Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
На Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Глава 14
1Кор.14:1. Достигайте (διώκετε) любви.
1Кор.14:1. Ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
1Кор.14:2–3. Ибо кто говорит на незнакомом языке (γλώσση), тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение,
1Кор.14:4. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
Кор.14:5. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали.
Кор.14:5. Ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
Кор.14:6. Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?
|
|
1Кор.14:7. И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?
Кор.14:8. И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?
Кор.14:9. Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
Кор.14:10. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.
Кор.14:11. Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
1Кор.14:12. Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.
1Кор.14:13. А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.
1Кор.14:14. Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
Кор.14:15. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
Кор.14:16. Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.
Кор.14:17. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
Кор.14:18. Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками.
1Кор.14:19. Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.
1Кор.14:20. Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
|
|
Кор.14:21. В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
Кор.14:22. Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих.
Кор.14:22. Пророчество же не для неверующих, а для верующих.
1Кор.14:23. Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
Кор.14:24. Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
Кор.14:26. Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию.
1Кор.14:27. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
Кор.14:28. Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
Кор.14:29. И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
Кор.12:30. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
Кор.14:32. И духи пророческие послушны пророкам.
1Кор.14:33. Потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.
Кор.14:34. Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
1Кор.14:35. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих.
Кор.14:35. Ибо неприлично жене говорить в церкви.
Кор.14:36. Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
Кор.14:37. Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
Кор.14:38. А кто не разумеет, пусть не разумеет.
Кор.14:39. Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками.
Кор.14:40. Только все должно быть благопристойно и чинно.
Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
1Кор.14:1. Достигайте (διώκετε) любви.
Показав, что любовь есть великий дар, далее располагает стремиться к ней. Не сказал: ищите любви, но «достигайте любви», требуя усиленного старания. Ибо она удаляется от нас, и много нужно пробежать, чтобы достигнуть ее.
1Кор.14:1. Ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
Дабы не подумали, что превознес любовь с целью унизить дарования, присовокупляет: «ревнуйте о дарах духовных», то есть о дарованиях, преимущественно же о пророчестве. Сказал это против того, что коринфяне надмевались даром языков.
1Кор.14:2–3. Ибо кто говорит на незнакомом языке (γλώσση), тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение,
Сравнивает языки с пророчеством и показывает, что они не совершенно бесполезны сами по себе; ибо говорят не людям, но Богу, то есть не говорят удобопонятное и ясное для людей, но Духом Святым говорят таинственное. Посему, как говорящие от Духа, они – великое дело, а как неполезные людям, они – ниже пророчества. Ибо оно и от Духа и многополезно; оно назидает нетвердых, увещает и возбуждает нерадивых, утешает малодушных. Итак, Павел везде поставляет высшим то, что полезнее.
1Кор.14:4. Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
Многие, говорящие языками, не могли объяснить того, что сами говорили. Посему они были полезны только сами себе. А пророчествующий полезен для всех слушателей. Посему какое расстояние между пользой одному и пользой Церкви, такое же расстояние между языками и пророчеством.
|
|
Кор.14:5. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали.
Поскольку у коринфян многие говорили языками, то дабы не подумали, что из зависти унижает языки, говорит: я желаю, чтобы вы говорили "все", не один или два; еще более желаю, чтобы вы пророчествовали, потому что это много полезнее.