Психологическая характеристика типов темперамента

 

В чистом виде темперамент встречается сравнительно редко. Обычно у человека преобладает черты, какого либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту. Надо учитывать также, что темпераменты нельзя оценивать как плохие или хорошие темпераменты, каждый темперамент имеет свои положительные стороны, и на основе каждого темперамента при неправильном воспитании могут сложиться отрицательные проявления. Теперь перейдем к характеристике темпераментов. Разделите лист на две части в одной вы пишите положительные черты темперамента, а в другой отрицательные качества.

 

Сангвиник:

Надо помнить указания Павлова о некоторой двойственности этого темперамента. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений - у сангвиников создается состояние активного возбуждения, и он проявляет себе как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия однообразны, то сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. Но зато он упорен, если увлечется делом. Сангвиника можно назвать человеком трудоспособным, но не всегда трудолюбивым.

Большая подвижность нервных процессов способствует быстрому протеканию процессов возбуждения быстрой сменяемости. Отсюда становиться понятно, почему у людей сангвинического темперамента ярко проявляется эмоциональная живость, быстрая смена чувств. У сангвиника быстро возникает чувства радости и горя, симпатии и антипатии, привязанности и ненависти, но все эти проявления его чувств не устойчивы, они быстро возникают, исчезают, заменяются противоположными, не отличаясь длительностью и глубиной.

У сангвиника чувства обычно ярко выражены внешне: живая мимика, резкая жестикуляция, быстрые движения, быстрая речь, непоседливость, подвижность, живость. Это заметно когда он активен и деятелен. Настроение сангвиника быстро меняется: то он радостен, беззаботен, то печален и озабочен, но, как правило, преобладает хорошее настроение: от всего гнетущего и неприятного сангвиник освобождается быстро. Сангвиник общителен, быстро сходиться с людьми, легко налаживает хорошие отношения, в коллективе всегда жизнерадостен, общителен.

Без труда приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях становится более собранным и целеустремленным, не теряя при этом чувство юмора.

Со временем достоинства Сангвиника могут обернуться своей противоположностью. Оптимизм и жизнерадостность порой превращаются в зубоскальство и безудержную тягу к развлечениям. Стремление к лидерству грозит перерасти в потребность подчинять себе более слабых в психологическом отношении людей.

Но у Сангвиника есть хорошее подспорье в борьбе с собственными недостатками - уравновешенность.

Особенности сангвинического темперамента заметно проявляются в учебной работе учащихся. Если учебный материал интересен, доступен школьнику, вызывает у него эмоциональный отклик, то ребенок быстро усваивает новое, быстро соображает, запоминает, легко переключает внимание. Если же учебный материал не интересен и для его изучения требуется длительное, напряженное, однообразная работа, не вызывающая у учащегося - сангвиника эмоционального оклика, то ребенок плохо усваивает новое, отвлекается.

При правильном воспитании сангвиника отличает развитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагоприятных условия, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание у сангвиника могут проявляться неустойчивость чувств, легкомысленное отношение к делу, переоценка себя и своих возможностей, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям.

Зная характеристику сангвинического типа темперамента, познакомимся с рекомендациями по работе с детьми этого типа темперамента.

Рекомендации:

1. Воспитывать сдержанность, серьезное отношение к любому делу.

2. Приучать к последовательности и порядку в труде.

3. Задействовать в таких играх, где укреплялись бы процессы торможения.

4. Приучать доводить начатое дело до конца.

5. Поощрять его энергию, вовлекать с в спортивную деятельность (т.к. спортивные занятия).

6. Не давать ему бездельничать, предлагать интересные задания.

 

Флегматик:

Представитель этого типа темперамента медлителен, спокоен, нетороплив,невозмутим, его уверенность основана на знаниях и расчете. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он как правило, доводит начатое дело до конца. Способен работать равномерно и долго, даже в неблагоприятных условиях. Склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было. Говорит в основном по делу, не любит пустословия. Все психические процессы протекают как бы замедленно. Эта медлительность может мешать флегматику в учебной деятельности, особенно там, где придется быстро запомнить, быстро понять, сообразить, быстро сделать. В подобных случаях флегматик может проявить беспомощность, но зато запоминает надолго, основательно и прочно.

Чувства внешне выражаются слабо, невыразительны. Причина этого уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение устойчивое спокойствие человека флегматического темперамента проявляется в отношении его к событиям и явлениям жизни: флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, он уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи. При правильном воспитании у флегматика формируются такие черты, как устойчивостьf деловитость, настойчивость. Но в неблагоприятныхобстоятельствах могут развиться такие черты, как вялость, инертность, лень, пассивность. Иногда у человека такого темперамента может развиться безразличное равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и даже к самому себе. Зная эту характеристику, познакомимся с рекомендациями по работе с детьми этого типа темперамента.

Рекомендации:

1. Не требовать в резкой форме включения в работу: помнить их активность в выполнении нового задания возрастает постепенно;

2. Не нужно требовать от инертного ученика быстрго изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание ответа, они чаще прибегают к стандартным ответам;

3. Инертные с трудом отвлекаются от предыдущей деятельности (предыдущего урока, перемены). Не следует их опрашивать первыми.

4. Избегать в работе с флегматиком ситуаций, где требуется быстрый ответ на неожиданный вопрос, дать время на предварительную подготовку.

5. В момент выполнения задания не следует отвлекать, переключать его внимание на что-нибудь другое.

 

Холерик:

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы. Все психические протекают у них быстро, интенсивно, преобладание возбуждения над торможением ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности, непоследовательности, повышенная эмоциональная возбудимость. Отсюда выразительная мимика, быстрая речь, резкие жесты, несдержанные движения, чувства сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают, настроение иногда резко меняется.

Неуравновешенность свойственная этому темпераменту, ярко проявляется и в деятельности холерика: он с увлечением берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим характером запас энергии быстро истощается в процессе работы и может наступить резкий спад деятельности: подъем и возбуждение исчезают, настроение резко падает, ухудшается. Он быстро переходит от радости к печали, от смеха к гневу.

Для Холерика вообще характерно непостоянство. То он чересчур разговорчив - не остановить, то слова из него не вытянешь. Предсказать, как поведет себя Холерик в новой обстановке, скоро ли освоится очень трудно.

Самоуверен, поэтому его идеи подчас интересны, но недодуманы до конца.

Ожидание способно вывести его из себя. Неудачи - тоже, и он либо лихорадочно действует, либо впадает в апатию.

В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что не дает ему возможности объективно расценивать поступки людей, часто создает конфликтные ситуации в коллективе.

Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость порой делают тяжелыми пребывания в коллективе таких людей.

   Зная эту характеристику, познакомимся с рекомендациями по работе с детьми этого типа темперамента.

Движения Холерика быстрые, порывистые: не берет, а хватает, не кладет, а бросает. В любую минуту готов сорваться с места и куда-то мчаться. В критические моменты может работать долго и неудержимо. В это время его способность к концентрации сил выше всяких похвал.

Рекомендации:

1. Постоянно настойчиво, но мягко требовать обдуманных ответов.

2. Воспитывать сдержанность по отношению к товарищам.

3. Поощрять их энергию, инициативность.

4. Использовать в работе их положительные качества личности (энергичность, активность, страсностъ, инициативность).

5. Направлять его энергию на нужные полезные дела.

 

Меланхолик:

 

У школьников этого темперамента психические процессы протекают замедленно. Они быстро утомляются, чувства возникают медленно, но возникнув, отличаются глубиной и силой. Настроение отличается большой устойчивостью.

Меланхолик обычно весьма болезненно реагирует на обиды и огорчения, замыкается в себе, застенчив, несколько замкнут. Мимика слабая, движения неуверенные робкие.Предпочитает подчиняться правилам и авторитетам. Он не боец и предпочитает плыть по воле житейских волн.

Одним словом меланхолический темперамент едва ли не самый несчастный среди других. Меланхолику нелегко, но можно преодолеть такие отрицательные черты, как робость, застенчивость, замкнутость, его легко расстроить, огорчить, заставить заплакать.

Такие люди склонны к одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое необычное вызывает у меланхолика тормозное состояние. Но в привычной обстановке меланхолики чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно.

В неблагоприятных условиях жизни и деятельности на основе меланхолического темперамента могут развиваться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, скрытность, пессимизм. Такой школьник избегает детского коллектива, уклоняется от общественной деятельности, погружается в собственные переживания. Но в благоприятных условиях, при правильном воспитании обнаруживаются ценнейшие качества личности меланхолика. Его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, острая восприимчивость окружающего мира позволяет ему добиваться больших успехов в искусстве. Меланхолики часто отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам ранит, тот обычно тонко чувствует и боль, которую причиняет другим людям.

Зная эту характеристику, познакомимся с рекомендациями по работе с детьми этого типа темперамента.

Рекомендации:

1. Не ставить такого ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, нужно дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;

2. Желательно чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме (где возможно);

3. Нельзя давать для усвоения в короткий промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; Нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно во время усвоения;

4. Лучше всего не давать отвечать новый только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на другой урок, дав возможность ученику познакомиться дома;

5. Осторожно оценивать неудачи, он и сам болезненно относиться к ним; больше использовать поощрительных слов, формировать уверенность в своих силах;

6. Во время подготовки ответа нужно дать время на обдумывание;

7. Создавать спокойную обстановку, минимально отвлекать его, стараться не переключать его внимание.

Сейчас я буду читать пословицы, а вы угадайте о каких видах темперамента в них говориться.

«Поспешишь - людей насмешишь» - сангвиник

«Не торопись умом, торопись делом» - холерик

«Семеро одного не ждут» - флегматик

«Не робей воробей, дерись с вороной» - меланхолик

«За двумя зайцами погонишься, ни одного, ни поймаешь» - сангвиник

«Не зная броду, не лезь в воду» - холерик

«Тише воды, ниже травы» - меланхолик

«Под лежачий камень и вода не течет» - флегматик.

 

Черты, какого типа темперамента описаны ниже, свой ответ обоснуйте.

1. Саша П. выделяется среди одноклассников своей порывистостью. Увлекшись рассказом учителя, легко переходит в состояние возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями. На любой вопрос преподавателя готов отвечать, недодумав, и потому часто отвечает
невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя, вступает в спор. Объяснения учителя слушает очень сосредоточенно, внимательно. На переменах никогда не сидит на месте. Говорит громко, быстро. Пишет быстро размашисто, почерк неровный. Очень выразительное лицо. Его интересы довольно постоянны и устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях и с большой энергией их преодолевает. (Холерик)

2. Дима П. Очень впечатлительный малейшая неприятность, выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Очень обидчив, долго помнит обиды и сильно их переживает. Мечтателен. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам,. Пассивен в детском коллективе. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется, не доводит дело до конца. (Меланхолик)

3. Люба Ф. Малоподвижная, спокойная, серьезная девочка. При выполнении какого-нибудь задания обстоятельно обдумывает его. Работу обычно выполняет медленно, но всегда хорошо. Это лучше всего заметно на ее контрольных работах. Люба почти всегда сдаетдет последней тетрадь, но у нее всегда все решено, верно. Отвечая на уроке, говорит внятно, но монотонно. (Флегматик)

4. Петя Н. Движения его быстры, резки. Живой, энергичный мальчик. Кажется, что его энергия неистощима. Он легко справляется с поручениями. Движения его быстрые, резкие. О Пете говорят: предметы он не берет, а бросает. На уроках и в общественной жизни всегда активен. Материал схватывает на лету. Задачи решает быстро, легко и правильно. Старателен, любит во всем быть на первом месте. Речь его быстрая, энергична, всегда является инициатором подвижных игр, любит командовать. Всегда уверен в себе. (Сангвиник)

 

Решите психологическую задачу:

Пишет бабушка: «Моему внуку Владику 4,5 лет. Гуляя с ним на площадке, смотрю на чужих детей и честно говоря, завидую - они весело играют друг с другом, легко находят общий язык между собой, так и с взрослыми. Вадик напоминает мне маленького старичка: он может часами играть один или просто сидеть на скамейке, и к детям не подходить. Если дети обращаются к нему, то он либо отвечает односложно, «Нет!», «Да!», «На!», «Возьми!», либо молча занимается своим делом. С болью думаю, неужели он так всегда будет один? Как мне помочь внуку?»

А) Определите возможные причины такого поведения внука?

Б) Какие советы можно дать бабушке?

 

Учителю не следует ставить задачу изменить темперамент своих учеников. Во-первых, это практически невыполнимая задача т.к. процесс преобразования типологических свойств нервной системы протекает очень медленно, а во-вторых, в этом нет смысла. Ведь уже говорилось, нет плохих или хороших темпераментов. Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. Задача воспитания заключается в том, чтобы постепенно развить у детей положительные черты их темперамента и приучить сдерживать его отрицательные черты.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: