Кор.4:6. Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

                                                                                            Глава 4

Кор.4:1. Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих.

Кор.4:2. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.

1Кор.4:3. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди.

1Кор.4:4. Я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.

Кор.4:5. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь.

Кор.4:5. Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения.

Кор.4:5. И тогда каждому будет похвала от Бога.

Кор.4:6. Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано.

Кор.4:6. И не превозносились один перед другим.

Кор.4:7. Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?

Кор.4:8. Вы уже пресытились, вы уже обогатились.

Кор.4:8. Вы стали царствовать без нас.

1Кор.4:8. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!

Кор.4:9. Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти.

Кор.4:9. Потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

Кор.4:10. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе.

Кор.4:10. Мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

Кор.4:11. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу.

Кор.4:11. И побои.

Кор.4:11. И скитаемся.

Кор.4:12. И трудимся, работая своими руками.

Кор.4:12–13. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим.

1Кор.4:13. Мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый (περίφημα) доныне.

Кор.4:14. Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

Кор.4:15. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов.

Кор.4:15. Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

Кор.4:16. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

Кор.4:17. Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына.

Кор.4:17. Который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.

1Кор.4:18. Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились.

Кор.4:19. Но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу.

Кор.4:19–20. И испытаю не слова возгордившихся, а силу, ибо Царство Божие не в слове, а в силе.

Кор.4:21. Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

Кор.4:1. Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих.

Мы – учителя – не что иное, как слуги; почему же вы, оставив Владыку, называетесь от имени нас – слуг? Назвав апостолов и учителей домостроителями тайн, показал, что не всем без разбора должно преподавать учение, но тому, тогда и так, кому, когда и как должно. Тайны как тайны не должны быть открываемы всем; это не свойственно благоразумному домостроителю.

Кор.4:2. От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.

То есть требуется, чтобы домостроитель не присвоил себе того, что принадлежит господину, не располагал ничем, как господин, но всем распоряжался как чужой, господской собственностью; принадлежащего господину не называл своим, а напротив, свое почитал принадлежащим господину.

1Кор.4:3. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди.

Коринфяне страдали следующим недугом. Те, которые разделились между собой из-за учителей, как судьи, осмеивали и отвергали мужей благочестивых, за их неученость; напротив, людей порочных принимали к себе за их красноречие, опрометчиво произнося следующие приговоры: такой-то лучше такого-то, этот ниже его, тот превосходнее этого, а этот – того. Итак, когда Павел сказал, что от домостроителей требуется, «чтобы каждый оказался верным», и этим, казалось бы, дал им повод судить о жизни каждого из них, от чего произошли бы еще большие неустройства, то, для предупреждения сего зла, удерживает коринфян от суда и говорит: «для меня очень мало значит». Как бы так говорит: подлежать вашему суду я почитаю бесчестием для себя. Потом, чтобы не оскорбить их и не показать к ним презрения, присовокупил: «или как судят другие люди». Никто, впрочем, да не обвиняет Павла в безрассудстве; ибо это говорит он не о себе собственно (его никто не судил), но, чтобы других не судили, он принимает на себя лицо их и тем совершает, что нужно.

1Кор.4:4. Я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.

Не подумайте, говорит, будто я отвергаю ваш суд из презрения к вам или ко всем прочим. Я и себя почитаю неспособным к такому точному исследованию. Не знаю за собой никакого греха, потому что не могу верно и точно судить; «но тем не оправдываюсь», то есть я не чист от греха; может быть, я и согрешил в чем-нибудь, но сам не знаю об этом. Один Господь может точно и безошибочно судить. Заключай отсюда, сколь точен и обстоятелен суд будущий.

Кор.4:5. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь.

Видишь ли, что Павел, запрещая коринфянам судить других, вступается не за себя? Он всегда переносит на свое лицо, то, что касается других, и в своем лице поучает тому, чему намеревается научить.

Кор.4:5. Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения.

Ныне, говорит, сокрыты дурные дела (они разумеются под выражением «скрытое во мраке»), и человек нечестивый и развратный часто кажется добродетельным. Но тогда Бог откроет все, обнаружит и самые намерения сердечные. Иной, например превозносит здесь кого-либо похвалами, – доброе дело, но его намерение, может быть, дурно, – может быть, он хвалит не с доброй целью. Другой, напротив, обличает здесь кого-либо, но не с тем, чтобы исправить, а с тем, чтобы обнаружить слабости ближнего. Но все подобные намерения сердца тогда будут открыты.

Кор.4:5. И тогда каждому будет похвала от Бога.

Следовало бы сказать: или наказание, или похвала; но апостол обратил речь к лучшей стороне.

Кор.4:6. Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано.

"Это", то есть то, что выше сказано было о распрях, и следующее за тем – об осуждении других. Я, говорит, приложил к себе и Аполлосу, чтобы вы от нас научились не умствовать больше того, что написано. А Писание учит нас не превозноситься, когда говорит: «кто хочет быть первым, будь из всех последним» (Мк.9:35); также: «кто унижает себя, тот возвысится» (Мф.23:12); весьма много есть в нем и других подобных наставлений. А о том, чтобы мы не судили других, говорится так: «не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: