Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
На Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Предисловие
Коринф, славившийся большим богатством, и мудростью, хотя уверовал во Христа, но, уверовав, находился в опасности отпасть от Христа. Ибо богатые составляли свои партии, а мудрецы – свои, и, сами избрав себе учителей, порицали Павла, как бедного и необразованного человека. Кроме того, один из них смесился с мачехой; некоторые, по прожорливости, ели идоложертвенное; другие в денежных тяжбах судились пред эллинскими судьями; далее, мужчины отращивали волосы, ели в церквах и не уделяли нуждающимся; превозносились дарованиями духовными; относительно учения о воскресении колебались. Причиной же всех этих беспорядков была внешняя мудрость; ибо она есть мать всех зол для тех, которые верят ей во всем. Посему Павел пишет послание в Коринф с целью исправить все это. Поскольку же, что важнее всего, в Церкви были разделения, а это происходило от высокоумия; то он прежде всего старается истребить высокоумие. Зараженные высокоумием думали, что они учат чему-то высшему. Поэтому Павел и начинает следующим образом.
|
|
Глава 1
Кор.1:1. Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа.
Кор.1:1. И Сосфен брат.
Кор.1:2. Церкви Божией, находящейся в Коринфе.
Кор.1:2. Освященным во Христе Иисусе.
Кор.1:2. Призванным святым.
Кор.1:2. Со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа.
Кор.1:2. Во всяком месте, у них и у нас.
Кор.1:3. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Кор.1:4. Непрестанно благодарю.
Кор.1:4. Бога моего.
Кор.1:4. За вас, ради благодати Божией.
Кор.1:4. Дарованной вам во Христе Иисусе.
1Кор.1:5. Потому что в Нем (εν αύτω) вы обогатились всем.
Кор.1:5. Всяким словом и всяким познанием.
1Кор.1:6. Ибо (καθώς) свидетельство Христово утвердилось в вас.
Кор.1:7. Так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании.
Кор.1:7. Ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа.
1Кор.1:8. Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа.
1Кор.1:9. Верен Бог, Которым (δι᾿ ου) вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.
Кор.1:10. Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа.
Кор.1:10. Чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений.
Кор.1:10. Но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
1Кор.1:11. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои.
|
|
Кор.1:11. Что между вами есть споры.
Кор.1:12. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов».
Кор.1:13. Разве разделился Христос?
Кор.1:13. Разве Павел распялся за вас?
Кор.1:13. Или во имя Павла вы крестились?
Кор.1:14. Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия.
Кор.1:15. Дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.
Кор.1:16. Крестил я также Стефанов дом.
Кор.1:16. А крестил ли еще кого, не знаю.
Кор.1:17. Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать.
Кор.1:17. Не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
Кор.1:18. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть.
Кор.1:18. А для нас, спасаемых, – сила Божия.
Кор.1:19. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
Кор.1:20. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
1Кор.1:21. Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
Кор.1:22–23. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого,
Кор.1:23. Для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие.
Кор.1:24. Для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.
Кор.1:25. Потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.
1Кор.1:26. Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных.
1Кор.1:27. Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
Кор.1:28. И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее.
Кор.1:29. Для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
Кор.1:30. От Него и вы во Христе Иисусе.
Кор.1:30. Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением.
1Кор.1:31. Чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом (Иер.9:24).
Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
Кор.1:1. Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа.
Вот начало, прямо изобличающее лжеучителей. Я, говорит, призван, а не сам изобрел, не своею мудростью постиг, и послан Христом, а не сам себя рукоположил, как ваши учители. «Иисуса Христа». Учитель Христос: как же вы назначаете в учителей для себя людей? "Волею" (δια θελήματος) "Божиею". Он спас и призвал нас не потому, чтобы мы были достойны того, но потому, что Ему было угодно. Поэтому и теперь Он же хочет, чтобы я был вашим апостолом. Как же вы желаете себе других учителей? Не противники ли вы Богу? Заметь предлог δια (чрез), который здесь относится к Отцу.
Кор.1:1. И Сосфен брат.
По скромности наряду с собой поставляет человека, который был гораздо меньше его; а поступает так, чтобы пристыдить высокоумных коринфян, которые всех презирали.
Кор.1:2. Церкви Божией, находящейся в Коринфе.
Церкви не того или другого, но Божией. Как же вы имеете предстоятелями людей? Если, опять, вы Церковь, то должны быть в совершенном единении.
Кор.1:2. Освященным во Христе Иисусе.
Вы освящены не в человеке каком-либо, но во Христе, то есть чрез крещение, а не чрез мудрость или богатство, которыми гордитесь.
Кор.1:2. Призванным святым.
И то самое, говорит, что вы уверовали, не от вас, но вы послушались и уверовали потому, что были призваны Богом. Поэтому и вера имеет свое начало от Бога; ибо если бы Он не призвал, то вы не уверовали бы.
Кор.1:2. Со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа.
|
|
Благодать, говорит, и мир да будут не только с вами, коринфяне, но и со всеми, призывающими имя Христа а не такого-то или такого-то.
Кор.1:2. Во всяком месте, у них и у нас.
Упоминает о верующих во всяком месте, чтобы показать, что все верующие составляют одну Церковь, где бы они ни были. Как же вы, живя в одном городе, разделились? С другой стороны присовокупил "нашего". Ибо, сказав: «Господа нашего Иисуса Христа» и поместив в средине: «во всяком месте», повторил и сказал: Господа «у них и у нас», дабы показать, что Владыка для всех один. Некоторые, впрочем, понимают эти слова так, как они стоят: во всяком месте, у них и у нас, то есть в котором и мы живем и они.