Семинар – практикум для воспитателей
«Профилактика профессионального и эмоционального
Выгорания педагогов»
Психолог: Здравствуйте, дорогие педагоги. Тема нашего семинара «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания педагогов»
Психолог: Вы сейчас будете передавать это сердечко друг другу и будете говорить, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа” (ответы педагогов.)
Психолог: Я очень рада, что слово работа не вызывает ни у кого отрицательных, конфликтных ассоциаций.
Психолог: В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное и эмоциональное «выгорание» педагогов. Что же это такое?
1 слайд. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения дети нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не понимать объяснений педагога и пр. Профессиональное общение с коллегами и руководством также часто связано с конфликтами по поводу нагрузки, с чрезмерным контролем со стороны администрации, перегруженностью различными поручениями. Не всегда удается найти общий язык и с родителями по поводу воспитания детей, их поведения. Многие педагоги, сталкиваясь с подобными ситуациями, постоянно испытывают сильный стресс, связанный с необходимостью быстро принять ответственное решение. Хорошо известно, как разрушительно действует на человека длительный стресс.
|
|
Необходимость все время сдерживать вспышки гнева, раздражения, тревоги, отчаяния повышает внутреннее эмоциональное напряжение, пагубно сказывается на здоровье.
2 слайд. Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения.
Слайд. Первичные симптомы эмоционального выгорания
Слайд. Группа симптомов, характерных для эмоционального выгорания
5 слайд. Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Сам термин переводится с греческого языка как "прекращение горения". Это состояние физического утомления и разочарования, которое возникает у людей. Он сопровождается также эмоциональным истощением и снижением работоспособности
Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».
|
|
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
6 слайд. Симптомы профессионального выгорания
Поведенческие | Сопротивление выходу не работу |
Частые опоздания | |
Откладывание деловых встреч | |
Уединение, нежелание видеть коллег | |
Нежелание видеть детей | |
Нежелание заполнять документацию | |
Формальное исполнение обязанностей | |
Аффективные | Утрата чувства юмора |
Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения | |
Повышенная раздражительность | |
Ощущение придирок со стороны других | |
Равнодушие | |
Бессилие, эмоциональное истощение | |
Подавленное настроение | |
Когнитивные | Мысли о смене профессии, уходе с работы |
Слабая концентрация внимания, рассеянность | |
Ригидность мышления, использование стереотипов | |
Сомнения в полезности работы | |
Разочарование профессией | |
Циничное отношение к клиентам, коллегам | |
Озабоченность собственными проблемами | |
Физиологические | Нарушение сна (бессонница/ уход в сон) |
Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание») | |
Длительно текущие незначительные недуги | |
Восприимчивость к инфекционным заболеваниям | |
Усталость, быстрая физическая утомляемость | |
Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ | |
Обострение хронических заболеваний |
Какие же факторы способствуют возникновению синдрома «выгорания»?
Основной фактор – это хронический стресс на рабочем месте, к которому приводят:
- предъявление завышенных требований и высокая рабочая нагрузка
- отсутствие или недостаток поддержки со стороны коллег и начальства
- недостаток вознаграждения за работу, как моральное, так и материальное
- невозможность влиять на принятие важных решений
- необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реальным (необходимость быть эмпатичным, вежливым улыбчивым)
- работа с тяжелыми людьми (агрессивными, с психопадоподобным поведением)
- отсутствие каких – либо интересов вне работы
- переживание несправедливости
- неудовлетворенность работой
1) Первый признак выгорания – эмоциональное истощение. Появляется чувство перенапряжения, эмоциональные и физические ресурсы исчерпаны, появляется чувство усталости, не проходящее после ночного сна, выходных и нередко даже после отпуска.
2) Вторым признаком является – личностная отстранённость. Человек перестает интересоваться профессиональной деятельностью, у него почти ничего не вызывает эмоционального отклика ни положительные, ни отрицательные.
3) Третьими признаками является ощущение утраты собственно эффективности и падение самооценки. Человек не видит перспектив в своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворения работой. Низкая самооценка, вина, депрессия указывают на низкую эмоциональную грамотность.
Стадии профессионального выгорания
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:
7 и 8 слайд. Первая стадия:
Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе. Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение 3 – 5 лет.
|
|
9 и 10 слайд. Вторая стадия:
Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности, «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.
Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия. Время формирования данной стадии в среднем от 5 до 15 лет.
11 и 12 слайд. Третья стадия — собственно личностное выгорание.
Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы. Стадия может формироваться от 10 до 20 лет.
|
|
Психолог: А сейчас я прошу вас сесть за столы и ответить на вопросы теста.
(тестирование «Психическое выгорание педагогов»)
13 слайд. Упражнение «Распределите по порядку»
Психолог: Я предлагаю распределить вам по порядку, по степени значимости, на ваш взглядследующий перечень:
- дети
- работа
- муж (жена), друг (подруга)
- Я
- друзья, родственники
(Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня (приложение)
Слайды.
Педагоги со стажем 0-5 лет. Возрастные границы в данной группе 23-29 лет. Возможной причиной выгорания в этом возрасте может стать несоответствие ожиданий связанных с профессией и реальной действительностью. Как только педагог закончил обучение, он автоматически становится компетентным. И, конечно, молодые педагоги сами ожидают от себя компетентности. Они чувствуют себя неадекватными, когда сталкиваются с ситуациями, к которым не были подготовлены. Это также средний возраст создания семьи (24 года) и молодых педагогов вступивших в брак ждет не только начало семейной жизни, но и критический период ее становления, что может быть одним из факторов возникновения симптомов эмоционального выгорания.
Н аиболее высокие показатели имеют педагоги со стажем работы от 10 до 15 лет. П едагоги, вошедшие в данную группу, возрастные границы которой 29-39 лет, оказались наиболее подверженными синдрому эмоционального выгорания. Можно предположить, что это связано с особенностями возраста, а именно с частично совпадающим с этим возрастом кризисом середины жизни. Примерно в этом возрасте наступает момент, когда человек в первый раз оглядывается назад, оценивает прошлое, он задумывается о том, чего достиг, оценивает свои профессиональные достижения, в виде повышения заработной платы, статуса, должности и т.д. Если этого не происходит, осознанно или нет, человек начинает испытывать эмоциональный дискомфорт, психическое напряжение, неудовлетворенность трудом, переутомление. Важно отметить, что все испытуемые педагоги это женщины, а у женщин стадии жизненного цикла в большей мере структурированы не хронологическим возрастом, а стадиями семейного цикла – брак, появление детей, оставление выросшими детьми родительской семьи. Возраст 29-39 лет - это тот возраст, когда первый ребенок, уже возможно, подросток, а если есть другие дети, то еще не совсем самостоятельные. Специальные исследования показывают, что на рабочую усталость женщины не так влияют какие-то специфические особенности, связанные с ее профессиональным трудом, как семейное положение и количество детей. Еще одной причиной может быть так называемый “педагогический криз”, это спад профессиональной деятельности учителя после 10-15 лет работы.
Наиболее устойчивой к синдрому оказалась группа педагогов со стажем работы от 15 до 20 лет, возрастные границы 35-41 год. Для этого возрастного периода характерно освоение родительской дистанции с детьми, появляется возможность больше времени и внимания уделять своей собственной жизни. Это приводит к обновлению переживаний, появляется чувство полноты жизни, причастности ко всем ее проявлениям. Таким образом, можно предположить, что достижение определенной душевной гармонии, стабильности этого возрастного периода являются положительными факторами формирования устойчивости к синдрому эмоционального выгорания.
У педагогов со стажем работы более 20 ле т, возрастные границы 40 -53 года, все фазы синдрома эмоционального выгорания также имеют тенденцию к росту. Можно предположить, что данный подъем также связан с возрастными особенностями. Этот период связан с кризисом идентичности личности. Перед человеком встает вопрос: “А зачем все это? Зачем я работаю, зачем живу?”. Если человек успешно решает жизненные задачи, то в возрасте 50-55 лет он переживает новый подъем творческих сил. Возможно, поэтому в данной группе оказались педагоги с разными стадиями формирования синдрома.
Слайд.