Программа «Наши старые грампластинки»»№ 95

ИНФОРМАЦИЯ О ПЛАСТИНКЕ

«Борис Штоколов. Русские песни и романсы»

 

( фирма «Мелодия» 1980 г.)

 https://vk.com/video79096535_456240349

https://drive.google.com/file/d/1wB31bHsyasV_s5ktjMCcW5ohgLpUsNVB/view?usp=sharing

… мы сегодня слушаем пластинку фирмы «Мелодия»1980 года, любезно представленную нам Максимом Гамзиным…

 

Борис Тимофеевич Штоколов родился 19 марта 1930 года в селе Кузедеево в Сибирском крае (сейчас в Новокузнецком районе Кемеровской области) (по другим источникам — в г. Кузнецке, ныне Новокузнецк Кемеровской области). О пути в искусство рассказывал сам артист:

 «Наша семья жила в Свердловске. В сорок втором пришла похоронка с фронта погиб отец. А нас у матери осталось мал мала меньше... Прокормить всех ей было трудно. За год до окончания войны у нас на Урале прошел очередной набор в Соловецкую школу. Вот я и решил поехать на Север, думал, матери чуть полегче будет. А добровольцев оказалось немало. Добирались долго, со всякими приключениями. Пермь, Горький, Вологда... В Архангельске новобранцам выдали обмундирование — шинели, бушлаты, бескозырки. Распределили по ротам. Я выбрал профессию торпедного электрика.


Жили мы сначала в землянках, которые юнги первого набора оборудовали под учебные классы и кубрики. Сама же школа находилась в поселке Савватиево. Все мы были тогда не по годам взрослыми. Ремесло изучали основательно, торопились война-то ведь заканчивалась, и мы очень боялись, что залпы победы состоятся без нас. Помню, с каким нетерпением мы ждали практику на боевых кораблях. В сражениях нам, третьему набору школы юнг, участвовать уже не привелось. Но когда после окончания меня направили на Балтику, у эсминцев «Строгий», «Стройный», крейсера «Киров» была такая богатая боевая биография, что даже я, не воевавший юнга, испытывал причастность к Великой Победе.


Я был ротным запевалой. На строевой подготовке, в морских походах на парусниках приходилось первым затягивать песню. Но тогда, признаюсь, и не думал, что стану профессиональным певцом. Друг Володя Юркин советовал «Тебе, Боря, петь надо, поступай-ка в консерваторию!» А я отмахивался и время послевоенное было нелегкое, да и нравилось мне на флоте.

Своим появлением на большой театральной сцене я обязан Георгию Константиновичу Жукову. Было это в 1949 году. С Балтики я вернулся домой, поступил в спецшколу ВВС. Маршал Жуков командовал тогда Уральским военным округом. Он пришел к нам на выпускной вечер курсантов. Среди номеров художественной самодеятельности значилось и мое выступление. Пел «Дороги» А. Новикова и «Матросские ночи» В. Соловьева-Седого. Волновался впервые при такой большой аудитории, о высоких гостях и говорить нечего.

После концерта Жуков сказал мне:

«Авиация без тебя не пропадет. Петь тебе надо». Так и приказал направить Штоколова в консерваторию. Вот и попал я в Свердловскую консерваторию. По знакомству, так сказать...»

…Так Штоколов стал студентом вокального факультета Уральской консерватории. Учебу в консерватории Борису пришлось совмещать с вечерней работой электриком в драмтеатре, а затем осветителем в Театре оперы и балета. Еще в студенческие годы Штоколов был принят стажером в труппу Свердловского оперного театра. Здесь он прошел хорошую практическую школу, перенимал опыт старших товарищей. Его имя впервые появляется на афише театра артисту поручают несколько эпизодических ролей, с которыми он прекрасно справляется. И в 1954 году, сразу после окончания консерватории, молодой певец становится одним из ведущих солистов театра. Первая же его работа — Мельник в опере «Русалка» Даргомыжского — высоко оценена рецензентами.


…Летом 1959 года Штоколов впервые выступил за рубежом, завоевав звание лауреата Международного конкурса на VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене. А еще перед отъездом его приняли в оперную труппу Ленинградского академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова.

С этим коллективом связана дальнейшая артистическая деятельность Штоколова. Он завоевывает признание как отличный интерпретатор русского оперного репертуара царь Борис в «Борисе Годунове» и Досифей в «Хованщине» Мусоргского, Руслан и Иван Сусанин в операх Глинки, Галицкий в «Князе Игоре» Бородина, Гремин в «Евгении Онегине». Успешно выступает Штоколов и в таких партиях, как Мефистофель в «Фаусте» Гуно и Дон Базилио в «Севильском цирюльнике» Россини. Певец участвует и в постановках современных опер — «Судьба человека» И. Дзержинского, «Октябрь» В. Мурадели и других.

…Каждая роль Штоколова, каждый сценический образ, созданный им, как правило, отмечены психологической глубиной, цельностью замысла, вокальной и сценической отточенностью. Его концертные программы включают десятки классических и современных произведений. Где бы ни выступал артист — на оперной сцене или на концертной эстраде, его искусство увлекает слушателей яркой темпераментностью, эмоциональной свежестью, искренностью переживаний. Голос певца — высокий подвижный бас — отличается ровной выразительностью звучания, мягкостью и красотой тембра. Во всем этом могли убедиться слушатели многих стран, где с успехом выступал талантливый певец.

…Штоколов пел на многих оперных сценах и концертных эстрадах мира в оперных театрах США и Испании, Швеции и Италии, Франции, Швейцарии, ГДР, ФРГ; его восторженно принимали в концертных залах Венгрии, Австралии, Кубы, Англии, Канады и многих других стран мира. Зарубежная пресса высоко оценивает певца и в опере, и в концертных программах, причисляя его к выдающимся мастерам мирового искусства.


…Плодотворно работая в театре, Борис Штоколов уделяет большое внимание концертным выступлениям. Концертная деятельность стала органичным продолжением творчества на оперной сцене, но в ней раскрылись иные стороны его самобытного дарования.

«На концертной эстраде певцу труднее, чем в опере, — говорит Штоколов. — Здесь нет костюма, декораций, актерской игры, и артист должен раскрыть суть и характер образов произведения только вокальными средствами, один, без помощи партнеров».

…На концертной эстраде Штоколова ждало, пожалуй, еще большее признание. Ведь в отличие Кировского театра гастрольные маршруты Бориса Тимофеевича пролегли по всей стране. В одном из газетных откликов можно было прочесть «Гори, гори, моя звезда...» — если бы певец исполнил в концерте только один этот романс, воспоминаний хватило бы на всю жизнь. Вы прикованы к этому голосу — и мужественному, и нежному, к этим словам — «гори», «заветная», «волшебная»... Как он их выговаривает — будто дарит, как драгоценности.

И так шедевр за шедевром «О, если б мог выразить в звуке», «Утро туманное, утро седое», «Я вас любил», «Выхожу один я на дорогу», «Ямщик, не гони лошадей», «Очи черные». Никакой фальши — ни в звуке, ни в слове. Как в сказках о чародеях, в чьих руках простой камень становится алмазом, каждое прикосновение голоса Штоколова к музыке, к слову рождает то же чудо. В горниле какого вдохновения он творит свою правду русской музыкальной речи А неисчерпаемая в нем русская равнинная распевность — какими верстами измерить ее даль и ширь»


«Я заметил, — признается Штоколов, — что мои чувства и внутреннее видение, то, что я сам себе представляю и вижу в воображении, передается в зал. Это усиливает чувство творческой, художнической и человеческой ответственности ведь народ, слушающий меня в зале, обмануть нельзя».

В год юбилея певца газета «Советская культура» писала:

«Ленинградский певец — счастливый обладатель голоса уникальной красоты. Глубокий, проникающий в сокровенные тайники человеческого сердца, богатый тончайшими переходами тембров, он пленяет своей могучей силой, певучей пластикой фразы, удивительно трепетной интонацией. Поет народный артист СССР Борис Штоколов, и вы не спутаете его ни с кем. Неповторим его дар, неповторимо его искусство, умножающее успехи отечественной вокальной школы. Правда звука, правда слова, завещанные ее учителями, нашли в творчестве певца свое наивысшее выражение».

 

Сам артист говорил:

«Русское искусство требует русской души, великодушия, что ли... Этому нельзя выучиться, это надо чувствовать».

 






Сторона 1

1. Из-за острова на стрежень

2. Ноченька (русские народные песни)

3. Гори, гори, моя звезда (музыка П. Булахова, слова неизв. Автора)

4. Выхожу один я на дорогу (музыка Е. Шашиной, слова М. Лермонтова)

Сторона 2

1. Глядя на луч пурпурного заката (музыка А. Оппеля, слова неизв. Автора)

2. Я вас любил (музыка Б. Шереметьева, слова А. Пушкина)

3. Утро туманное (музыка В. Абазы, слова И. Тургенева)

4. О, если б мог выразить в звуке (музыка Л. Малашкина, слова Г. Лишина)

5. Я встретил вас (музыка неизв. Автора, слова Ф. Тютчева)

Народный артист СССР Борис Штоколов — один из ведущих солистов Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, создавший на сцене этого театра галерею запоминающихся вокально-сценических образов.

В 1949 году восемнадцатилетний Борис Штоколов поступает на вечернее отделение Свердловской консерватории, в класс заслуженного деятеля искусств  А. В. Новикова. Еще студентом второго курса он поет на сцене оперного театра. Скоро имя молодого певца можно встретить среди ведущих артистов Свердловской оперы. Основу его репертуара составляет русская и зарубежная классика: Гремин («Евгений Онегин» П. И. Чайковского) и Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Досифей, Пимен, Борис Годунов («Хованщина» и «Борис Годунов» М. П. Мусоргского). От партии к партии возрастает мастерство артиста, стремление вжиться в образ, добраться до его сердцевины.

«Мне хочется, — пишет Штоколов, — открыть в том, что давно открыто, самое сокровенное, докопаться до самых тайников. Каждую роль открыть по-новому. Тот же Борис. Хочется петь и петь его. Такая беспредельная глубина музыки, текстового материала, характера, что, пожалуй, трех жизней не хватит, чтоб познать его».

В 1959 году Бориса Штоколова приглашают в Ленинградский академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова. К названным партиям прибавляются новые — Иван Сусанин, Руслан в операх М. И. Глинки, Демон в одно именной опере А. Г. Рубинштейна, Кочубей в «Мазепе» П. И. Чайковского, Мефистофель в «Фаусте» Ш. Гуно и др. С большим успехом вы ступает Штоколов в современном репертуаре. К наиболее значительным его достижениям относятся образы мужественного русского солдата — человека с большим сердцем Андрея Соколова в опере «Судьба человека» И. Дзержинского и волевого большевика Андрея («Октябрь» В. Мурадели).

ххх

Борис Штоколов — великолепный камерный певец. Основу его камерного репертуара со ставляют русские народные песни и романсы, которые он исполняет с большим проникновением, музыкальностью и выразительностью.

Народная песня - голос создавшего его народа, его история, его душа. В ней воспеты высокие человеческие чувства и стремления.

Возникшая из потребности человека излить свои сокровенные чувства, песня сложилась в самый живой, гибкий и эмоциональный вид народного творчества. Чье сердце не волнует протяжная русская песня с ее, суровым величием и широким размахом. К последним принадлежит и известная всем песня «Из-за острова на стрежень». Полная русской удали, она пропитана большой внутренней силой. Полна красоты, поэтичности и глубокого раздумья грустно-напевная лирическая мелодия «Ноченька».

ххх

Возникший в конце XVIII века и в начале XIX века, старинный русский романс и сегодня украшает концертный репертуар исполнителей. Его любят за мелодичность, эмоциональную взволнованность, задушевность, которая всегда находит путь к человеческому сердцу. В развитии и формировании старинного русского романса сыграли важную роль русская народная песня и цыганская песня, получившая в начале XIX века широкое распространение. Большую дань этому вокальному жанру отдали многие русские композиторы. Одним из первых авторов романсов были Теплов, Козловский, Жилин, а несколько позднее получившие известность Фомин, Алябьев, Варламов, Гурилев, Булахов и другие.

Сюжет и тематика старинного романса (часто написанного на тексты русских поэтов-классиков) определили жанровое его своеобразие. Чаще преобладают среди них романсы-элегии и романсы-монологи. Таковы романсы «Я вас любил» (музыка Б. Шереметьева на слова А. Пушкина), «Выхожу один я на дорогу» (музыка Е. Шашиной, слова М. Лермонтова), «Я встретил вас» (музыка неизвестного автора, слова Ф. Тютчева), пленяющие слушателей интимно лирическим настроением, красотой мелодии, правдой передаваемых чувств, доступностью музыкального языка, незатейливостью аккомпанемента.

 

МБУК РГО МО «ЦКС»

Руководитель любительского объединения ЦКиИ г.Руза

Дроздова Е.И.

22.07.2020 г.,г.Руза

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: