Психолого-педагогические аспекты начального обучения плаванию учащихся, связанные с преодолением страха перед водой (на примере рассмотрения опыта ГБОУ СОШ №546)

ГБОУ СОШ №546 с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического цикла

Красносельского района Санкт-Петербурга

 

В связи с появлением в Петербурге общеобразовательных школ оснащенных бассейнами, появилась возможность обучать учащихся плаванию в рамках физической подготовки на разных возрастных этапах. Примером такой школы является школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Красносельского района ГБОУ СОШ №546.

Образовательную деятельность тренерско-преподавательский состав бассейна осуществляет пятый год и неуклонно сталкивается в своей работе с острой проблемой не только различного рода отклонений в здоровье своих подопечных (школа не спортивного уклона, т.е. нет селекции детей по состоянию здоровья), а с психологическими проблемами  детей при прохождении образовательных программ на первом этапе обучения – в частности, остро стоит вопрос преодоления страха перед водой (по мнению А.Г. Маклакова, страх – внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием [2, с.394]).  

Умение плавать, как и умение не впасть в панику в воде, является, бесспорно, жизненно необходимым для будущего детей. И каждое из них, тесно переплетено с другим. Потому так важно наличие определенных знаний и навыков педагога в работе на воде с учащимися именно на первых этапах обучения. Необдуманного призыва тренера к воспитанникам идти в воду, порой достаточно для того чтобы те, кто боится этого первого шага, уклонялись в дальнейшем от уроков полностью. Или стресс, испытанный учеником на некоторой точке обучения при занятиях на воде может свести к нулю предыдущие результаты, и требуются невероятные усилия для корректировки ситуации и восстановления желания детей заниматься в перспективе без боязни и с позитивной мотивацией. В результате, учащиеся зачастую не преодолевшие водобоязнь могут так и не получить достаточную практику в школьном бассейне для полноценного овладения приемами плавания. Важно педагогам, ведущим занятия на воде, учитывать эту проблему.

 Перед началом первого занятия не следует ограничиваться произнесением в адрес встревоженных учеников легкомысленных фраз о том, что «тут нет ничего, чего можно опасаться» и т.п. Большинство детей, все равно в начале обучения  напуганы, ведь урок будет проходить в непривычной образовательной среде. Следовательно, педагог незамедлительно теряет доверие ребенка.  Всесторонний учет педагогом тревог учащихся, перед тем как они вошли в воду, дает учащимся чувство большей безопасности и возможность более эффективно обучаться.

Педагог на первых уроках должен быть не только нацелен на ознакомление учащихся с вводным иструктажом по безопасности на воде (что, бесспорно имеет первостепенное значение), но и на психологическую адаптацию детей: через раскрытие завесы таинственности воды, объяснение ее физических  свойств и того, что происходит, когда мы находимся в воде, когда она проникает в наши уши, нос и т.д., через объяснение механизмов релаксации в воде, в частности, через постановку правильной техники дыхания.

Преподаватель должен осознавать, что страх воды (аквафобия) испытывается большинством людей (некоторые фобии встречаются у психически здоровых людей, например, страх перед темнотой, боязнь воды, высоты, появления некоторых животных и т. д., хотя они могут не содержать реальной угрозы [1, с.11])  и может иметь множество причин. Наряду с инстинктивной боязнью утонуть, это может быть страх неизвестного, того, что может быть скрыто ниже водной поверхности, в «глубинных и туманных водах». Это может быть связано с «плохим опытом», имевшим место быть ранее. Наконец, это может быть транслируемо ребенку родителями, которые сами боятся воды. Выявить причину страха и устранить ее – одна из задач преподавателя физкультуры. В нашем образовательном учреждении было неоднократно успешно применено решение этой задачи  в сотрудничестве с психологической службой школы.

В школе работают опытные учителя, при методическом сопровождении деятельности которых неадекватные и стрессовые методы в обучении плаванию отсутствуют или пресекаются при их обнаружении. Печально, но факт: во многих физкультурных учреждениях среднего и высшего звена нет должной психолого-педагогической составляющей в подготовке будущих специалистов, работающих с детьми, за исключением педагогических факультетов и ВУЗов, а все силы брошены на подготовку наставника нацеленного на отбор и спортивный результат среди подрастающей молодежи. А далеко не секрет, что причина страха перед водой зачастую коренится в непрофессиональной деятельности учителей. Большая часть тренеров на воде, работающих в ГБОУ СОШ №546, это выпускники педагогических отделений высших учебных заведений.

Главное, что должен внушать педагог ребенку при трудностях адаптации к занятиям на воде, это то, что он не должен оценивать себя негативно, потому что каждый имеет разный уровень «водной уверенности», и этот уровень уверенности может меняться в зависимости от обстоятельств. Для примера: человек приобрел основные навыки плавания в детстве - в бассейне или на малых водоемах, но, в то же время, испытывает страх или дискомфорт при плавании в озере, или в неизвестной до того местности. То есть, даже опытные пловцы могут иногда испытывать страх, или, по крайней мере, определенный уровень тревоги.

В работе с детьми, испытывающими водобоязнь  нет необходимости форсировать выполнение упражнений заявленных в учебной программе.  Главная цель –  держать ребенка в зоне психологического комфорта и избегать ненужного для него стресса, руководствуясь принципом «Не навредить».

Необходимо обеспечить учащемуся максимальный уровень удобства в период проведения этих упражнений.

Во-первых, все занятия могут и должны проходить на мелководном участке чаши. Уровень воды не должен превышать грудь ребенка, чтобы он постоянно ощущал себя в безопасности.

Во-вторых, упражнения проводятся в бассейне с прозрачной водой, поэтому ребенок видит, что «есть» или точнее «чего нет» в бассейне. В силу этого, является разумным использовать плавательные очки во время занятий. При этом вода не будет попадать в глаза ребенку, он будет способен держать их открытыми все время, что тоже содействует адаптации к воде.

В-третьих, будет нелишним присутствие рядом с ребенком более опытного в плавании ученика, чувствующего  уверенность в выполнении упражнений. И, в тоже время, необходимо избегать переполненности бассейна, чтобы снизить возможную тревожность обучающегося, обычно усиливаемую дополнительными раздражителями (брызгами и шумом, создаваемыми другими детьми).

В нашей школе учителя физической культуры распространяют так называемые «памятки для родителей», включающие практические рекомендации по приучению детей к водным процедурам в домашних условиях. Педагоги находят новые методические приемы и совершенствуют уже давно применяемые в учебной деятельности. В этом контексте можно упомянуть  подвижные игры на воде, очень действенные при решении проблемы водобоязни, такие как: «Полоскание белья», «Караси и Карпы», «Лягушата», «Найди клад»; а также упражнения, связанные с передвижением по дну бассейна; традиционные и широко применяемые в тренерской практике «Поплавки», «Медуза», «Звездочки»; приемы, связанные с постепенным погружением в воду и прыжки в воду на более поздних этапах обучения.

 

1. Вард И. Фобия. - М.: Проспект, 2002. - 78с.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПБ.: Питер, 2001. – 592с.

 




double arrow
Сейчас читают про: