Кор.12:7. Но каждому дается проявление Духа на пользу

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

                                                                                            Глава 12

1Кор.12:1. Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.

Кор.12:2. Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам – так, как бы вели вас.

Кор.12:3. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

Кор.12:4. Дары различны, но Дух один и тот же.

Кор.12:5. И служения различны, а Господь один и тот же.

Кор.12:6. И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.

Кор.12:7. Но каждому дается проявление Духа на пользу.

1Кор.12:8. Одному дается Духом (δια του πνεύματος) слово мудрости.

Кор.12:8. Другому слово знания, тем же Духом.

Кор.12:9. Иному вера, тем же Духом.

Кор.12:9. Иному дары исцелений, тем же Духом.

Кор.12:10. Иному чудотворения.

Кор.12:10. Иному пророчество, иному различение духов.

Кор.12:10. Иному разные языки, иному истолкование языков.

Кор.12:11. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

Кор.12:12. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос.

Кор.12:13. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные.

Кор.12:13. И все напоены одним Духом.

Кор.12:14. Тело же не из одного члена, но из многих.

Кор.12:15–16. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели, оно потому не принадлежит к телу?

Кор.12:17. Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние?

1Кор.12:18. Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно.

1Кор.12:19–20. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно.

Кор.12:21. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны.

Кор.12:22–24. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются.

1Кор.12:24. А благообразные наши не имеют в том нужды.

Кор.12:24. Но Бог соразмерил тело.

Кор.12:24–25. Внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле.

Кор.12:25. А все члены одинаково заботились друг о друге.

Кор.12:26. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены.

Кор.12:27. И вы тело Христово, а порознь – члены.

Кор.12:28. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками.

Кор.12:28. В-третьих, учителями.

1Кор.12:28. Далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений.

Кор.12:28. Вспоможения, управления.

Кор.12:28. Разные языки.

Кор.12:29–30. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?

1Кор.12:31. Ревнуйте о дарах больших (τα κρείττονα).

Кор.12:31. И я покажу вам путь еще превосходнейший.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

1Кор.12:1. Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных.

То есть о дарованиях Духа. Дело вот в чем. Те, которые в начале веровали и крестились, все получали Духа. Поскольку же Он был невидим, то давалось внешнее доказательство Его силы; и получавшие Его или говорили на разных языках, или пророчествовали, или творили чудеса. У коринфян из-за сих дарований были смятения: получавшие больше превозносились, получавшие меньше – завидовали им. Притом, были некоторые вещуны и лжепророки, и трудно было отличать их от пророков богодухновенных. Итак, все это исправляется, и прежде всего дело вещунов.

Кор.12:2. Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам – так, как бы вели вас.

Дает признак вещуна для отличия пророка, и говорит: кто вещает в идолах, под внушением духа нечистого, тот как бы ведомый кем, влечется связанный от духа, ничего не зная из произносимого им, но будучи в состоянии исступления и беснования. А пророк – не так; он все произносит со здравым умом. Это первое отличие беснующегося прорицателя от богодухновенного пророка.

Кор.12:3. Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

И это говорит, да будет тебе признаком вещуна: он «анафематствует», то есть хулит и злословит Иисуса; наоборот, признаком пророка: он произносит имя Господа с благохвалением. Что же оглашаемые? как они, не имея еще Духа, именуют Иисуса? Но не о них теперь речь, а о верующих и неверующих. Что же бесы? разве они не называли Иисуса именем Господа (Мк.5:7)? Но они называли под ударами и против воли, а добровольно и без поражения – никогда.

Кор.12:4. Дары различны, но Дух один и тот же.

Показав различие между пророком и лжепророком, говорит и о дарованиях, дабы исправить тех, которые из-за них доходили до разделения. И прежде врачует того, кто получил меньшее дарование, и потому скорбит. Зачем ты оскорбляешься на то, что получил не столько, сколько другой? Это ведь не должное что-либо, а милость и дар. Посему ты будь благодарен, что Бог, ничем тебе не должный, дал тебе нечто. Притом, и тебе и ему дал один и тот же Бог. Ибо не дал тебе ангел, а ему Бог, но обоим вам дал один и тот же Дух.

Кор.12:5. И служения различны, а Господь один и тот же.

Упомянул и о Сыне, как подателе благ. Сказал о служениях, дабы более утешить скорбящего. Ибо, услышав слово "дар" и получив меньше, он мог скорбеть о том, что обделен в даровании. Но, слыша о "служении", не так; ибо оно указывает на труд и пот. Что же ты скорбишь, когда Он другим повелел трудиться больше, а тебя пощадил?

Кор.12:6. И действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.

Здесь упомянул и об Отце, Который производит действия во всех верующих. И вот тебе совершенная Троица. Дарование же, и действие, и служение суть одно и то же, хотя и разнятся в названиях: ибо равно даются и Духом, и Сыном, и Отцом. Заметь и то, что прежде упомянул о Духе, а об Отце – в конце: это ради тех, которые слишком разборчивы в порядке.

Кор.12:7. Но каждому дается проявление Духа на пользу.

Дабы кто не сказал: «что же? если и один и тот же Господь, и один и тот же Дух, и один и тот же Бог, но я-то получил меньше?» – предупреждая это, говорит: для тебя это было полезно. «Проявлением Духа» называет чудеса. Ибо из них ясно было, что Дух обитает в крестившихся. Что же ты скорбишь? Большее ли, меньшее ли у тебя дарование, видно, что ты имеешь Духа; о чем же тебе заботиться?

1Кор.12:8. Одному дается Духом (δια του πνεύματος) слово мудрости.

Какое имел Иоанн Богослов, также и сам Павел. Заметь и то, что о Духе употреблен здесь предлог δια (чрез).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: