Развития плавного ротового выдоха

Какие трудности возникают у ребенка

В процессе говорения?

Как показывает наш опыт, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесение каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного слитного речевого высказывания. Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух.Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становиться нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без сопровождения логических пауз. Поэтому регулярные дыхательные упражнения для детей полезны не только общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи. Для хорошего развития речи особенно важно умения ребенка дышать равномерно, плавно, с удлиненным выдохом.

Учимся правильно дышать.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Параметры правильного ротового выдоха: - выдоху предшествует сильный вдох через нос – «набираем полную грудь воздуха»; - выдох происходит плавно, а не толчками; - во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; -во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выдоха воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, ка должен выходить воздух); -выдыхать следует пока не закончится воздух; -во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вздохов. При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь ввиду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени.
ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ

Игры и

Упражнения для

развития плавного ротового выдоха.

Лети, бабочка! Оборудование: 2–3 яркие бумажные бабочки. Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Ветерок. Оборудование: бумажные султанчики(метёлочки) Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашевелились на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Листопад Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объявить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха)
Кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
Футбол Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
Шторм в стакане Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными)

 СФОРМИРОВАВ СИЛЬНЫЙ ПЛАВНЫЙ ВЫДОХ У РЕБЁНКА, МОЖНО

ПРИСТУПАТЬ К ТРЕНИРОВКЕ СОБСТВЕННОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

После подготовительного периода, направленного на развитие

 физиологического дыхания, следует постепенно переходить к РАЗВИТИЮ      

СОБСТВЕННОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ. На данном этапе целесообразно         

использовать не только упражнения, направленные на развитие

плавильного выдоха и вдоха, но и вводить задания с воспроизведением

речевого материала.

   Вот несколько примеров:

· Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать»

(А-А-А), «Дует сильный ветер» (У-У-У), «Пой со мной» («У-У-У» Теперь

«О-О-О», «И-И-И», «Э-Э-Э» и др.

· Длительное протяжное произнесение сочетаний из двух гласных звуков: «Девочки поют» (АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т.д.)

· Длительное произнесение на одном выдохе согласного звука ([Ф]- «Сдулся шарик»), (Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш»), («С-С-С»- работают насосы)

· Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («Па-па-па»), «Зайка капает» (КО-КО-КО, КУ-КУ, КРЯ-КРЯ-КРЯ, КУ-КА-РЕ-КУ, ЧИК- ЧИРИК) и т.д.

· Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер.  Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер».

· Проговаривание скороговорок и чистоговорок: СА-СА-САнки, ЛО-ЛО-Ложка.

· Выразительное чтение стихотворений.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо придерживаться следующих правил:

· Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении; · При выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребёнка (первый признак утомления- зевота-симптом кислородной недостаточности); · При выполнении дыхательных упражнений необходимо следить за позой ребёнка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны); · При выдохе ребёнок не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щеки, при выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребёнка к ощущениям диафрагмы; · Дыхательные движения лучше Производить плавно, под счет, музыку; Дидактический материал, используемый для дыхательных упражнений, должен быть легким – ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шарик и т.д., он должен располагаться на уровне рта.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: