Группа 23-24. Урок 5 сентября.
Тема. Культура России в конце XIX – начале XX вв.
Вопрос 2. Достижения науки и образование.
Прочитайте текст и выполните следующие задания:
1. Приведите примеры выдающихся достижений российской науки изучаемого периода.
2. Кому из русских ученых, когда и за что были вручены Нобелевские премии?
Как было организовано образование?
Кто такой И.Д. Сытин?
Российские учёные второй половины XIX в. обогатили мировую науку важными достижениями в разных областях знания. Д.И. Менделееву принадлежит открытие периодического закона химических элементов, одного из основных законов естествознания, А.М. Бутлерову — теория химического строения вещества, И.М. Сеченову — разработка физиологических основ высшей нервной деятельности человека.
Мировое научное сообщество к началу XX в. уже признало заслуги российских коллег, особенно в естествознании и технике. Свидетельством тому являются Нобелевские премии, вручённые русским учёным: в 1904 г. — физиологу И.П. Павлову за труды по физиологии кровообращения и пищеварения, в 1908 г. — биологу и врачу И.И. Мечникову (совместно с немецким учёным П. Эрлихом) за исследования в области иммунологии и инфекционных заболеваний. Доклад П.Н. Лебедева, создателя первой русской научной школы физиков, на Международном конгрессе физиков в 1900 г. принёс ему мировую славу. Высшей степенью международного признания научных заслуг исследователя физиологии растений К.А. Тимирязева стало избрание его почётным доктором Кембриджского университета.
|
|
И.П. Павлов. Художник М.В. Нестеров
В.И. Вернадский прославился созданием комплекса наук о Земле. Он разработал целостное учение о биосфере и эволюции биосферы в ноосферу, где человеческий разум и деятельность людей становятся определяющим фактором в развитии человечества.
Труды Н.Е. Жуковского в области теоретической аэродинамики позволили считать его основателем научной теории авиации. В 1908 г. началась конструкторская деятельность И.И. Сикорского. В 1913 г. он создал самый большой в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь» с размахом крыльев 27 м и ещё более совершенный самолёт — «Илья Муромец». В 1913 г. военный летчик П.Н. Нестеров впервые выполнил ряд фигур высшего пилотажа, в том числе так называемую «мёртвую петлю». К.Э. Циолковский стал первопроходцем в разработке теории движения реактивных аппаратов и ракетной техники. Заметны были достижения российских физиков в изучении электромагнитных колебаний. Особенно значимым стало изобретение А. С. Поповым радио. В 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он продемонстрировал первый в мире аппарат искровой беспроволочной телеграфии. К сожалению, изобретённое в России радио за рубежом внедрялось интенсивнее, нежели на Родине. В русско-японскую войну корабли российского флота, в отличие от японских, не были оснащены радиоаппаратурой.
|
|
Глубокий научно-практический смысл приобрела географическая наука. Интенсивно исследуется Арктика. Создаётся ледокольный флот с флагманом — ледоколом «Ермак». В 1913 г. был осуществлён первый в истории проход всего Северного морского пути. Результатом экспедиции стало открытие архипелага Северная Земля.
В России существовало четыре вида начальных школ — церковно-приходские, частные, государственные и земские, в их числе и создаваемые по инициативе самих крестьян «школы грамоты». К 1914 г. в начальных школах обучалась половина детей соответствующего возраста. Основными формами средней школы являлись классическая гимназия и реальное училище. На рубеже веков лишь у 4% россиян было среднее образование. Основой классической школы оставалось изучение древних классических языков — латинского и греческого. В реальных училищах главное внимание уделялось математике и естествознанию. Выпускники классических гимназий имели право продолжать обучение в университете, не сдавая вступительных экзаменов.
Потребности экономического и культурного развития стимулировали рост числа квалифицированных специалистов — инженеров, техников, экономистов, статистиков, агрономов, врачей, учителей, которых готовила высшая школа. В начале XX в. в России работало более 60 высших учебных заведений, где обучалось 70 тыс. студентов, к февралю 1917 г. их было уже 124.
В первые десятилетия XX в. появляются многочисленные частные учебные заведения различного профиля (Психоневрологический институт В.М. Бехтерева, Вольная высшая школа П.Ф. Лесгафта — создателя отечественной системы физического воспитания) и специальные высшие учебные заведения для женщин. Согласно закону 1911 г. о высшем женском образовании (ранее женщин не принимали в университеты), выпускницы «женских курсов» приобретали права окончивших университеты. В 1913 г. в России существовало уже 10 университетов.
Быстрыми темпами развивалась книгоиздательская деятельность. По количеству издаваемых книг Россия в первое десятилетие XX в. занимала третье место в мире после Германии и Японии. Книга в России стала частью привычного обихода многих людей. Крупнейший издатель И.Д. Сытин открыл собственную типографию, где печатались «дешёвые» книги для массового читателя.