Теоретические аспекты изучения проблемы

Ермолаева Ярослава Сергеевна

 

Студентка 4 курса, группа № 42

 

Формирование пар в спортивных танцах с учетом личностных особенностей спортсменов в возрасте (12-14 лет)

 

Дипломная работа по дисциплине

«Теория и методика избранного вида спорта»

Специализация – спортивный танец

 

 

                                                        Научный руководитель: 

                                                                              Емшанова Юлия Алексеевна

                                                                       

 

Научный руководитель:

Заведующий циклом

Спортивного танца

Соронович Игорь Михайлович

 

 

Киев - 2012

Содержание………………………………………………………………….

Ст.

Введение………………………………………………………………………

3
Раздел 1. Теоретические аспекты изучения проблемы формирования пар в спортивных танцах….......................   5
1.1 Исторические аспекты зарождения и развития спортивного танца, а также принципы формирования танцевальных пар………………………………………………………………     5
1.2 Психология эмоционального состояния  партнеров в спортивных танцах…………………………………………….     9
  1.3 Проблемы формирования устойчивых пар в возрасте 12-14 лет………………………………………………………………   11
1.4 Влияние совместимости на формирования устойчивых танцевальных пар в спортивном танце………………………   18

Выводы к 1 разделу…………………………………………………………..

24
Раздел 2. Методы и организация исследований…………………….. 25
2.1 Методы исследований………………………………………... 25
2.2 Организация исследований…………………………………... 28
Раздел 3. Роль личностных качеств танцоров в эффективном формировании пар ………………………………………….    30
3.1 Самооценка как фактор, влияющий на формирование стабильности в танцевальных парах…………………………   30
3.2 Исследование особенностей сплоченности срабатываемых и малосрабатываемых пар в спортивных танцах…………..   33

Выводы к 3 разделу…………………………………………………………..

40

Выводы ………………………………………………………………………

Практические рекомендации………………………………………………...

41 43

Список использованной литературы………………………………………..

45

Приложения…………………………………………………………………..

50

 

 

          Актуальность темы. В последнее 10-летие спортивные танцы стали невероятно популярны. Ведь это удивительно привлекательное зрелище и, в то же время - острая спортивная борьба.

Притягательность спортивного танца - в его зрелищности, в отношениях между мужчиной и женщиной. Как и при занятиях любым другим видом спорта, личность спортсмена-танцора формируется под влиянием этого вида спорта. Происходит процесс самопознания и самосовершенствования, развивается воля, уверенность в себе. Также, немаловажное значение имеет не только профессиональная подготовка танцора, но и такие факторы, как эмоциональная устойчивость, умение управлять собой, взаимопонимание партнеров в танцевальной паре [10].

На сегодняшний день, можно сказать, что спортивные танцы оказывают влияние не только на эстетическое и физическое, но в первую очередь на психологическое развития личности танцоров. Поэтому, основным фактором формирования устойчивых психологических отношений между партнером и партнершей являются взаимоотношения между ними. Особенно яркое выражение психологических отношений в паре можно заметить уже в подростковом возрасте, когда происходит формирование каждого танцора как личности, выражение симпатии друг к другу, взаимодополнение и взаимопонимание.

Актуальность нашей темы состоит в том, чтобы выявить личностные особенности танцоров, которые влияют на успешное формирование пар в спортивном танце. На основании полученных результатов, мы сможем разработать практические рекомендации, которыми смогут воспользоваться как тренеры, так и спортсмены. Использование наших рекомендаций значительно облегчит процесс формирования пар в спортивном танце.

 Цель исследований: определить влияние личностных особенностей на формирование пар в спортивном танце в возрасте 12-14 лет.

Задачи исследований:

1. Теоретически проанализировать существующие подходы к  формирования пар в спортивном танце.

2. Выявить личностные особенности танцоров, влияющие на взаимоотношения партнеров в танце.

    3. Выявить проблемы формирования устойчивых пар в спортивном танце в возрасте 12-14 лет.

   4. На основании полученных данных разработать практические рекомендации для оптимизации процесса формирования пар в спортивном танце для танцоров в возрасте 12-14 лет.

Объект исследований -  личностные особенности танцоров.

 Предмет исследования – личностные особенности танцоров и их влияние на особенности формирования пар в возрасте 12-14 лет.

Гипотеза: предполагается, что изучение личностных особенностей танцоров, их совместимость и срабатываемость позволит выявить критерии их сплоченности и на этой основе позволит разработать практические рекомендации для формирования пар в спортивных танцах в возрасте 

(12-14 лет).

Методы исследования:

1. Теоретический анализ данных специальной литературы;

2. Педагогический констатирующий эксперимент (с использованием спортивно-педагогических и психодиагностических методов).

3. Методы математической статистики.

 

 

 В исследовании принимали участия 26 спортсменов-танцоров (Е-Д класс).

Исследования состоялись на базе КСТ «Тандем» г. Золотоноша.

РАЗДЕЛ 1

теоретические аспекты изучения проблемы    

 формирования пар в спортивном танце

 1.1 Исторические аспекты зарождения и развития спортивного танца,              

  а также принципы формирования танцевальных пар

     Термин «бальные» относится к парным непрофессиональным светским танцам, возникшим в средневековой Европе. Эти танцы очень сильно видоизменялись,  любая эпоха европейской истории будь то Возрождение, Просвещение, классицизм, романтизм - порождала своеобразный танцевальный комплекс. На протяжении всего европейского культурного развития на бальный танец влияли самые разнообразные этнические источники, а также профессиональный танец [25;33].                                              

Бальные танцы ХХ века сложились на основе европейского танца, в который на рубеже XIX-XX веков вдохнула новую жизнь африканская и латиноамериканская музыкальная и танцевальная культура. Громадное большинство современных бальных танцев имеют африканские «корни», уже хорошо замаскированные технической обработкой европейской танцевальной школы. [10,14].

 В 1920-е годы в Англии при Императорским обществе учителей танцев возник специальный «Совет по бальным танцам». Английские специалисты стандартизировали все известные к тому времени танцы - вальс, быстрый и медленный фокстроты, танго. Так возникли конкурсные танцы, и с тех пор бальный танец подразделился на два направления - спортивный и soсial dance. В 1930 и 1950-е годы число стандартных бальных танцев увеличилось за счет того, что к ним добавилось пять латиноамериканских танцев (в таком порядке: румба, самба, джайв, пасодобль, ча-ча-ча).

 

Сейчас по спортивным танцам проводятся соревнования. Сформировалось три программы: европейская, латиноамериканская и так называемая «десятка», куда входят все десять танцев. Любительские чемпионаты мира проводятся под эгидой IDSF, а профессиональные - под покровительством английских танцевальных организаций. Наиболее престижными в мире продолжают оставаться английские конкурсы, в частности, UK Open. В Соединенных Штатах Америки сохраняется своеобразный национальный вариант как некоторых бальных танцев, так и проведения соревнований по ним. - «American Smooth», «American Rhythm». [16,17].

Слово «бал» пришло в русский язык из французского и происходит от латинского глагола ballare, который означает «танцевать». Из огромного разнообразия как элитных (историко-бытовых), так и народных танцев в группу бальных попали танцы, характеризующиеся следующими признаками:

1. Все бальные танцы являются парными. Пару составляют кавалер и дама, танцующие с соблюдением точек контакта. В Европейской программе этот контакт более плотный. Он сохраняется в течение всего танца. В Латиноамериканской программе контакт более свободный, чаще всего осуществляется за счет соединенных рук и иногда может как вообще теряться, так и усиливаться за счет натяжения при исполнении фигур. Поскольку исполнение бальных танцев требует определенных навыков и тренированности, их популярность в обществе снизилась с течением времени. Появление твиста в 1960-х годах ознаменовало конец парных танцев. Такие танцы, как вальс, танго, фокстрот и т. д. фактически перестали служить для массового развлечения. В истории бального танца открылась новая страница. [ 16,17 ].

   2. Все спортивные танцы так же являются парными. Однако в отличии от спортивных танцев, в Латиноамериканской программе контакт более свободный, чаще всего осуществляется за счет соединенных рук [33].

      

 

 Соревнования по спортивным танцам включают в себя два вида дисциплин: европейские и латиноамериканские танцы. Европейская программа спортивных танцев – это медленный вальс, танго, венский вальс, фокстрот и квикстеп 

 (быстрый фокстрот) [10].

Современный медленный вальс родился в 20 годах двадцатого столетия в Англии, а потому выдержан и благороден, как хороший английский чай.

Танго – танец страсти и желания, прародителями его является аргентинские и испанские народные танцы. Это танец сильного, но чувствительного партнера и нежной, но непокорной партнерши.

Венский вальс – король бальных залов. Танцуется на три счета и отличается от других меньшим набором элементов. Однако это не говорит о том, что танец прост. Это один из самых сложных танцев. Кружить по паркету без подпрыгиваний и топтаний, дано далеко не каждой паре. Чем плавней двигается пара, тем она профессиональней. От таких танцоров не возможно оторвать глаз [33]. 

Трудным танцем считается и медленный фокстрот. Он требует к себе особого уважения, а потому не сразу поддается танцорам. Только постоянные тренировки способны смягчить высокомерный нрав танцорам. Медленный фокстрот величественный танец, который лучше исполнять на просторных площадках.

И, наконец, быстрый фокстрот, полная противоположность медленному фокстроту. Квикстеп танец искрометный, живой, четкий, радостный. Танец молодости и задора, а потому должен исполнятся легко и непринужденна.

Латиноамериканские танцы, или, как говорят танцоры латина - это самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв.

Бразильская самба  самый заводной и веселый танец. Достаточно вспомнить танцоров самбы на карнавале в Рио- де-Женейро, чтобы понять, насколько танец яркий и блестящий. Самба- танец флирта и влюбленности.

  

 

 Ча-ча-ча, само название этого танца подразумевает четкость, резкость, быстроту. Самый молодой танец в программе латиноамериканских танцев. Появился в результате слияния румбы и мамбы. Стильный и оригинальный танец.

Румба – танец страсти и любви. В наше время румба является душой латиноамериканских танцев. Танец призван продемонстрировать грациозность, гибкость и, главное, чувственность партнерши. Роль партнера – помочь ей в этом.

Пасодобль переносит зрителя на корриду, где партнер – это мужественный тореро, а партнерша – олицетворение его силы и хладнокровия.

Джайв – энергичный беззаботный танец, родственник рок-н-ролла. Джайву присущие активные прыжки и подъемы, резкая смена мест и позиций.

 Характеризуя спортивный танец, как одно из самых интеллектуальных занятий, включающее в себя элементы различных видов искусств (музыка, изобразительное искусство, театр, мода), с одной стороны, и физическую нагрузку с другой, специалисты по хореографии спортивного танца обозначают имеющийся в нём потенциал большой информационной ёмкости, обеспеченный тщательно подобранной техникой телодвижения, фигур и поз. Реализация этого потенциала в интеллектуальном диалоге со зрителем идёт на уровне чувственного восприятия мышечных усилий, любой эмоции соответствует мышечный эквивалент. Введение неорганичных характеру танца фигур повышенной сложности, приводит к несоответствию эмоционального и мышечного в танце, что в восприятии танца зрителем определяется как фальшь, что означает конец интеллектуального диалога[16].

   Данная негативная тенденция современного этапа развития спортивного танца, во многом обусловленная необходимостью усиления спортивного аспекта в бальной хореографии, особенно пагубно сказывается в Украине, на долгие годы оказавшейся в изоляции от естественного поступательного процесса развития танцевальной культуры [28].

Вот такие они спортивно бальные танцы. Стоит заметить, что европейскую программу партнеры танцуют во фраках, а партнерши в бальных платьях до пола. Характер латиноамериканской программы фривольный, а потому костюмы открытые, яркие, свободные у взрослых, а у детей бейзиковые костюмы, согласно танцевальной программе [10].

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: