В краеведческой работе применяются такие методы краеведческого исследования: литературный, полевых наблюдений, картографический, статистический, визуальный, анкетный и личных бесед, фотографирование и киносъемка, экскурсионный, архивный метод.
Литературный метод связан с
использованием разного рода печатных источников об изучаемой территории. Знакомство с литературой важно для того, чтобы получить предварительные знания об исследуемой территории и в своей работе не повторять того, что уже раньше сделано. Оно помогает краеведу узнать об истории развития края. Изучение литературы необходимо и для теоретических обоснований выводов, получаемых в краеведческих исследованиях.
Метод полевых наблюдений особенно часто применяется для изучения природных условий (например, погоды). Он включает различные исследования в стационарных (на географической площадке) и полевых условиях с применением технических средств: специальной (доступной для школы) аппаратуры и инструментов, фото- и киноаппаратуры.
|
|
Картографический метод исследования предполагает работу с картой с целью раскрытия пространственных сочетаний в
природе и в хозяйстве на территории края. С карты начинается краеведческое исследование, на нее наносятся результаты. Глазомерная съемка
местности и составление разных карт – важнейшая часть исследования.
Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении населения, хозяйства, экономических связей. Этот метод состоит из разнообразных подсчетов количественных данных, вычислений средних величин, составлений таблиц.
Визуальный метод – это непосредственные наблюдения изучаемых явлений и предметов. Он очень часто применяется в школьных краеведческих исследованиях, в походах, на экскурсиях. Однако он не может обеспечить достаточное качество результатов без сочетания с другими методами.
Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами помогает установлению исторических и бытовых фактов, уточнению уже известных сведений.
Фотографирование и киносъемка. Результаты фотографирования и киносъемки типичных объектов края и картин жизни, будучи объединены вместе, могут дать материал для интересных альбомов-монографий и кинодемонстраций по отдельным вопросам.
Экскурсионный метод. Во время экскурсии человек имеет возможность познакомиться с природными объектами, прикоснуться к истории родного края. Экскурсии и походы очень популярны, так как дают нам возможность познакомиться с подлинными объектами.
|
|
Архивный метод. В архивных документах, старых периодических изданиях содержится масса интересной информации, зачастую уникальных данных. Данная форма рассчитана на людей, увлеченных историей, требует большой усидчивости, кропотливости.
Академик Д.С. Лихачев писал: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы».
Предлагаем повторить:
Краеведение располагает большим набором источников для исследования прошлого и настоящего края.
В краеведческой работе могут применяться все основные методы краеведческого исследования: литературный, полевых наблюдений, картографический, статистический, визуальный, анкетный и личных бесед, фотографирование и киносъемка, экскурсионный, архивный метод.
Проверьте свои достижения:
1. Что является объектом исследования географического краеведения?
2. Что изучает краеведение? Каковы задачи краеведения?
3. Какие методы и формы краеведческой работы Вам известны?
4. К каким географическим наукам относят краеведение и почему?
Географический блокнот
· Первую попытку краеведческих исследований с участием взрослого населения и детей в 1761 г. предпринял М.В. Ломоносов. Им была составлена анкета из 30 вопросов, в которые входили сведения о городах, губерниях и провинциях русского государства. Эта анкета считается первой программой краеведческого изучения территории. Собирание материалов не в ходе экспедиций, а при содействии местного населения составляет как раз характерную особенность краеведческих исследований. Выдвинутая М.В. Ломоносовым идея всестороннего исследования страны при помощи местного населения была связана со школой. В школе же краеведение в наибольшей степени было связано с географией. Принцип «учить детей географии с ближайшего для них места» выдвигался в одном из первых русских учебников географии (учебник Ф. Студитского в 1840 г.).
· Огромное влияние на развитие краеведческого направления в географии имела в 40-х гг. XIX в. деятельность К.Д. Ушинского (1824-1870). Он был вдохновителем преподавания географии на краеведческой основе. В 1883 году К.Д. Ушинский предлагает введение предмета «отечествоведение». Ученый считал, что основой для изучения географии должна быть местность, на которой живут дети. Цель изучения родной местности – уяснение важнейших географических понятий и подведение учащихся к пониманию карты. Под влиянием К.Д. Ушинского в 60-70-х гг. XIX в. появились учебники географии, основанные на краеведческом принципе.
· На основе «отечествоведения» в конце 19 века возникло
«родиноведение» как движение, преследующее те же цели, но в расчете на малую территорию. Родиноведение есть география родной местности, на примерах которой дети практически и наглядно знакомятся с основными географическими понятиями. В 1914 году появляется термин «краеведение», который по мнению А.С. Баркова, заменил ранее существующее
«отечествоведение» и «родиноведение». Особым периодом в развитии
краеведения были 20-е, 30-е годы XX века. В это время выходят учебники П. Постоева, Ф. Федюченко, К. Дубняка, А. Ивановского, Ф. Гарана и др., где используется краеведческий подход в изучении родного края.
· Наряду с фамилиями известных земляков – Сергея Прокофьева, Владимира Сосюры, Василя Стуса, летопись Донецкой области бережет имя скромного уездного учителя Михаила Петренко, автора песни «Дивлюсь я на небо та й думку гадаю», которая со временем превратилась в действительно народную.
Итоговый контроль
1. К какой группе источников краеведческих знаний относятся географические карты и атласы?
|
|
а) письменные б) устные
в) вещественные г) изобразительные
2. Выберите методы краеведческих исследований:
а) картографический б) физический
в) метод наблюдений г) метод анкетирования
д) химический е) архивный метод
ж) магнитометрический з) радиометрический
3. С какими науками связано краеведение:
а) этнография б) астрономия
в) география г) история
д) догматика е) политология
4. При планировании туристического похода вы воспользуетесь:
а) топографической картой б) рисунками местности
в) фотографиями местности г) музейными экспонатами
5. Краеведение – это:
а) изучение материка б) познание родного края
в) путешествие по стране г) рисунки о родном крае.
«Не знать географию своей Родины все равно, что быть в своей стране иностранцем».
Н. В. Гоголь
§ 2. Географическое положение Донецкой области
?
▪ Что такое географическое положение?
▪ В какой части света находится Донецкая область?
▪ Почему говорят, что географическое положение – это адрес страны?
Географическое положение. Чтобы понять и уметь объяснять природные условия любой страны, необходимо, прежде всего, изучить ее географическое положение. Географическое положение включает: название материка или части света, на котором расположен объект; географические координаты крайних точек, показывающих
положение по отношению к экватору и
нулевому меридиану; удаленность или близость по отношению к океанам, морям; принадлежность к той или иной географической зоне.
Донецкая область расположена на материке Евразия, в восточной Европе. Любая точка края будет иметь северную широту и восточную долготу, так как мы живем в северном и восточном полушариях. Область с юга омывается Азовским морем. На юго-западе и западе она граничит с Днепропетровской и Запорожской, на северо-западе – с Харьковской, на северо-востоке – с Луганской областями Украины, на востоке – с Ростовской областью Российской Федерации. Донецкая область находится в умеренных широтах, в степной зоне.
|
|
Величина территории – важный фактор в хозяйственной жизни страны. При разнообразии природных условий и богатств она способствует развитию многих отраслей хозяйства. Территория нашей области составляет 26, 5 тыс.
км2, что составляет 4,5 % от всей территории Украины, 0,25 % территории Европы. Площадь Донецкой области в 10 раз
больше территории Сан-Марино, Израиля – в 1,9 раза, Ямайки – в 2,2 раза, Ливана – в 2,5 раза, Кипра в 2,9 раза, Лихтенштейна – в 13
раз. S нашей области равна территории Македонии, Албании, в 1,9 раза меньше, чем Нидерланды, Литва, Латвия.
Протяженность области с севера на юг составляет 270 км, с запада на восток – 190 км.
Крайние точки области: южная – Белосарайская коса, западная – возле населенного пункта Шевченко Великоновоселовского района, восточная – возле населенного пункта Верхний Кут Шахтерского района, северная – высота 195 м Краснолиманского района.
Границы. Общая длина границ Донецкой области составляет 1 526 км, из них: сухопутных – 1 376 км, морских – 140 км.
Южная граница области морская, в Азовском море граница проходит на расстоянии 12 морских миль от берега. 1 морская миля составляет 1,852 км.
Современные границы региона были образованы в 1938 году. Административный центр – город Донецк (48° с. ш.; 37°48' в.д.)
Область делится на 17 районов: Александровский, Амвросиевский, Артемовский, Великоновоселковский, Волновахский, Володарский, Добропольский, Константиновский, Красноармейский, Марьинский, Новоазовский, Першотравневый, Славянский,
Старобешевский, Тельмановский, Шахтерский, Ясиноватский. В области 52 города, 33 территории городского подчинения, 135 поселков городского
типа, 1122 сельских населенных пунктов. Географический центр области находится в селе Пески Ясиноватского района.