1. Внешнее торможение
Благодаря поведению живой организм приспосабливается к постоянно меняющейся внешней среде. Давайте вновь вспомним поведение полугодовалого малыша. Он хочет есть, плачет, а пища еще не готова. Что делает мать в таких случаях? Чаще всего она старается отвлечь ребенка какой-нибудь игрушкой. И действительно, малыш замолкает, внимательно разглядывает яркую игрушку. Что же при этом произошло? Разве он перестал хотеть есть? Нет, конечно. У ребенка возник ориентировочный рефлекс на игрушку, и одновременно все его поведение, связанное с требованием пищи, затормозилось. А если игрушка случайно выпала из рук, вновь раздается плач. Значит, торможение действует лишь в течение того времени, пока ребенок выполняет ориентировочный безусловный рефлекс. Это торможение называется безусловным или внешним торможением. С его помощью при неожиданном появлении нового раздражения одно поведение быстро сменяется другим. Представим себе пешехода на городской улице. Мы уже отвыкли от автомобильных сигналов — они в населенных пунктах запрещены. Но вдруг какой-то незадачливый водитель дает звуковой сигнал. Пешеход, идущий через перекресток, резко замедляет шаг, а чаще и вовсе останавливается. Это тоже безусловное торможение, возникшее в результате выполнения ориентировочного рефлекса.
|
|
2. Внутреннее торможение
Гораздо более сложное явление — это условное, или внутреннее торможение. Вспомним, что обучение с помощью условного рефлекса происходит лишь в том случае, если какое-либо внешнее событие совпадает по времени или, как говорят, подкрепляется какой-нибудь деятельностью организма, безусловным рефлексом. Ну а что будет с таким обучением, если внешние сигналы перестали подкрепляться безусловным рефлексом? Возьмем тот же пример. Ребенка научили сосать пищу из бутылочки с соской. Внешний вид бутылочки стал сигналом к предстоящему кормлению. Но затем перешли на кормление с ложки. Ребенок, будучи голодным, сам брал бутылочку с соской, сосал ее, но... она оказывалась пустой. Со временем его интерес к бутылочке стал ослабевать и вскоре пропал совсем. Произошло постепенное угасание условного пищевого рефлекса в результате развившегося условного торможения. Теперь ребенок совсем не реагирует на вид бутылочки.
Значит, те условные рефлексы и навыки, которые перестают иметь для нас жизненно важное значение, угасают. Вместо них вырабатываются другие формы поведения. Непрерывно угасают те условные рефлексы, которые не подкрепляются, и одновременно вырабатываются новые, подкрепляемые какой-либо реакцией организма. Таким образом, обучение с помощью условных рефлексов делает наше поведение тонко приспособленным к любой внешней ситуации.
|
|
С помощью условных рефлексов животные и человек обучаются различению, дифференцировке внешних сигналов. Понаблюдайте за поведением домашней кошки или собаки, когда хозяйка, возвращаясь из магазина, открывает входную дверь. Стоит только хозяйке вставить ключ в замочную скважину, как по едва уловимым звукам животное, сидевшее до того неподвижно на диване, стремглав бросается к двери. Кошка, конечно же, получит лакомство. Но почему та же кошка не шелохнется, когда кто-либо из членов семьи производит такие же звуки (подходит к двери со стороны площадки, вставляет ключ в замок, поворачивает ключ, открывает дверь и т. д.)? Нет, не те это сигналы. Животные обучаются настолько тонко различать звуковые сигналы, связанные с приходом хозяина (или хозяйки), что ни с чем другим их не спутают. В чем же тут дело? Сигналы хозяина или хозяйки регулярно сопровождались пищей, а все остальные, хотя и похожие, пищей не подкреплялись. Поэтому условный рефлекс на сигналы хозяина выполняется очень четко, а на все остальные — тормозится. Значит, в основе различения сигналов лежит обучение, тренировка условного торможения. Вся дрессировка животных основана на выработке двигательных навыков, тренировке условного торможения и различении животными команд дрессировщика.
|
- Чем вызывается безусловное торможение?
- Какие рефлексы тормозятся с помощью внешнего торможения?
- Приведите два примера внешнего торможения.
- Чем вызывается внутреннее торможение?
- Приведите два примера внутреннего торможения.
- Что такое дифференцировка?
- Приведите пример дифференцировки.
- Что такое доминанта?
- Кто разработал учение о доминанте?
- Приведите пример доминанты.
Тест 1. Чем вызывается безусловное торможение?
1. Неподкреплением условного раздражителя безусловным.
2. Другим сигналом, вызывающим образование в коре мозга нового очага возбуждения.
3. Верны оба варианта.
4. Отсутствием условного раздражителя.
Тест 2. Чем вызывается условное торможение?
1. Неподкреплением условного раздражителя безусловным.
2. Другим сигналом, вызывающим образование в коре мозга нового очага возбуждения.
3. Верны оба варианта.
4. Отсутствием условного раздражителя.
**Тест 3. Внешнее торможение:
1. Звонок с урока.
2. При пересыхании водоема животные найдут новый источник воды.
3. Сигнал автомобиля.
4. Кошка перестанет реагировать на погремушку, если звук погремушки не подкреплять колбаской.
**Тест 4. Внутреннее торможение:
1. Звонок с урока.
2. При пересыхании водоема животные найдут новый источник воды.
3. Сигнал автомобиля.
4. Кошка перестанет реагировать на погремушку, если звук погремушки не подкреплять колбаской.
Тест 5. Какие рефлексы тормозятся с помощью внешнего торможения:
1. Безусловные.
2. Условные.
3. И те и другие.
Тест 6. Какие рефлексы тормозятся с помощью внутреннего торможения:
1. Безусловные.
2. Условные.
3. И те и другие.
Тест 7. Что такое дифференцировка:
- Различение безусловных и условных раздражителей.
- Различение условных раздражителей.
- Различение возбуждения и торможения в коре мозга.
- Различение доминант – пищевых, оборонительных, половых.
Тест 8. Дифференцировка:
- По условному стуку в дверь можно определить, что пришел свой.
- Слюноотделение у собаки при включении света – условный рефлекс.
- Животные перестают приходить на водопой к пересохшему водоему.
- Уменьшение диаметра зрачка при включении света.
Тест 9. Что такое доминанта:
|
|
- Принцип управления поведением, направленный на удовлетворение доминирующей потребности.
- Внешнее торможение условного рефлекса.
- Внутреннее торможение условного рефлекса.
- Внешнее торможение условных и безусловных рефлексов.
Тест 10. Разработал учение о доминанте:
- А.А.Ухтомский.
- И.П.Павлов.
- И.М.Сеченов.
- А.М.Уголев.