double arrow

Тема 1. Уголовно-исполнительное право и уголовно-исполнительное законодательство

Основные вопросы:

1. История развития Российского уголовно-исполнительного права и законодательства.

2. Понятие уголовно-исполнительное политки и её место в политике государства в сфере борьбы с преступностью.

3. Понятие уголовно-исполнительного права, предмет и метод. Место уголовно-исполнительного права в системе российского права.

4. Принципы уголовно-тсполнительного права и их система.

5. Наука уголовно-исполнительного права и её взаимосвязь с различными отраслями юридических наук.

6. Предмет и система курса уголовно-исполнительного права.

7. Понятие и содержание уголовно-исполнительного законодательства.

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите субъекты формирования уголовно-исполнительной политики.

2. Сформулируйте понятие уголовно-исполнительного права.

3. Каково соотношение уголовно-исполнительного права и уголовно-исполнительной политики.

4. Назовите общие, межотраслевые и отраслевые принципы уголовно-исполнительного права.

5. Раскройте содержание принципа законности.

6. В чём специфика проявления принципа гуманизма в уголовно-исполнительном праве.

7. Каково значение принципа демократизма в процессе исполнения (отбывания) наказания.

8. Что такое «равенство осужденных перед законом».

9. Охарактеризуйте принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания.

10. Как реализуется принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения.

11. Назовите предмет уголовно-исполнительного права.

12. Каковы основные методы уголовно-исполнительного права.

13. Восстановление социальной справедливости относится к целям уголовно-исполнительного права.

14. Каковы задачи уголовно-исполнительного права, определённые законодателем.

15. Назовите предмет, метод и систему науки уголовно-исполнительного права.

Задачи-казусы:

Задача № 1

Прокурор, посетив исправительную колонию строгого режима, выявил, что осужденный Кротов находится в данной колонии трое суток после истечения срока отбывания наказания, так как администрация исправительного учреждения не подготовила его личные документы.

Как должен поступить прокурор при выявлении данного факта? Назовите формы реагирования прокурора на выявленные в уголовно-исполнительной сфере нарушения законов?

Задача № 2

   В связи с обвинением в разбойном нападении, к Валикову 20 мая 1997 г. была применена мера пресечения в виде заключения под стражу. 21 июля 1997 г. он был осужден к лишению свободы сроком на четыре года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. 20 мая 2001 г. Валиков был освобожден из мест лишения свободы по отбытию срока наказания, назначенного по приговору суда.

С какого момента начались и прекратились уголовно-исполнительные правоотношения?

Задача № 3

В исправительную колонию строгого режима из следственного изолятора был доставлен для отбывания наказания осужденный по ч. 2 ст. 109 УК РФ к двум годам лишения свободы Дьяков. Во время приема осужденного оперативный дежурный выявил, что в личном деле Дьякова отсутствуют документы, подтверждающие вступление приговора суда в законную силу.

Вправе ли администрация исправительного учреждения принять для отбывания наказания осужденного Дьякова? Какие документы являются основанием для приёма осужденного в исправительную колонию?

Задача № 4

После вступления приговора суда в законную силу из следственного изолятора в исправительную колонию общего режима был доставлен осужденный Ларин. На основании приказа начальника колонии он был зачислен в строительную бригаду.

    Какие правоотношения возникли между осужденным и Администрацией исправительной колонии с учетом норм уголовно-исполнительного права?

 

Задача № 5

Осужденные Крылов и Пехтин, отбывающие наказание в исправительной колонии строгого режима, направили прокурору жалобу, в которой указали, что Администрация исправительного учреждения, в нарушение требований Уголовно-исполнительного законодательства, не предоставляет им и другим осужденным оплачиваемую работу, по этой причине они не могут оказывать материальную помощь своим семьям.

Обоснована жалоба осужденных? Вправе ли они требовать от администрации исправительной колонии оплачиваемую работу?

 

Задача № 6

Сорокин за совершение преступления средней тяжести был осужден судом на два года лишения свободы. С учетом срока предварительного заключения под стражу начало срока отбывания наказания Сорокину было определено с 1 мая. Приговор вступил в законную силу 15 июля.

Дайте определение уголовно-исполнительных правоотношений. С какого момента возникло уголовно-исполнительное правоотношение? Какое по форме это правоотношение?

Задача № 7

Жена подследственного Сорокина обратилась к Начальнику следственного изолятора с ходатайством о разрешении свидания с мужем. Начальник изолятора отказал в предоставлении свидания, сославшись на то обстоятельство, что он не уполномочен дать такое разрешение.

Прав ли Начальник следственного изолятора? Каков порядок получения разрешения на свидание с подследственным, ознакомленным с обвинительным заключением и числящимся за судом?

Задача №8

  Осужденный Петров И.Л., отбывающий наказание в исправительной колонии, обратился за разъяснением о порядке и условиях регистрации брака с гражданкой Новиковой С.Я.

  Дайте мотивированный ответ, основанный на положениях закона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: