Тест по теме: «Экологическая безопасность»

Виды воздействия человека на природу

Антропогенные воздействия — деятельность человека, связанная с реализацией экономических, военных, рекреационных, культурных и других его интересов, вносящая физические, химические, биологические и другие изменения в природную среду.

Разрушительное (деструктивное) воздействие — человеческая деятельность, ведущая к утрате природной средой своих полезных человеку качеств. Например, сведение дождевых лесов под пастбища или плантации, в результате чего нарушается биогеохимический круговорот ве­ществ, и почва за два-три года теряет свое плодородие.

Стабилизирующее воздействие — человеческая деятельность, направленная на замедление деструкции (разрушения) природной среды в результате как хозяйственной деятельности человека, так и природных процессов. Например, почвозащитные мероприятия, направленные на уменьшение эрозии почв.

Конструктивное воздействие — человеческая деятельность, направленная на восстановление природной среды, нарушенной в результате хозяйственной деятельности человека или природных процессов. Например, рекультивация ландшафтов, восстановление численности редких видов животных и растений и т.д. Разрушительное воздействие можно назвать отрицательным (негативным), а стабилизирующее и конструктивное — положительным (позитивным).

Косвенное (опосредованное) воздействие — изменение природы в результате цепных реакций или вторичных явлений, связанных с хозяйственной деятельностью человека

Непреднамеренное воздействие является неосознан­ным, когда человек не предполагает последствий своей деятельности.

Преднамеренное воздействие является осознанным, когда человек ожидает определенные результаты своей деятельности.

Расширяющееся использование природных ресурсов вследствие роста населения и развития научно-технического прогресса приводит к их истощению и увеличению загрязнения природной среды отходами производства и отбросами потребления. То есть ухудшение природной среды происходит по двум причинам:

1) сокращение природных ресурсов;

 2) загрязнение природной среды.

 

Степень воздействия человека на природу

Глубина экологических последствий воздействия человека на природу зависит от нескольких переменных: численности населения, стиля жизни и экологического сознания.Эту связь можно описать формулой:

Экологич. последствия = (числен. населения*стиль жизни)/ уровень экологич. сознания.

Экологический кризис. Экологическая катастрофа.

Несбалансированные взаимоотношения общества и при­роды, то есть нерациональное природопользование, часто приводят к экологическому кризису и даже экологической катастрофе.

Экологический кризис (чрезвычайная экологическая ситуация) — экологическое неблагополучие, характеризующееся устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды и представляющее угрозу для здоровья людей. Это напряженное состояние взаимоотношений между человечеством и природой, обусловленное несоответствием размеров производственно-хозяйственной деятельности человека ресурсно-экологическим возможностям биосферы. Экологический кризис характеризуется не столько усилением воздействия человека на природу, сколько резким увеличением влияния измененной людьми природы на об­щественное развитие.

Экологическая катастрофа (экологическое бедствие) — экологическое неблагополучие, характеризующееся глубокими необратимыми изменениями окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения. Это природная аномалия, нередко возникающая на основе прямого или косвенного воздействия человеческой деятельности на при­родные процессы и ведущая к остронеблагоприятным экономическим последствиям или массовой гибели населения определенного региона.

Экологический кризис и экологическая катастрофа в зависимости от масштаба могут быть локальными, региональными и глобальными.

 

Тест по теме: «Экологическая безопасность»

 

Цель тестирования:

Определить уровень усвоения пройденного материала

 

Инструкция:

Тест состоит из 21 вопроса разной формы и различным темам. Тест выполняется в рабочей тетради. Номера заданий и соответствующие им обозначения правильных ответов.

 

1. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:
А) задерживает тепловое излучение Земли
Б) является защитным экраном от ультрафиолетовых лучей
В) образовался в результате промышленного загрязнения
Г) способствует разрушению загрязнителей

 

2. Установите соответствие:

ЗагрязнительИсточник загрязнения

1) пыль                                А) цветная металлургия

2) ртуть                                Б) производство цемента

3) нефтепродукты               В) нефтепроводы

4) пестициды                       Г) сельское хозяйство

 

3. Плодородие почвы определяется количеством:
А) минеральных веществ
Б) гумуса
В) живых организмов
Г) воды

 

4. Факторы среды, которые возникают в ходе прямого воздействия человека на что-то:
А) Абиотические
Б) Биотические
В) Антропогенные
Г) Космические

 

5. Продолжите предложение:

«Ресурсы, которые способны восстанавливаться по мере их использования, называются _______________

 

6. Установить соответствие:

Закон экологии Пример

1)«Всё связано со всем»                 А) Нехватка ресурсов вследствие роста численности населения

2)«Все должно куда-то деваться»  Б) Снижение уровня грунтовых вод после вырубки леса

3)«Ничто не дается даром»                 В) Разрушение озонового слоя

4) «Природа знает лучше»                  Г) Разложение опавших листьев

 

7.Что не является причиной разрушения озонового слоя:
А) Использование фреонов
Б) Накопление в атмосфере парниковых газов: CH4, H2O (пар)
В) Запуск сверхзвуковых самолетов
Г) Запуск космических систем

 

8. Установите соответствие:

Природный ресурсПоложение в классификации (разделите на 2 вида)

1) Пищевые ресурс                                   А) Исчерпаемые

2) Животный мир                                Б) Неисчерпаемые

3) Энергия приливов и отливов

4)Почвенные ресурсы

 

9. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:
А) Жесткого УФ излучения
Б) Высоких температур
В) Выбросов предприятий
Г) Выхлопных газов автотранспорта

 

10. Загрязняющее вещество, которое попадает в гидросферу при работе автотранспорта:
А) «парниковые газы»
Б) ядохимикаты
В) соли тяжёлых металлов
Г) нитраты

 

11. Что не является природоохранным мероприятием:
А) Создание заповедников
Б) Осушение болот
В) Осуществление экологического обучения
Г) Осуществление экологического воспитания

 

12. Установите соответствие:

Природный ресурсПоложение в классификации(разделите на 2 вида)

1)Водные ресурсы                           А)Возобновимые

2) Каменная соль                                 Б)Невозобновимые

3)Растительный мир

4) Газ

 

13. Продолжите предложение:

«Оболочка Земли, созданная, населенная и преобразованная живыми организмами - это __________________»

 

14. Документ, составляющий основу природоохранной деятельности в РФ:
А) Уголовный кодекс
Б) Лесной кодекс
В) Земельный кодекс
Г) Закон РФ «Об охране природной окружающей среды»

 

15. Установите соответствие:

Энергетическое загрязнение Воздействие

1) Шумовое                                    А) сокращает срок эксплуатации зданий

2) Вибрационное                      Б) вызывает ощущение беспокойства

3) Инфразвуковое                     В) снижает внимание

4) Электромагнитное                Г) вызывает головные боли

 

16. Природоохранные мероприятия:
А) использование традиционных источников энергии
Б) сбор ягод в лесах
В) Разработка малоотходных технологий
Г) создание заповедников

 

17. Продолжите предложение:

«В атмосфере между ионосферой и стратосферой располагается _____________ слой, который поглощает космическое излучение и жесткие УФ лучи»

 

18. Вставьте пропущенное слово:

«Бурный рост населения на Земле и интенсификация производственной деятельности привели к _____________  экологической обстановки на планете» (ухудшению)

 

19. Установите соответствие:

Источник энергииПоложение в классификации (разделите на 2 вида)

1) биотопливо                                                        А) Альтернативный способ
2) энергия океанических течений                        Б) Традиционный способ получения энергии
3) использование дров
4) использование нефти

 

20. Установите последовательность этапов взаимодействия человека и природы:

А) появление земледелия;

Б) человек - часть природы;

В) воздействие техносферы на природу;

Г) загрязнение окружающей среды

 

21. Установите последовательность состава газов атмосферы от самого многочисленного:

А) кислород

Б) азот

В) инертные газы

Г) углекислый газ

 

Критерии оценки:

«5» - 100 – 95% правильных ответов

«4» - 94 - 75% правильных ответов

«3» - 74 – 50% правильных ответов

«2» - 49% и менее правильных ответов

 

Желаю успехов!

 

Домашнее задание:

- Прочитать лекционный материал, составить краткий конспект (определения выписать);
- ответить на вопросы теста по теме “ Взаимодействие человека и природы”.

Срок выполнения до 19.04.2020 до 14.00

 

Информация для студентов для обратной связи с Вами: (создание конференций): https://vk.com/club193148376 - «Экология»

 










































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow