Соотношение производности и членимости

КОНТРОЛЬНАЯ ТОЧКА №1

Сначала повторим теорию.

МОРФЕМА КАК ЕДИНИЦА ЯЗЫКА (ПОВТОРЕНИЕ)

Основная единица морфемики — морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, префикс, суффикс, флексия, постфикс, интерфикс, конфикс = циркумфикс).

Здесь  одинаково важны оба определения — минимальная и значимая; морфема — наименьшая единица языка, которая имеет значение.

Морфема отличается от единиц всех других языковых уровней: от звуков морфема отличается тем, что имеет значение; от слов — тем, что она не является грамматически оформленной единицей наименования (не охарактеризована как единица словаря, принадлежащая к определенной части речи); от предложений — тем, что она не является коммуникативной единицей.

Морфема — минимальная двусторонняя единица, то есть единица, имеющая и звучание, и значение. Она не членится на более мелкие значимые части слова. Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.

ОСНОВА СЛОВА. КОРНЕВАЯ МОРФЕМА (ПОВТОРЕНИЕ)

Основа слова выделяется как структурный элемент наравне с морфемами.

Основа слова ‑ это часть слова без окончания и формообразующих суффиксов.

В неизменяемых словах основа по своему звуковому составу совпадает со словом (купе, леди, вдруг, вдвоем). Основа большинства слов непрерывная.

Существуют 3 типа слов, которые имеют прерывистую основу:

1) возвратные глаголы и их формы: улыба ть ся - улыба я сь;

2) части речи, имеющие словообразовательные постфиксы: как ой- нибудь, к ого- либо;

3) слова, которые имеют два корня: пятьсот, пят и сот, кресл о- кровать.

Грамматический признак основы ‑ неизменяемость. Иногда при формообразовании возможно изменении основы:

а) усечение основы: замерзну ть- замерз, далек ий - даль ше;

б) наращение основы: им я - имен а, неб о - небес а;

в) супплетивизм основ: м ы - нас, он - е го (окончание -ого, корень j, основа j).

Семантический признак основы: основа выражает ядро лексического значения.

Таким образом, основа ‑ это грамматическая неизменяемая часть слова, выражающая ядро его лексического значения.

Типы основ

1. По членимости на морфемы:

· членимая, т.е. такая, которая, кроме корня, включает хотя бы один словообразовательный аффикс;

· нечленимая ‑ основа, равная по составу корню.

2. По мотивированности:

1) производная;

2) непроизводная.

Для отнесения основы к производной достаточно наличия в современном языке хотя бы одного родственного слова, которое имеет соотнесенную основу в чистом или связанном виде (павлин – пава, палец – шестипалый).

3. По количеству морфем: одноморфемные (дом□) и многоморфемные (домик).

Соотношение производности и членимости

Если основа производная, то, как правило, членима на морфемы. Она должна включать в себя словообразовательный аффикс, который участвует в её образовании. Причем этот аффикс может быть нулевым.

ТишьØ ← тихий, ходØ ← ходить.

Но из этой закономерности есть исключение: слова, образованные путем усечения по аббревиатурному типу.

Спец - специалист, маг - магнитофон.

Если основа членимая, то:

1) она может быть производной;

2) может быть непроизводной.

В русском языке есть слова, которые считаются непроизводными, они не входят в словообразовательные пары, но при этом делятся на какие-то части, членятся. Присмотримся к одному из таких слов: добавить. Мы легко выделяем показатель инфинитива -ть, суффикс совершенного вида - и -. A дальше? Хочется выделить приставку до-, она так и просится в один ряд с долúть, досыпать, досолить и другими глаголами. И значение аналогичное: 'произвести добавочное действие'. Тогда останется корень - бав-. Но в современном русском языке нет глагола бавитъ. Производящего слова для добавить не нашли, зато легко нашли ещё слова с этим корнем и другими приставками: прибавить, отбавить, сбавить. Получается странно. Приставка у глагола добавить несомненно есть, а корень дефектный, несвободный (без приставок не встречается), т.е. это связанный корень, радиксоид. У глагола добавить нет производящего слова, поэтому нет оснований его считать производным. Однако на части этот глагол делится.

Чтобы устранить такое вопиющее противоречие, учёные ввели понятие членимости. Слова, подобные добавить, называют членимыми, но непроизводными. Какая-нибудь одна из выделяемых в таких словах частей является «дефектной».

Понятие членимости более широкое, чем понятие производности: класс членимых слов включает все производные слова и часть слов непроизводных. Суффиксы и префиксы всегда находятся при корне слова, как бы «привязаны» к нему. Корни же самостоятельны: могут употребляться и с суффиксами, и с приставками:   столик, привкус, бессонница, и без них: стол, вкус, сон. Однако в русском языке есть слова, корни которых тоже «живут» в языке только вместе с суффиксами и приставками, т. е. в связанном виде.

Связанные корни мы находим в словах: свергнуть, отвергнуть, низвергнуть; вонзить, пронзить; достигнуть, настигнуть; зрячий, зрение, зрелища, обозреть, обозреватель. Когда-то давно корни подобных слов употреблялись и самостоятельно, но с течением времени такие слова ушли из языка, а сохранились лишь те, в которых эти корни соединены с суффиксами и приставками. Так, глагол зреть в значении 'смотреть' употреблял Михайло Ломоносов: «Зрю на вас, поля широки». У сатирического поэта XIX в. Козьмы Пруткова есть выражение «Зри в корень/» (в 18-19 веках корень еще был свободным). Это выражение архаично. Оно понятно современному человеку, но сказать Зри в окно/ Кто там идёт? нельзя.

Слова со связанными корнями могут сохранять свою членимость на морфемы. Например, корень –верг- встречается в глаголах с префиксами ввергнуть, свергнуть, низвергнуть, подвергнуть, опровергнуть и в образованных от них существительных низвержение, свержение и др. В современном языке корень –верг- сам по себе непонятен. Его значение можно вывести только из значения тех слов, в которые он входит.

Чем конкретнее значение слова, чем яснее в слове значение входящих в него словообразовательных морфем, чем активнее и деятельнее в языке эти морфемы, тем отчётливее членимость слова. В глаголах с маленьким корнем –ня- отнять, снять, поднять, принять, разнять, обнять приставки имеют ясное пространственное значение и выделяются из состава слова. Благодаря этому перечисленные слова не утрачивают полностью своей членимости, хотя значение корня –ня- в современном языке и непонятно. В этих словах центр смысловой тяжести слова перенесён на приставку, она более значима в составе слова, чем корень. А в словах с тем же корнем понять 'постигнуть умом', внять 'обратить внимание на что-нибудь', 'слушать что-нибудь' приставки не выделяются, их значение в слове неясно, так как эти слова утратили свои первоначальные конкретные значения. Швы между приставкой и корнем «заросли».

В «Школьном словообразовательном словаре русского языка» А.Н. Тихонова слова со связанными корнями часто помещены в разных гнездах, потому что они не образованы один от другого: от/ пер /е/ть и за/ пер /е/ть дверь.

Основы глаголов с тематическими гласными (их еще называют основообразующими суффиксами, не имеющими словообразовательного значения) являются непроизводными и нечленимыми (чит /а/ть, игр /а/ть, лов /и/ть). Их нужно отличать от непроизводных, но членимых основ глаголов, которые имеют видовой суффикс: опроки/ну/ть – опрокид/ыва/ть: здесь слово опрокинуть (что сделать?) является вершиной словообразовательного гнезда, т.е. словом с непроизводной основой, но эта основа имеет суффикс сов. вида –НУ. От него образована видовая пара опрокидывать со значением несов. вида (что делать?). Чтобы отличить тематический гласный от видового суффикса, ищите в словообразовательном гнезде (по словарю) видовую пару с другим суффиксом.

 

Контрольная точка №1

Задание №1. Охарактеризовать основу слова: производная-непроизводная, членимая-нечления, прерывистая-непрерывная, многоморфемная-одноморфемная. Назвать морфонологические явления в структуре слова.

Буцяк Д.  собираю (брать), повреждение (вред)

Гарина О. сброд (брести), временный

Кисса О. заброшенный (бросить), глушитель (глухой)

Мельчакова М. вдохновляться (вдохновить), пограничник

Панченко М. взбираться (взобраться), сгущённый (густой)

Ефименко Д. визгнуть (визжать), вдаль (далекий)

Хлапонина К. внедряться (внедрить), деление

 

 

Задание №2. Свободный или связанный (радиксоид) корень?

Буцяк Д. подвенечный (венец), воплотить

Гарина О. вентилятор, заворчать

Кисса О. внимательно, встреча

Мельчакова М. возложение, глухо

Панченко М. вспышка, выступление

Ефименко Д. вынудить, вязание

Хлапонина К. запрячь, свысока

 

Задание №3. Какие морфонологические процессы произошли при образовании отглагольных существительных?

 

Буцяк Д. деградировать → деградация,

Гарина О. дебютировать → дебют

Кисса О. декламировать → декламация

Мельчакова М. делегировать →делегат

Панченко М. демонстрировать →демонстрант

Ефименко Д. дирижировать →дирижёр

Хлапонина К. дислоцировать →дислокация

 

Задание №4. Прочитать вступительную статью к словарю аффиксоидов и письменно перечислить признаки, по которым аффиксоиды а) являются корневыми морфемами; б) сближаются с аффиксами; в) отличаются от аффиксов. Найти аффиксоид (суффиксоид или префиксоид ‑ отметить). Определить лексическое значение аффиксоида (по словарю аффиксоидов).

Буцяк Д. старовер, велоспорт

Гарина О. языковед, артподготовка,

Кисса О. веб-камера, лесоповал

Мельчакова М. аэробус, антропоцентризм

Панченко М. баскетбол, боди-пёрсинг

Ефименко Д. биография, Донбасс

Хлапонина К. афроамериканец, педиатр.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: