мягкими модулями в другом пространстве позволяет на практике освоить понятие «ракурса» как точки зрения на объект, в пространстве, а также получаемой проекции (изображения) объекта в данной части пространства. Представления ребёнка постепенно приобретают гибкость, подвижность, он овладевает умением оперировать наглядными образами: представлять себе предметы в разных пространственных положениях, мысленно изменять их взаимное расположение.

 В дошкольном возрасте образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фрёбеля» используется в полном объёме, и педагог осуществляет выбор содержания, исходя из индивидуальных особенностей и приоритетов воспитанников. Чёткой возрастной соотнесённости наборов нет. Их использование в образовательном процессе может проходить как в обязательной части основной образовательной программы ДОО, являясь дополнительным материалом для решения поставленных педагогом образовательных задач, так и в части, формируемой участниками образовательных отношений, в режиме студийно-кружковой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: