double arrow

Торможение рефлексов                                                                     



1. Внешнее торможение

Благодаря поведению живой организм приспосабливается к постоянно меняющейся внешней среде. Давайте вновь вспомним поведение полугодовалого малыша. Он хочет есть, плачет, а пища еще не готова. Что делает мать в таких случаях? Чаще всего она старается отвлечь ребенка какой-нибудь игрушкой. И действительно, малыш замолкает, внимательно разглядывает яркую игрушку. Что же при этом произошло? Разве он перестал хотеть есть? Нет, конечно. У ребенка возник ориентировочный рефлекс на игрушку, и одновременно все его поведение, связанное с требованием пищи, затормозилось. А если игрушка случайно выпала из рук, вновь раздается плач. Значит, торможение действует лишь в течение того времени, пока ребенок выполняет ориентировочный безусловный рефлекс. Это торможение называется безусловным или внешним торможением. С его помощью при неожиданном появлении нового раздражения одно поведение быстро сменяется другим. Представим себе пешехода на городской улице. Мы уже отвыкли от автомобильных сигналов — они в населенных пунктах запрещены. Но вдруг какой-то незадачливый водитель дает звуковой сигнал. Пешеход, идущий через перекресток, резко замедляет шаг, а чаще и вовсе останавливается. Это тоже безусловное торможение, возникшее в результате выполнения ориентировочного рефлекса.




2. Внутреннее торможение

Гораздо более сложное явление — это условное, или внутреннее торможение. Вспомним, что обучение с помощью условного рефлекса происходит лишь в том случае, если какое-либо внешнее событие совпадает по времени или, как говорят, подкрепляется какой-нибудь деятельностью организма, безусловным рефлексом. Ну а что будет с таким обучением, если внешние сигналы перестали подкрепляться безусловным рефлексом? Возьмем тот же пример. Ребенка научили сосать пищу из бутылочки с соской. Внешний вид бутылочки стал сигналом к предстоящему  кормлению. Но затем перешли на кормление с ложки. Ребенок, будучи голодным, сам брал бутылочку с соской, сосал ее, но... она оказывалась пустой. Со временем его интерес к бутылочке стал ослабевать и вскоре пропал совсем. Произошло постепенное угасание условного пищевого рефлекса в результате развившегося условного торможения. Теперь ребенок совсем не реагирует на вид бутылочки.

Значит, те условные рефлексы и навыки, которые перестают иметь для нас жизненно важное значение, угасают. Вместо них вырабатываются другие формы поведения. Непрерывно угасают те условные рефлексы, которые не подкрепляются, и одновременно вырабатываются новые, подкрепляемые какой-либо реакцией организма. Таким образом, обучение с помощью условных рефлексов делает наше поведение тонко приспособленным к любой внешней ситуации.



С помощью условных рефлексов животные и человек обучаются различению, дифференцировке внешних сигналов. Понаблюдайте за поведением домашней кошки или собаки, когда хозяйка, возвращаясь из магазина, открывает входную дверь. Стоит только хозяйке вставить ключ в замочную скважину, как по едва уловимым звукам животное, сидевшее до того неподвижно на диване, стремглав бросается к двери. Кошка, конечно же, получит лакомство. Но почему та же кошка не шелохнется, когда кто-либо из членов семьи производит такие же звуки (подходит к двери со стороны площадки, вставляет ключ в замок, поворачивает ключ, открывает дверь и т. д.)? Нет, не те это сигналы. Животные обучаются настолько тонко различать звуковые сигналы, связанные с приходом хозяина (или хозяйки), что ни с чем другим их не спутают. В чем же тут дело? Сигналы хозяина или хозяйки регулярно сопровождались пищей, а все остальные, хотя и похожие, пищей не подкреплялись. Поэтому условный рефлекс на сигналы хозяина выполняется очень четко, а на все остальные — тормозится. Значит, в основе различения сигналов лежит обучение, тренировка условного торможения. Вся дрессировка животных основана на выработке двигательных навыков, тренировке условного торможения и различении животными команд дрессировщика.

А.А.Ухтомский разработал основы учения о доминанте – преобладающей системе связанных между собой центров, временно определяющих характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражители. То есть поведение человека (или животного) в каждый конкретный момент обуславливается доминированием определенных центров в коре головного мозга. Различают пищевые, половые, оборонительные и другие виды доминант.

 

  1. Чем вызывается безусловное торможение?
  2. Какие рефлексы тормозятся с помощью внешнего торможения?
  3. Приведите два примера внешнего торможения.
  4. Чем вызывается внутреннее торможение?
  5. Приведите два примера внутреннего торможения.
  6. Что такое дифференцировка?
  7. Приведите пример дифференцировки.
  8. Что такое доминанта?
  9. Кто разработал учение о доминанте?
  10. Приведите пример доминанты.

Тест 1. Чем вызывается безусловное торможение?

1. Неподкреплением условного раздражителя безусловным.

2. Другим сигналом, вызывающим образование в коре мозга нового очага возбуждения.

3. Верны оба варианта.

4. Отсутствием условного раздражителя.

Тест 2. Чем вызывается условное торможение?

1. Неподкреплением условного раздражителя безусловным.

2. Другим сигналом, вызывающим образование в коре мозга нового очага возбуждения.

3. Верны оба варианта.

4. Отсутствием условного раздражителя.

**Тест 3. Внешнее торможение:

1. Звонок с урока.

2. При пересыхании водоема животные найдут новый источник воды.

3. Сигнал автомобиля.

4. Кошка перестанет реагировать на погремушку, если звук погремушки не подкреплять колбаской.

**Тест 4. Внутреннее торможение:

1. Звонок с урока.

2. При пересыхании водоема животные найдут новый источник воды.

3. Сигнал автомобиля.

4. Кошка перестанет реагировать на погремушку, если звук погремушки не подкреплять колбаской.

Тест 5. Какие рефлексы тормозятся с помощью внешнего торможения:

1. Безусловные.

2. Условные.

3. И те и другие.

Тест 6. Какие рефлексы тормозятся с помощью внутреннего торможения:

1. Безусловные.

2. Условные.

3. И те и другие.

Тест 7. Что такое дифференцировка:

  1. Различение безусловных и условных раздражителей.
  2. Различение условных раздражителей.
  3. Различение возбуждения и торможения в коре мозга.
  4. Различение доминант – пищевых, оборонительных, половых.

Тест 8. Дифференцировка:

  1. По условному стуку в дверь можно определить, что пришел свой.
  2. Слюноотделение у собаки при включении света – условный рефлекс.
  3. Животные перестают приходить на водопой к пересохшему водоему.
  4. Уменьшение диаметра зрачка при включении света.

Тест 9. Что такое доминанта:

  1. Принцип управления поведением, направленный на удовлетворение доминирующей потребности.
  2. Внешнее торможение условного рефлекса.
  3. Внутреннее торможение условного рефлекса.
  4. Внешнее торможение условных и безусловных рефлексов.

Тест 10. Разработал учение о доминанте:

  1. А.А.Ухтомский.
  2. И.П.Павлов.
  3. И.М.Сеченов.
  4. А.М.Уголев.


Сейчас читают про: