Проверка части с развернутым ответом

Пожалуйста, оцените решения заданий части с развернутым ответом самостоятельно, руководствуясь указанными критериями.

Задание 21 (С1)

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Правильно даны ответы на два вопроса. 2
Правильно дан ответ на один любой вопрос. 1
Ответ неправильный. 0
Максимальный балл 2

 

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос:

— под глобальными проблемами человечества автор понимает проблемы, которые не могут быть решены усилиями одной страны, и решение которых возможно лишь в масштабе всей планеты;

2) ответ на второй вопрос:

— осознание глобального масштаба воздействия человека на природу автор связывает с появлением атомного оружия и угрозой прекращения жизни на Земле в результате атомной войны.

 

Задание 22 (С2)

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Правильно названы три категории по тексту и одна категория не по тексту 2
Правильно названы любые две-три категории 1
Правильно названа одна категория. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

 

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) названные автором категории глобальных проблем человечества:

— демографические;

— экологические;

— энергетические (проблема истощения сырьевых ресурсов);

2) в числе не названных в тексте могут быть приведены также следующие категории глобальных проблем:

— социально-экономические (проблема неравномерности экономического развития разных регионов, проблема бедности, неконтролируемая миграция);

— политические (угроза мирового терроризма, угроза атомной войны);

Могут быть названы другие категории не указанных в тексте глобальных проблем современности.

 

Задание 23 (С3)

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Правильно названы три формы негативного воздействия человека на окружающую среду и приведены соответствующие примеры 3
Правильно названы две-три формы негативного воздействия человека на окружающую среду и приведены соответствующие примеры 2
Правильно названы одна-три формы негативного воздействия человека на окружающую среду и к одной из них приведёны соответствующие примеры 1
Правильно названы только одна-три формы негативного воздействия человека на окружающую среду ИЛИ Приведены только один-три примера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

 

В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

Три формы негативного воздействия человека на окружающую среду по тексту с примерами;

1) загрязнение воздуха, воды и почвы (например, загрязнение воздуха, воды и почвы в результате аварии на Чернобыльской АЭС);

2) уничтожение лесов (например, вырубка лесов Амазонии);

3) изменение природных ландшафтов (например, сокращение площади Аральского моря; эрозия почв в результате неправильного хозяйствования в ходе освоения целины в СССР).

 

Задание 24 (С4)

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Приведены три последствия 3
Приведены два последствия 2
Приведено только одно последствие 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

 

Могут быть приведены следующие последствия:

1) недостаток ресурсов приведёт к сокращению вооружений у стран;

2) необходимость решения глобальных проблем современности способствует развитию международного сотрудничества;

3) необходимость поиска путей решения глобальных проблем современности способствует развитию науки и техники.

Могут быть названы другие положительные последствия.

 

Задание 25 (С5)

Критерии оценивания выполнения задания Баллы

25.1

Раскрытие смысла понятия 2
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) 2
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий,   ИЛИ   в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу 1
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.   ИЛИ   Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.   ИЛИ   Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла 0

Указания по оцениванию:

1. Не засчитывается:

– характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт;

– в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания;

– объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию.

2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов

25.2

Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия 2
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия 2
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания 1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла 0
  Указание по оцениванию: При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; – словосочетания, нераспространённые предложения  

Максимальный балл

4

 

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: совокупность политико-правовых и нравственно-философских взглядов на общественно-историческую действительность; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о типах политических идеологий, опирающейся на знания курса, например: «Учёные различают консервативную, либеральную, социалистическую, коммунистическую и др. идеологии»;

(Могут быть составлены другие предложения, содержащие информацию о типах политических идеологий.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую из функций политической идеологии, например: «Политическая идеология внедряет в сознание людей основополагающие представления об обществе, государстве и власти».

Могут быть составлены другие предложения, раскрывающие с опорой на знания курса любую из функций политической идеологии в обществе.

Задание 26 (С6)

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Правильно названы и проиллюстрированы примерами три вида норм. 3
Правильно названы две-три нормы, две из которых проиллюстрированы примерами. ИЛИ Правильно названы две нормы, приведены три примера. 2
Правильно названы одна-три нормы, одна из которых проиллюстрирована примером. ИЛИ Правильно названа одна норма, приведены два-три примера. 1
Правильно названы только одна-три нормы. ИЛИ Приведены только один-три примера. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный. 0
Максимальный балл 3

1) Правовые нормы. (Например, согласно Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью);

2) религиозные нормы. (Например, согласно нормам синтоизма, человеку нужно развивать в себе добросердечие, сочувствие к окружающим и способность взаимодействовать с ними);

3) этические (моральные) нормы. (Например, золотое правило нравственности гласит «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе»).

Могут быть названы иные нормы, приведены иные примеры.

Задание 27 (С7)

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Приведено объяснения и указаны два основания (способа). 3
Приведено объяснениеи указан один способ. 2
Приведено только объяснение. 1
Объяснение дано неверно, вне зависимости от других элементов ответа ИЛИ Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания. ИЛИ Ответ неправильный. 0
Максимальный балл 3

 

Ответ должен содержать следующие элементы:

1) Объяснение как будет решен вопрос:

Ребенок получит гражданство России, так как один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при этом, ребенок родился на территории Российской Федерации.

2) Два других способа (основания):

— натурализация (прием в гражданство иностранца или лица без гражданства);

— оптация (выбор гражданства при включении в РФ новых территорий);

— восстановление гражданства;

— усыновление/ удочерение ребенка с другим гражданством россиянами.

 

Задание 28 (С8)

Критерии оценивания ответа на задание 28 Баллы
28.1 Раскрытие темы, по существу, 3
  Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. 3
  Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.   ИЛИ   Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу. Хотя бы один любой пункт (обязательный или нет) детализирован в подпунктах в количестве менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта 2
  Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу Количество подпунктов должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два подпункта. 1
  Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.   ИЛИ   Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не является сложным планом / не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) 0
 

Указания по оцениванию:

1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

2. 1 балл по критерию 28.2 может быть выставлен только в случае, если по критерию 28.1 выставлено 3 балла

28.2 Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана 1
  Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей 1
  Все иные ситуации 0

Максимальный балл

4

 

При анализе ответа учитывается:

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

— наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

— корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

1. Понятие международная торговля.

2. Принципы международной торговли:

а) принцип абсолютного преимущества;

б) принцип относительного преимущества.

3. Виды обменных отношений в международной торговле:

а) импорт;

б) экспорт;

4. Внешнеторговая политика государства:

а) протекционизм;

б) умеренная торговая политика;

в) свободная торговля (фритредерство).

5. Методы государственного регулирования

а) тарифные;

б) нетарифные.

6. Положительное влияние международной торговли на национальную экономику:

а) экономическая интеграция;

б) повышение эффективности национальных хозяйств;

в) формирование устойчивых экономических связей;

г) получение необходимых экономических благ;

д) увеличение доходов государственного бюджета.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2, 3, 5, 6 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

 

Задание 29 (С9)

Критерии оценивания ответа на задание 29 Баллы

29.1

Раскрытие смысла высказывания 1
Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования 1
Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.   ИЛИ   Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.   ИЛИ   Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом 0

Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов

29.2

Теоретическое содержание мини-сочинения (Объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие наличие и корректность теоретических положений) 2
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения 2
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.   ИЛИ   В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.   ИЛИ   В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений 1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.   ИЛИ   Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания 0
 

Указание по оцениванию:

Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов

29.3

Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов 1
В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод 1
Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания 0

29.4

Качество приводимых фактов и примеров 2
Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом 2
Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.   ИЛИ   Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом.   ИЛИ   Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом 1
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла 0
Указание по оцениванию: 1. Могут быть приведены как реальные факты общественной жизни настоящего и/или прошлого, личного социального опыта участника ЕГЭ, так и модели социальных ситуаций. 2. Указания источника фактов современной общественной жизни (конкретного СМИ, социологической службы и т. п.) не требуется. 3. Информация о прочитанных книгах / просмотренных спектаклях / посещённых выставках, экскурсиях и т. п. относится к личному социальному опыту участников ЕГЭ независимо от того, осуществлялась эта деятельность в рамках образовательного процесса в образовательной организации, в семье или в процессе самообразования. 4. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого материала, не засчитываются при оценивании 0
  Максимальный балл 6

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: