Рис. Глазомерная съемка


В      краеведческой     работе применяются        такие                   методы краеведческого         исследования: литературный, полевых наблюдений, картографический, статистический, визуальный, анкетный и личных бесед, фотографирование и киносъемка, экскурсионный, архивный метод.

Литературный метод связан с


использованием разного рода печатных источников об изучаемой территории. Знакомство с литературой важно для того, чтобы получить предварительные знания об исследуемой территории и в своей работе не повторять того, что уже раньше сделано. Оно помогает краеведу узнать об истории развития края. Изучение литературы необходимо и для теоретических обоснований выводов, получаемых в краеведческих исследованиях.


 

Метод полевых наблюдений особенно часто применяется для изучения природных условий (например, погоды). Он включает различные исследования в стационарных (на географической площадке) и полевых условиях с применением технических средств: специальной (доступной для школы) аппаратуры и инструментов, фото- и киноаппаратуры.

Картографический метод исследования предполагает работу с картой с целью раскрытия пространственных сочетаний в

природе и в хозяйстве на территории края. С карты начинается краеведческое исследование, на нее наносятся результаты. Глазомерная съемка

местности и составление разных карт – важнейшая часть исследования.

Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении населения, хозяйства, экономических связей. Этот метод состоит из разнообразных подсчетов количественных данных, вычислений средних величин, составлений таблиц.

Визуальный метод – это непосредственные наблюдения изучаемых явлений и предметов. Он очень часто применяется в школьных краеведческих исследованиях, в походах, на экскурсиях. Однако он не может обеспечить достаточное качество результатов без сочетания с другими методами.

Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами помогает установлению исторических и бытовых фактов, уточнению уже известных сведений.

Фотографирование и киносъемка. Результаты фотографирования и киносъемки типичных объектов края и картин жизни, будучи объединены вместе, могут дать материал для интересных альбомов-монографий и кинодемонстраций по отдельным вопросам.


 

Экскурсионный метод. Во время экскурсии человек имеет возможность познакомиться с природными объектами, прикоснуться к истории родного края. Экскурсии и походы очень популярны, так как дают нам возможность познакомиться с подлинными объектами.

Архивный метод. В архивных документах, старых периодических изданиях содержится масса интересной информации, зачастую уникальных данных. Данная форма рассчитана на людей, увлеченных историей, требует большой усидчивости, кропотливости.

Академик Д.С. Лихачев писал: «Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы».

 

Предлагаем повторить:

Краеведение располагает большим набором источников для исследования прошлого и настоящего края.

В краеведческой работе могут применяться все основные методы краеведческого исследования: литературный, полевых наблюдений, картографический, статистический, визуальный, анкетный и личных бесед, фотографирование и киносъемка, экскурсионный, архивный метод.

 

Проверьте свои достижения:

1. Что является объектом исследования географического краеведения?

2. Что изучает краеведение? Каковы задачи краеведения?

3. Какие методы и формы краеведческой работы Вам известны?

4. К каким географическим наукам относят краеведение и почему?


 

Географический блокнот

· Первую попытку краеведческих исследований с участием взрослого населения и детей в 1761 г. предпринял М.В. Ломоносов. Им была составлена анкета из 30 вопросов, в которые входили сведения о городах, губерниях и провинциях русского государства. Эта анкета считается первой программой краеведческого изучения территории. Собирание материалов не в ходе экспедиций, а при содействии местного населения составляет как раз характерную особенность краеведческих исследований. Выдвинутая М.В. Ломоносовым идея всестороннего исследования страны при помощи местного населения была связана со школой. В школе же краеведение в наибольшей степени было связано с географией. Принцип «учить детей географии с ближайшего для них места» выдвигался в одном из первых русских учебников географии (учебник Ф. Студитского в 1840 г.).

· Огромное влияние на развитие краеведческого направления в географии имела в 40-х гг. XIX в. деятельность К.Д. Ушинского (1824-1870). Он был вдохновителем преподавания географии на краеведческой основе. В 1883 году К.Д. Ушинский предлагает введение предмета «отечествоведение». Ученый считал, что основой для изучения географии должна быть местность, на которой живут дети. Цель изучения родной местности – уяснение важнейших географических понятий и подведение учащихся к пониманию карты. Под влиянием К.Д. Ушинского в 60-70-х гг. XIX в. появились учебники географии, основанные на краеведческом принципе.

· На основе «отечествоведения» в конце 19 века возникло

«родиноведение» как движение, преследующее те же цели, но в расчете на малую территорию. Родиноведение есть география родной местности, на примерах которой дети практически и наглядно знакомятся с основными географическими понятиями. В 1914 году появляется термин «краеведение», который по мнению А.С. Баркова, заменил ранее существующее

«отечествоведение» и «родиноведение». Особым периодом в развитии


 

краеведения были 20-е, 30-е годы XX века. В это время выходят учебники П. Постоева, Ф. Федюченко, К. Дубняка, А. Ивановского, Ф. Гарана и др., где используется краеведческий подход в изучении родного края.

· Наряду с фамилиями известных земляков – Сергея Прокофьева, Владимира Сосюры, Василя Стуса, летопись Донецкой области бережет имя скромного уездного учителя Михаила Петренко, автора песни «Дивлюсь я на небо та й думку гадаю», которая со временем превратилась в действительно народную.







Итоговый контроль

1. К какой группе источников краеведческих знаний относятся географические карты и атласы?

а) письменные                                     б) устные

в) вещественные                                  г) изобразительные

2. Выберите методы краеведческих исследований:

а) картографический                           б) физический

в) метод наблюдений                          г) метод анкетирования

д) химический                                     е) архивный метод

ж) магнитометрический                      з) радиометрический

3. С какими науками связано краеведение:

а) этнография                                      б) астрономия

в) география                                        г) история

д) догматика                                        е) политология

4. При планировании туристического похода вы воспользуетесь:

а) топографической картой                б) рисунками местности

в) фотографиями местности               г) музейными экспонатами

5. Краеведение – это:

а) изучение материка                          б) познание родного края

в) путешествие по стране                    г) рисунки о родном крае.


 

«Не знать географию своей Родины все равно, что быть в своей стране иностранцем».

Н. В. Гоголь

?
§ 2. Географическое положение Донецкой области

Что такое географическое положение?

В какой части света находится Донецкая область?

Почему говорят, что географическое положение – это адрес страны?

Географическое положение. Чтобы понять и уметь объяснять природные условия любой страны, необходимо, прежде всего, изучить ее географическое положение. Географическое положение включает: название материка или части света, на котором расположен объект; географические координаты крайних точек, показывающих

положение по отношению к экватору и

нулевому меридиану; удаленность или близость по отношению к океанам, морям; принадлежность к той или иной географической зоне.

Донецкая область расположена на материке Евразия, в восточной Европе. Любая точка края будет иметь северную широту и восточную долготу, так как мы живем в северном и восточном полушариях. Область с юга омывается Азовским морем. На юго-западе и западе она граничит с Днепропетровской и Запорожской, на северо-западе – с Харьковской, на северо-востоке – с Луганской областями Украины, на востоке – с Ростовской областью Российской Федерации. Донецкая область находится в умеренных широтах, в степной зоне.

Величина территории – важный фактор в хозяйственной жизни страны. При разнообразии природных условий и богатств она способствует развитию многих отраслей хозяйства. Территория нашей области составляет 26, 5 тыс.


 

км2, что составляет 4,5 % от всей территории Украины, 0,25 % территории Европы. Площадь Донецкой области в 10 раз

больше территории Сан-Марино, Израиля – в 1,9 раза, Ямайки – в 2,2 раза, Ливана – в 2,5 раза, Кипра в 2,9 раза, Лихтенштейна – в 13

раз. S нашей области равна территории Македонии, Албании, в 1,9 раза меньше, чем Нидерланды, Литва, Латвия.

Протяженность области с севера на юг составляет 270 км, с запада на восток – 190 км.

Крайние точки области: южная – Белосарайская коса, западная – возле населенного пункта Шевченко Великоновоселовского района, восточная – возле населенного пункта Верхний Кут Шахтерского района, северная – высота 195 м Краснолиманского района.

Границы. Общая длина границ Донецкой области составляет 1 526 км, из них: сухопутных – 1 376 км, морских – 140 км.

Южная граница области морская, в Азовском море граница проходит на расстоянии 12 морских миль от берега. 1 морская миля составляет 1,852 км.

Современные границы региона были образованы в 1938 году. Административный центр – город Донецк (48° с. ш.; 37°48' в.д.)

Область делится на 17 районов: Александровский, Амвросиевский, Артемовский, Великоновоселковский, Волновахский, Володарский, Добропольский, Константиновский, Красноармейский, Марьинский, Новоазовский, Першотравневый, Славянский,

Старобешевский, Тельмановский, Шахтерский, Ясиноватский. В области 52 города, 33 территории городского подчинения, 135 поселков городского

типа, 1122 сельских населенных пунктов. Географический центр области находится в селе Пески Ясиноватского района.


 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: