Кто такой И.Д. Сытин?

Группа 23-24. Урок 5 сентября.

Тема. Культура России в конце XIX – начале XX вв.

Вопрос 2.    Достижения науки и образование.

Прочитайте текст и выполните следующие задания:

1. Приведите примеры выдающихся достижений российской науки изучаемого периода.

2. Кому из русских ученых, когда и за что были вручены Нобелевские премии?

Как было организовано образование?

Кто такой И.Д. Сытин?

Российские учёные второй половины XIX в. обогатили мировую науку важными достижениями в разных областях знания. Д.И. Менделееву принадлежит открытие периодического закона химических элементов, одного из основных законов естествознания, А.М. Бутлерову — теория химического строения вещества, И.М. Сеченову — разработка физиологических основ высшей нервной деятельности человека.

Мировое научное сообщество к началу XX в. уже признало заслуги российских коллег, особенно в естествознании и технике. Свидетельством тому являются Нобелевские премии, вручённые русским учёным: в 1904 г. — физиологу И.П. Павлову за труды по физиологии кровообращения и пищеварения, в 1908 г. — биологу и врачу И.И. Мечникову (совместно с немецким учёным П. Эрлихом) за исследования в области иммунологии и инфекционных заболеваний. Доклад П.Н. Лебедева, создателя первой русской научной школы физиков, на Международном конгрессе физиков в 1900 г. принёс ему мировую славу. Высшей степенью международного признания научных заслуг исследователя физиологии растений К.А. Тимирязева стало избрание его почётным доктором Кембриджского университета.

                                 

                         И.П. Павлов. Художник М.В. Нестеров

В.И. Вернадский прославился созданием комплекса наук о Земле. Он разработал целостное учение о биосфере и эволюции биосферы в ноосферу, где человеческий разум и деятельность людей становятся определяющим фактором в развитии человечества.

Труды Н.Е. Жуковского в области теоретической аэродинамики позволили считать его основателем научной теории авиации. В 1908 г. началась конструкторская деятельность И.И. Сикорского. В 1913 г. он создал самый большой в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь» с размахом крыльев 27 м и ещё более совершенный самолёт — «Илья Муромец». В 1913 г. военный летчик П.Н. Нестеров впервые выполнил ряд фигур высшего пилотажа, в том числе так называемую «мёртвую петлю». К.Э. Циолковский стал первопроходцем в разработке теории движения реактивных аппаратов и ракетной техники. Заметны были достижения российских физиков в изучении электромагнитных колебаний. Особенно значимым стало изобретение А. С. Поповым радио. В 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он продемонстрировал первый в мире аппарат искровой беспроволочной телеграфии. К сожалению, изобретённое в России радио за рубежом внедрялось интенсивнее, нежели на Родине. В русско-японскую войну корабли российского флота, в отличие от японских, не были оснащены радиоаппаратурой.

Глубокий научно-практический смысл приобрела географическая наука. Интенсивно исследуется Арктика. Создаётся ледокольный флот с флагманом — ледоколом «Ермак». В 1913 г. был осуществлён первый в истории проход всего Северного морского пути. Результатом экспедиции стало открытие архипелага Северная Земля.

В России существовало четыре вида начальных школ — церковно-приходские, частные, государственные и земские, в их числе и создаваемые по инициативе самих крестьян «школы грамоты». К 1914 г. в начальных школах обучалась половина детей соответствующего возраста. Основными формами средней школы являлись классическая гимназия и реальное училище. На рубеже веков лишь у 4% россиян было среднее образование. Основой классической школы оставалось изучение древних классических языков — латинского и греческого. В реальных училищах главное внимание уделялось математике и естествознанию. Выпускники классических гимназий имели право продолжать обучение в университете, не сдавая вступительных экзаменов.

Потребности экономического и культурного развития стимулировали рост числа квалифицированных специалистов — инженеров, техников, экономистов, статистиков, агрономов, врачей, учителей, которых готовила высшая школа. В начале XX в. в России работало более 60 высших учебных заведений, где обучалось 70 тыс. студентов, к февралю 1917 г. их было уже 124.

В первые десятилетия XX в. появляются многочисленные частные учебные заведения различного профиля (Психоневрологический институт В.М. Бехтерева, Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта — создателя отечественной системы физического воспитания) и специальные высшие учебные заведения для женщин. Согласно закону 1911 г. о высшем женском образовании (ранее женщин не принимали в университеты), выпускницы «женских курсов» приобретали права окончивших университеты. В 1913 г. в России существовало уже 10 университетов.

Быстрыми темпами развивалась книгоиздательская деятельность. По количеству издаваемых книг Россия в первое десятилетие XX в. занимала третье место в мире после Германии и Японии. Книга в России стала частью привычного обихода многих людей. Крупнейший издатель И.Д. Сытин открыл собственную типографию, где печатались «дешёвые» книги для массового читателя.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: