Статья: https://www.rosimperija.info/post/702

«Но каторга 120 друзей, братьев, товарищей — ужасна» (из письма Пушкина П. Вяземскому). Как бы ни пересматривалась история, как бы ни переставлялись акценты, как бы ни переосмысливались события, но из песни, как говорится, слов не выкинешь. Человек, как известно, в течение своей жизни меняется: мировоззренчески, нравственно, духовно. Многие исследователи утверждают, что Пушкин умер христианином – и с этим вполне можно согласиться. Христианские же воззрения несовместимы с бунтом, восстанием против власти, убийством… Но есть его слова, в которых он называет декабристов «друзьями, братьями, товарищами», есть неопровержимые факты его дружбы с декабристами, есть его «Послание в Сибирь». Вот с этой позиции факта и рассматривается нами данная тема. Предположения и домыслы таковыми пусть и остаются.

Первая организация декабристов Союз спасения образовалась в 1817 г. Ее цель – борьба за ограничение самодержавия и борьба с крепостным правом. В эту организацию входит лицейский друг Пушкина Иван Иванович Пущин. В этом же году друзья заканчивают Лицей и Пушкин пишет свою оду «Вольность»: «Увы! куда ни брошу взор — Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы; Везде неправедная Власть В сгущенной мгле предрассуждений Воссела — Рабства грозный Гений И Славы роковая страсть.»  Конечно же, в то время направление мыслей поэта и чаяния декабристов вполне совпадали. А вот декабрист Поджио в своих «Записках» позже скажет, что их путь – путь открытого восстания, а не тайная борьба за власть путем дворцовых заговоров и подлого цареубийства (он говорит здесь об убийстве Павла I): «Пьяная буйная толпа врывается к нему и отвратительно, без малейшей гражданской цели, его таскает, душит, бьет и убивает. Убийцы были награждены. За ними был легкий и жалкий успех. Нет, не они нам пример». Об отношении к крепостному праву Пушкин говорит в стихотворении «Деревня», написанном им в 1819 г.:  «Здесь барство дикое, без чувства, без закона, Присвоило себе насильственной лозой  И труд, и собственность, и время земледельца. Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, Здесь рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца. Здесь тягостный ярем до гроба все влекут, Надежд и склонностей в душе питать не смея, Здесь девы юные цветут Для прихоти бесчувственной злодея». Его отношение к крепостному праву, выраженное в стихах, вполне соответствует отношению к этому вопросу декабристов. Необходимость отмены крепостного права как унизительного для человека явления очевидна как для декабристов, так и для Пушкина. В 1820 г. Пушкин был сослан на юг за свои политические стихи, там он знакомится с членами тайного общества Союза благоденствия М. Орловым, К. Охотниковым, В. Раевским, И. Якушкиным, часто бывает в Каменке. А Каменка, как мы знаем, была одним из штабов заговорщиков. Князь П. Вяземский писал: «Хоть Пушкин и не принадлежал к заговору, который приятели таили от него, но он жил и раскалялся в этой жгучей и вулканической атмосфере». Еще до своей ссылки на юг Пушкин был участником одного из литературных обществ декабристов «Зеленая лампа» (филиал Союза благоденствия), участники «Зеленой лампы» стояли на позициях ограничения монархии и завоевания этого ограничения революционным путем. В 1821 г. в Кишиневе Пушкин встречался и беседовал с Пестелем, а в 1822 г. он предупреждает В. Раевского, члена Южного тайного общества, о грозящем ему аресте (Пушкин жил в это время на квартире наместника Бессарабии генерала Инзова). Но постепенно взгляды Пушкина на необходимость революционных преобразований меняются, он все меньше верит в успех политической борьбы и начинает понимать, что народ ее не поддержит, т.к. он пассивен, а группа людей, пусть даже очень честная и целеустремленная, ничего изменить не может. В своей трагедии «Борис Годунов» он пишет: «Но знаешь ли чем сильны мы, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой, А мнением — да, мнением народным».

1 января 1825 г., когда Пушкин находился в Михайловском, его посетил лицейский друг Иван Пущин. После первых объятий и слез радости, расспросов и рассказов Пущин признался другу, что в России существует тайное общество и что он к нему принадлежит. А Следственная комиссия по делу декабристов установила, что вольнолюбивые стихи поэта использовались декабристами в качестве прокламаций, что они читались в армии.

Николай I «простил» Пушкина, но стихотворение «Арион» написано в 1827 г., уже после ссылки и казни декабристов, и в нем поэт говорит: «Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою. Я гимны прежние пою И ризу влажную мою Сушу на солнце под скалою.»

  О постоянных внутренних (и творческих) обращениях Пушкина к идее преобразования общества и поисках путей говорят последующие его произведения: «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Дубровский». И слова о «русском бунте, бессмысленном и беспощадном» говорят сами за себя. В 1828 г. голос Пушкина дошел в Сибирь. Вот как об этом вспоминает Иван Пущин: «1828 года 5 января привезли меня в Читу. Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день приезда призывает меня к частоколу А.Г.Муравьева и отдает мне листок бумаги, на котором написано было: «Мой первый друг…» Мой первый друг, мой друг бесценный, И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил; Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!» Эти стихи Пущин хранил как святыню до конца своих дней. Вместе с этим стихотворением поэт передал и другое – «Послание в Сибирь. На это стихотворное послание-поддержку ответил поэт-декабрист А. Одоевский, член Северного общества, принимавший участие в восстании и затем заключенный в Петропавловскую крепость. Каторгу и ссылку в Сибири отбывал с 1827 по 1837 год. Затем отправлен по приказу царя рядовым в действующую армию на Кавказ (Нижегородский драгунский полк), там он сблизился с М. Ю. Лермонтовым и Н. П. Огаревым. Это был умный, образованный и благородный человек; его называли даже «христоподобною» личностью. Умер А. Одоевский в 1839 г.в форте Лазоревском (сейчас это микрорайон Лазаревское в городе Сочи) от малярийной лихорадки. Лермонтов посвятил Одоевскому стихотворение «Памяти А. И. О.» («Я знал его: мы странствовали с ним.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: