Вариант А
Прочитайте текст и выполните задания.
(1)Следствием непрекращающейся борьбы за существование в мире животных является естественный отбор – процесс, устраняющий менее приспособленные организмы и благоприятствующий более приспособленным организмам. (2)В этой конкурентной борьбе преимущество получают те представители вида, которые оказываются наиболее жизнеспособными, то есть приспособленными к конкретным условиям обитания. (3)<…> они имеют больше шансов оставить после себя полноценное потомство.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) В процессе непрекращающейся борьбы за существование в потомстве животных из поколения в поколение постепенно накапливаются признаки, полезные для человека.
2) Основой естественного отбора является наследственная изменчивость,
а отбирающим фактором – деятельность человека.
3) В процессе естественного отбора выживают и оставляют полноценное потомство те животные, которые более приспособлены к конкретным условиям обитания.
|
|
4) Животные, лучше приспособленные к конкретным условиям обитания, имеют больше шансов выжить в результате естественного отбора
и оставить после себя полноценное потомство.
5) Вследствие непрекращающейся борьбы за существованиевыживают
и оставляют потомство только те животные, наследственные признаки которых полезны для человека.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
С другой стороны, Ведь Напротив, Хотя Несмотря на это
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ПРЕДСТАВИТЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ, -я, м.
1)Лицо, которое действует по чьему-н. поручению, выражает чьи-н. интересы, взгляды. П. завода. Полномочный п.
2)Человек, представляющий в своём лице какой-н. разряд, группу людей или какую-н. область деятельности. Лучшие представители офицерства.
3)Выразитель чьих-л. интересов, мнений, взглядов и т.п. П. потребностей народа. Быть представителем чьих-л. интересов.
4)Типичный образец того или иного разряда животных, растений и т.п. Этот цветок – п. северной флоры.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. взЯлась, нажИвший, вернА, жилОсь, Отрочество
|
|
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.
Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.
В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.
Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд нет ТУФЕЛЬ по ОБОИМ сторонам
звучит не менее ГРОМКО опытные ТРЕНЕРЫ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ||
А) | нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм | 1) | Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции. |
Б) | нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | 2) | Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей. |
В) | нарушение в построении предложения с причастным оборотом | 3) | По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова. |
Г) | неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 4) | У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов. |
Д) | неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом | 5) | Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря. |
6) | Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин». | ||
7) | Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики. | ||
8) | Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства. | ||
9) | Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии. |
9. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
см..риться
м..ценат
г..ристая (местность)
комп..нент
взр..стить
10. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бе..вкусный, и..гиб
ра..считать, и..дать
об..грел, з..бросил
под..грал, про..ски
пр..берёг, пр..одолею
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
чертёжн..к
присва..вать
горноста..вый
податл..вый
непоседл..вость
12. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
вывал..шь раскле..шь беспоко..шься движ..мый бор..шься
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ)ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век механически.
(НЕ)ВЫСОКОЕ облачное небо простиралось над горами.
Архитектор осознавал, что сейчас он будет работать с людьми, (НЕ)ПОНИМАЮЩИМИ ничего в архитектуре.
Лес (НЕ)КАЗАЛСЯ притихшим.
В беседе лишнего слова (НЕ)СКАЗАНО.
|
|
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ учёные установили, что магний играет важную роль в регуляции уровня калия в организме, а ТАК(ЖЕ) регулирует работу надпочечников.
(ПО)ТОМУ, как сосредоточенно молчал Л.Н. Толстой, его близкие могли догадываться, (НА)СКОЛЬКО напряжённо работает сейчас его мозг.
Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ исследователи не раз говорили о том, что апофеозом русской славы является картина «Богатыри», в которой В.М. Васнецов выразил своё романтическое и в ТО(ЖЕ) время глубоко гражданское понимание России.
С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
В 60 – 70-х годах XVIII века в России начинается подли(1)ый фольклорный бум, хотя отношение к песне как к це(2)ому памятнику народной истории и культуры ещё не было сформирова(3)о.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
2) Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.
3) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
4) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного
к сложному и непонятному.
5) Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).