История фотографии в датах

 

384 год до н.э. упоминание о камере-обскуре встречаются у Аристотеля, который задавался вопросом, каким образом может возникать круглое изображение Солнца когда оно светит через квадратное отверстие.

V—IV век до н. э. – упоминания о камере-обскуре. Последователи китайского философа Мо-цзы (моисты) описали возникновение перевёрнутого изображения на стене затемнённой комнаты.

XI век – арабский учёный Ибн ал-Хайсам (Альхазен) из Басры пользовался специальными палатками для наблюдений за затмениями Солнца. Зная, как вредно смотреть на солнце невооружённым глазом, он делал маленькое отверстие в пологе палатки и рассматривал изображения солнца на противоположной стенке.

Судя по всему, первым использовал камеру-обскуру для зарисовок с натуры Леонардо да Винчи.

В 1686 году Йоганн Цан спроектировал портативную камеру-обскуру, оснащённую зеркалом, расположенным под углом 45° и проецировавшим изображение на верхнюю горизонтальную стенку ящика. Бумага укладывалась на стеклянное окно в стенке горизонтально, а изображение на ней не было перевёрнуто вверх ногами, облегчая рисование.

В России в середине XVIII века имела распространение камера-обскура, носившая название «махины для снимания першпектив». Видописец Махаев с помощью «махины для снятия санктпетербургского прошпекту», изготовленной подмастерьем «инструментального художества» Тирютиным в инструментальной палате Академии наук, успешно выполнил перспективные виды Петербурга, Петергофа, Кронштадта и других русских городов.

1694 Химик Вильгельм Гомберг открыл светочувствительность азотнокислого серебра;

1727 Врач и профессор анатомии Иоганн Генрих Шульце обнаружил светочувствительность хлористого серебра;

1733 Оптик Честер Мур открывает способ устранения хроматической аберрации и разрабатывает объектив ахромат;

1777 Шведский химик Карл Вильгельм Шееле провёл опыты с хлористым серебром и открыл, что с помощью аммиака готовые снимки можно делать устойчивыми к свету;

не позднее 1795 года английский художник-керамист Джозайя Уэджвуд пробует воспользоваться светочувствительными свойствами хлористого серебра для получения фотографических изображений.

1799 Томас Веджвуд начинает опыты по фиксации силуэтных изображений на бумаге, пропитанной светочувствительной смесью. Однако готовые изображения быстро исчезают при продолжении воздействия света, а способ их фиксирования Веджвуду неизвестен;

1801 Немецкий физик Иоганн Риттер открывает ультрафиолетовое излучение, благодаря почернению хлористого серебра;

1802 Томас Веджвуд и Хамфри Дэви опубликовали в Лондоне «Доклад о методе копирования изображений на стекло и создания копий с помощью воздействия света на нитрат серебра»;

1814 Хамфри Дэви открыл ещё одну светочувствительную соль серебра — йодистое серебро;

1816 Жозеф Нисефор Ньепс получил с помощью камеры-обскуры изображение своего двора на бумаге, пропитанной хлористым серебром. Изображение было негативным, а Ньепс так и не нашёл способа его обращения в позитив. В результате он отказывается от солей серебра в дальнейших изысканиях;

1819 Джон Фредерик Вильям Гершель, сын Вильяма Гершеля, открыл способность тиосульфата натрия растворять соли серебра;

1822 Жозеф Нисефор Ньепс начал опыты с битумом, скопировав этим способом портрет Папы Пия VII. Светочувствительный слой экспонировался контактным способом сквозь оригинал гравюры, без использования камеры-обскуры;

1824 Жозеф Нисефор Ньепс получил первый светостойкий фотоснимок, сделанный камерой-обскурой методом гелиографии. Однако из-за хрупкости литографского камня, послужившего подложкой для светочувствительного асфальтового слоя, снимок был уничтожен при попытке печати на бумаге;

1826 Антуан Жером Балар открыл светочувствительность бромида серебра;

Жозеф Нисефор Ньепс познакомился в Париже с другим исследователем в области фотографии Жаком Луи Дагером;

1827 (по некоторым данным 1826 год) Жозеф Нисефор Ньепс получил на пьютеровой пластинке первый дошедший до наших дней фотоснимок, сделанный камерой-обскурой методом гелиографии — «Вид из окна в Ле Гра;

1829 Ньепс и Дагер заключили нотариальное соглашение о совместных работах по усовершенствованию технологии гелиографии;

1833 Негативные фотографические изображения удаётся получить на бумаге, пропитанной нитратом серебра, художнику из Бразилии Эркюлю Флорансу;

1835 Фокс Тальбот создал первый бумажный негатив снимка «Окно аббатства Лекок» с помощью миниатюрной камеры-обскуры. В качестве фотоматериала использована бумага, пропитанная нитратом серебра и раствором соли. Процесс получил название «Калотипия» или «Талботипия».

1838 Чарльз Уитстон продемонстрировал на заседании Королевского общества принцип бинокулярного зрения;

1839 7 января физик Франсуа Араго на заседании Парижской академии наук впервые сообщил об изобретении Луи Дагером и Нисефором Ньепсом дагеротипии. С 1935 года по решению IX Международного конгресса научной и прикладной фотографии эта дата считается днем изобретения фотографии;

25 января Тальбот представил в Лондонском королевском обществе технологию калотипии — способ создания позитивной копии на солевой бумаге с бумажного негатива, с помощью которого возможно тиражирование позитивов;

1840 Чиновник министерства финансов Франции Ипполит Байар передал Французской академии наук разработанную годом раньше прямопозитивную технологию получения фотографических изображений на бумаге;

Карл Фридрих Гаусс разработал теорию построения изображений в сложных оптических системах;

Йозеф Максимилиан Пецваль рассчитал объектив с рекордной для тех лет светосилой f/3,7. Это позволило существенно сократить выдержку, упростив портретную съёмку;

Александр Уолкотт и Джон Джонсон открыли в Нью-Йорке первое в мире портретное фотоателье;

1841 Тальбот значительно усовершенствовал свою технологию, резко увеличив светочувствительность фотобумаги за счёт проявления невидимого скрытого изображения. В этом же году зарегистрирован патент на окончательный вариант калотипии;

23 марта Ричард Берд открывает первое европейское портретное ателье в Лондоне;

1842 Французы Фоконье и Давиньон открыли в Санкт-Петербурге первое в России дагеротипное ателье;

1843 Йозеф Пухбергер запатентовал первый панорамный фотоаппарат, снимающий вращающимся объективом на изогнутые дагеротипные пластинки;

1844 Тальбот опубликовал первую книгу «Карандаш природы» (англ. The Pencil of Nature) с фотоиллюстрациями, сделанными методом калотипии;

Людвиг Мозер создал первый стереофотоаппарат для дагеротипных пластинок;

1845 Французские физики Физо и Фуко впервые сфотографировали солнечные пятна;

1847 Фотограф Сергей Левицкий изобрёл фокусировочный мех для фотоаппарата;

1850 27 мая Луи Дезире Бланкар-Эврар на заседании Французской академии наук представил технологию альбуминовой фотопечати;

1851 Фредерик Скотт Арчер опубликовал в журнальной статье технологию мокрого коллодионного процесса;

1852 Тальбот обнаружил светочувствительность хромированной желатины, влияющую на её растворимость в горячей воде;

1854 27 ноября Андре-Адольф-Эжен Дисдери зарегистрировал патент на визитную карточку с фотографией владельца;

1855 Альфонс Пуатвен запатентовал фототипию — фотомеханический процесс, пригодный для типографского тиражирования фотоснимков;

1858 Надар провёл первую в истории аэрофотосъёмку с воздушного шара;

1861 Томас Саттон создал первый в мире цветной снимок «Тартановая лента» на основе трёхцветной теории Максвелла;

1865 Уолтер Вудберри запатентовал вудберитипию;

1868 Французский типограф Луи Дюко дю Орон опубликовал свои исследования о пигментной печати, пригодной для получения цветных фотоснимков на бумажной подложке;

1871 Врач Ричард Мэддокс опубликовал технологию желатиносеребряного фотопроцесса, использующегося в фотографии до сегодняшнего дня;

1873 Открытие немецким химиком Германом Фогелем явления спектральной сенсибилизации;

1875 Прообраз фотоплёнки на бумажной подложке и фотоаппарат для неё созданы польским инженером Леоном Варнерке;

1878 Чарльз Беннет обнаружил способ резкого повышения светочувствительности желатиносеребряной фотоэмульсии при её нагреве в процессе созревания. В результате появилась возможность фотографировать движущиеся объекты с моментальными выдержками;

1879 Джозеф Суон начинает массовый выпуск желатиносеребряной фотобумаги с проявлением;

1880 Начало массового выпуска сухих броможелатиновых фотопластинок, вытеснивших коллодионные;

1883 Фотограф из Витебска Сигизмунд Юрковский разработал первый фокальный затвор «при фотопластинке»;

1884 Джордж Истмен сконструировал первую машину для полива фотоэмульсии на гибкую подложку;

1885 Джордж Истмен начинает массовый выпуск рулонного фотоматериала на бумажной подложке;

Компания Liesegang начинает выпуск первой желатиносеребряной фотобумаги для «дневной» фотопечати — аристотипной;

1887 Изобретение Ганнибалом Гудвином желатинового противоскручивающего контрслоя, позволившего использовать целлулоид в качестве подложки фотоплёнки;

1888 Начинается выпуск бокс-камеры Kodak № 1 для рулонной фотоплёнки и первого централизованного сервиса проявки и печати. Камера с отснятой плёнкой отправлялась по почте на завод, откуда высылалась перезаряженной и с комплектом готовых фотографий. Тогда же появился рекламный слоган компании Kodak: «Вы нажимаете на кнопку, мы делаем всё остальное»;

1889 Поступает в продажу первая рулонная фотоплёнка на целлулоидной подложке производства компании Eastman Company, позднее переименованной в Eastman Kodak;

1890 Немецкий оптик Пауль Рудольф сконструировал первый объектив анастигмат;

Фердинанд Хёртер и Чарльз Дриффилд завершили разработку универсальной методики измерения светочувствительности фотоматериалов, заложив основы современной сенситометрии;

1891 Альфред Богиш открыл проявляющие вещества метол, глицин и амидол, нашедшие широкое применение в фотографии;

1892 Жюль Карпантье выпустил первый фотобинокль — разновидность фотоаппарата для незаметной моментальной съёмки;

1893 Британский оптик Гарольд Тейлор запатентовал оптическую систему «Триплет Кука», послужившую основой для многих современных фотообъективов;

1897 Фирма Eastman Kodak представила первый складной фотоаппарат карманного размера;

XX век

1900 Eastman Kodak представил простейшую бокс-камеру «Brownie» с рекордно низкой ценой в 1 доллар;

1901 Адольф Мите сконструировал фотокамеру для «трёхцветной естественной фотографии». Принцим – аддитивное смешение цветов.

1901 Kodak выпускает первый рольфильм, позднее получивший название «тип-120»;

1902 Немецкий оптик Пауль Рудольф разработал объектив типа «Тессар», положивший начало целому семейству оптики;

1903 Прокудин-Горский. Цветная Россия, 1908 – фотография Льва Толстого

1903 Братья Люмьер получают патент на первую общедоступную технологию растровой цветной фотографии «Автохром»;

1906 Открытие химиком Бенно Гомолкой сенсибилизатора пинацианола, сделавшего возможным создание панхроматических фотоматериалов;

1907 Французским физиком Эдуардом Беленом был изобретён «беленограф» (англ. Bellinograph), пригодный для передачи фотографий на расстояние;

1908 Габриэль Липпман изобрёл интегральную фотографию, способную регистрировать световое поле микролинзовым растром;

1911 Русский офицер Владимир Потте изобрёл первый в мире аэрофотоаппарат, рассчитанный на полуавтоматическую кадровую маршрутную съёмку;

1912 Артур Пиллсбери разработал фотокамеру для съёмки микроскопических движений (роста растений измерявшийся ранее простейшими авксанометрами);

1923 Гарольд Эджертон изобрёл ксеноновую газоразрядную лампу, ставшую основой электронных фотовспышек;

1924 Компания Beck of London начала выпуск первого объектива типа «рыбий глаз» для регистрации облачного покрова;

1925 Началось серийное производство первого в мире малоформатного фотоаппарата «Leica I»;

1927 Фирма «Kalle» начала промышленный выпуск светокопировальной диазотипной фотобумаги;

1928 Компания Rhamstine выпустила первый в мире фотоэлектрический экспонометр «Электрофот»;

Eastman Kodak начал выпуск цветной фотоплёнки «Kodacolor» с лентикулярным линзовым растром;

1929 Выпущены первые одноразовые баллоны «Osram Vacublitz» для импульсного освещения в фотографии;

1934 Введена немецкая шкала светочувствительности фотоматериалов DIN; Начат выпуск первого фотоаппарата со встроенным пружинным вайндером «Robot I»;

1935 Агентство Ассошиэйтед Пресс начало регулярную передачу снимков с мест события в центральный офис с помощью фототелеграфа;

1936 Выпущена первая в мире многослойная цветная обращаемая фотоплёнка «Agfacolor Neu». Почти одновременно анонсирован выпуск фотографической версии цветной киноплёнки «Kodachrome» для слайдов;

Компания Ihagee выпустила камеру «Кине-Экзакта», которая считается первым в мире серийным малоформатным однообъективным зеркальным фотоаппаратом;

1938 Выпущен первый фотоаппарат, оснащённый экспозиционной автоматикой «Kodak Super Six-20»;

1939 Компания Afga выпустила первую в мире фотоплёнку хромогенного типа, пригодную для негативно-позитивного цветного процесса;

1941 Eastman Kodak выпустил первую в мире многослойную цветную фотобумагу для печати со слайдов;

1946 24 октября сделан первый снимок Земли из космоса при помощи фотоаппарата, установленного на трофейной ракете «Фау-2».

1947 Введена американская шкала светочувствительности фотоматериалов ASA;

1948 Polaroid выпустил первый в мире фотоаппарат для моментальной фотографии «Polaroid Land-95»;

1954 Введена советская шкала светочувствительности фотоматериалов ГОСТ, заменившая устаревшую систему «Х и Д»;

1957 Налажен серийный выпуск первого приставного электропривода для «гражданского» фотоаппарата «Nikon SP»;

1959 Фототелевизионное устройство передаёт изображения Луны с межпланетной станции «Луна-3»;

Хайнц Килфит разработал первый зум-объектив «Фохтлендер-Зумар», пригодный для фотоаппарата

1960 Компания Asahi Optical Co. на выставке Photokina представила прототип первого в мире фотоаппарата с TTL-экспонометром «Pentax Spotmatic»;

1963 Eastman Kodak начал выпуск аппаратуры и кассет для первой системы упрощённой зарядки плёнки «Instamatic»;

Компания Ciba Geigy наладила выпуск прямопозитивной цветной фотобумаги «Cibachrome» со стойкими к выцветанию азокрасителями;

1964 Эмметт Лейт и Юрис Упатниекс в Мичиганском университете создали первую в истории лазерную голограмму, изображающую игрушечные поезд и птицу;

1967 Выпущен первый в мире объектив «Leitz Noctilux» с асферическими линзами;

1972 Eastman Kodak стандартизирует процесс C-41 для обработки цветных негативных фотоплёнок;

Polaroid начал выпуск первых «интегральных» комплектов типа SX-70 одноступенного фотопроцесса, проявляющихся полностью автоматически;

1979 Выпущен первый в мире компактный фотоаппарат «Canon AF-35M» с автофокусом на основе инфракрасного локатора;

1983 Eastman Kodak вводит DX-кодирование светочувствительности и типа фотоплёнки на кассетах тип-135;

В фотоаппарате «Nikon FA» впервые реализован режим оценочного замера экспозиции с помощью сенсора, состоящего из пяти независимых сегментов;

1984 Первый зеркальный фотоаппарат «Canon T70» с кнопочным управлением по индикации на дисплее вместо барабанов и колец;

1987 В объективах для фотоаппарата «Canon EOS 650» впервые использован современный привод автофокуса с ультразвуковым двигателем;

1994 Nikon выпустил первый в мире фотоаппарат «Nikon Zoom 700 VR» с оптической стабилизацией;

1996 Eastman Kodak, Fujifilm, Agfa и Konica представили Усовершенствованную фотосистему, призванную заменить малоформатную фотографию;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: