Http://hrono.ru/proekty/rg/rgd062009_2.php

Внешний облик Пушкина стал известен читающей публике по гравюре Е. И. Гейтмана, приложенной к первому изданию поэмы «Кавказский пленник», напечатанной в 1822 году. С ростом популярности поэта увеличивалось число художников, желавших запечатлеть его образ. Сохранившиеся прижизненные портреты Пушкина имеют большую историко-литературную значимость и представляют непреходящую художественную ценность как выдающиеся произведения искусства.

Большинству художников Пушкин позировал, о чём сохранились письменные свидетельства самого поэта и мастеров, создавших его изображения. О происхождении некоторых портретов спорят до сих пор. Так, пока неизвестно, «с натуры ли рисован» исполненный в гравюре Т. Райтом последний прижизненный портрет; лишь совсем недавно опубликованы материалы о жизни и творчестве И. Л. Линева, создавшего в 1836–1837 годах живописный портрет поэта.

Имена некоторых живописцев время не сохранило. Остаётся неустановленным, кто написал первый портрет Пушкина-ребёнка, лишь недавно возглавивший пушкинскую иконографию. Наибольшей известностью пользуются живописные портреты Пушкина работы В. А. Тропинина и О. А. Кипренского, написанные оба в 1827 году. Портреты очень разные, как были разными мастера, их исполнившие, каждый по-своему стремившиеся пере- дать всю многогранность облика вели- кого поэта. На портрете Тропинина, которому Пушкин позировал в мастерской художника в Москве на Ленивке, поэт изображён в домашней обстановке; Тропининым подчёркнута интимность образа поэта-человека. Художник-романтик О. А. Кипренский, работавший в Петербурге, с присущей ему проникновенностью создал вдохновенный об- раз поэта — служителя муз, славу и надежду русской литературы. Журнал «Московский вестник» в первом номе- ре за 1828 год писал о работе прославленного мастера: «Кипренский очень удачно улавливает сходство: это качество — отличительная черта в портрете поэта Пушкина, им недавно написанного. Мастерское произведение! Гений поэта как будто бы одушевил художника; огонь вдохновения сам изобразился на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре светлый луч высоких творческих дум». Полотна Кипренского и Тропинина, находящиеся сей- час в Государственной Третьяковской галерее и Всесоюзном музее А. С. Пушкина, служили моделью многим художникам XIX — XX веков, обращавшимся к созданию образа поэта.

Трагическая гибель Пушкина побудила А. Н. Мокрицкого, А. Н. Струговщикова, В. А. Жуковского, Ф. А. Бруни и А. А. Козлова в последний раз — 29 и 30 января 1837 года — запечатлеть облик поэта. Эти первые посмертные изображения Пушкина отличает стремление передать трагизм гибели великого национального поэта, громадную невосполнимость общей потери. Конкурсы на проект памятника Пушкину в 1870-х годах вызвали к жизни работы скульпторов П. П. Забелло, И. Н. Шредера, М. М. Антокольского, С. И. Иванова. Лучшим был признан проект А. М. Опекушина, автора ныне всемирно известного памятника Пушкину в Москве. Открытие памятника 6 июня 1880 года превратилось во всенародный праздник. В своём выступлении И. С. Тургенев сказал: «Сооружение памятника Пушкину, в котором участвовала, которому сочувствует вся образованная Россия и на празднование которого собралось так много наших лучших людей… — это сооружение представляется нам данью признательной любви общества к одному из самых достойных его членов…»

Памятники А.С. Пушкину

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%90._%D0%A1._%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%83


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: