Тема: «Введение в краеведение»

Обобщение собственного педагогического опыта

Разработка открытого занятия

 туристско- краеведческой направленности

 на областной конкурс

«Сердце отдаю детям»

 

Автор- составитель:

 Голощапова Екатерина Николаевна

 

 

2019 г.

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Верхнеуральска»

 

Конспект занятия

«Введение в краеведение»

(туристско- краеведческое направление)

 

 

Учитель истории

Голощапова Екатерина Николаевна

 

Верхнеуральск, 2019 г.



Аннотация

 Конспект водного занятия по краеведению направлен на привлечение детей к работе в детском туристско-краеведческом объединении.

 Расширение элементарных знаний по географии и истории родного края и воспитанию любви к родному краю, формирование умения видеть красоту Уральской природы.

 В процессе занятия дети знакомятся с легендами Южного Урала, путешествуют по уголкам соей малой Родины. Занятие разработано для 5 класса. Основным видом деятельности является игра.

Данный материал может быть использован на уроках истории, на занятиях туристско- краеведческой направленности, в внеурочное время.

Тема: «Введение в краеведение»

Цель:

- заинтересовать и привлечь детей к работе в детском туристско-краеведческом объединении.

Задачи:

- расширение элементарных знаний по географии и истории родного края;

- развитие творческой и познавательной активности;

- воспитание любви к родному краю, формирование умения видеть красоту Уральской природы.

Виды образовательных технологий:

- информационно-коммуникационные;

- технология использования игровых методов;

- исследовательские методы.

Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, презентация  по теме,  набор карточек «Краеведы» в количестве 3 штук, коллекция поделочных камней,  видео легенда «Увельды»,карта Челябинской области, набор фишек, видеозапись с легендой об Увильдах, костюмы Хозяйки Медной горы, малахитовая шкатулка, тексты сказаний Бажова, кубик с вопросами, игрушка деда Слышко, пазл «Каменная сопка».

 

№ п\п Этапы занятия Содержание деятельности Время
1 Организационный В класс входит педагог в образе Хозяйки Медной горы. Здравствуйте! Я, Голощапова Екатерина Николаевна. Ребята у нас сегодня необычное  занятие, занятие - путешествие. А мы необычные путешественники? Для того чтобы узнать, кто мы составим слово. (приложение 1.  Краеведы)  Может кто - то знает, кто такие краеведы? Ребята высказывают свое мнение -Человек, занимающийся изучением своего края Итак, в путь. Что в поход с собой возьмем, Если мы туда пойдем? Очень быстро отвечайте, Но смотрите, не зевайте! Называю я предмет, Он подходит или нет? Если "да" - в ладоши хлопни, Если "нет" - ногою топни, Котелок, утюг, расческа, Пылесос, веревка, соска. Вездеход, бинокль, духи, Две засушенных трески, Носовой платок, подушка, Ласты, мяч, коньки и клюшка, Молоток, кусачки, нож, Ну а соль с собой возьмешь? Спички, гвозди, сала шмат - Вот и собран наш отряд. 2мин.
2 Подготовительный   Педагог: - Любите ли вы путешествовать? Я приглашаю вас в путешествие по родному краю такому удивительному и неизведанному, хранящему так много тайн. (слайд 1) -А что же такое краеведение? (слайд 2) -высказывания детей  (слайд3) А туризм?(слайд 4) высказывание детей  (слайд5) 1мин.
3 Основной содержательный блок   Педагог:   - Как называется край, в котором мы живем? (Слайд 6) Южный Урал находится в самом центре России. Он включает в себя, кроме нашей области, Оренбургскую и Курганскую область, а так же республику Башкортостан. Все они расположены по соседству с Челябинской областью.  (слайд7) (показываю на карте) История Уральского края богата как событиями, так и интересными персонажами. Я предлагаю вам совершить  путешествие и узнать, какие тайны хранит наш край. - Начнем с северо-запада области (слайд 8). Мы видим горы. Как они называются? Высказывания ребят  С них и началась слава нашего края. Сколько же гор на Урале? Много, не сто и не тысяча, а гораздо больше. И почти у каждой горы есть имя. А имя – это памятник языка, истории, духовной культуры нашего народа. Существует легенда о хозяйке Уральских гор? Живет она во дворце, который находится в самой большой горе на Урале – Большой Шолом на хребте Зигальга.  (слайд 9). Древнерусское слово «шелом» - «шлем» обозначает также «холм», «бугор». Это слово закрепилось в названии самой высокой вершины хребта Зигальги, но с добавкой, указывающей на величину, - Большой Шолом. Так вот может появляться Хозяйка то тут, то там. Педагог берет в руки малахитовую шкатулку: -  В моем царстве много богатств: и минералы, и рудные металлы (слайд 10). Но краше всего камни самоцветные, спрятанные в глубине Уральских гор. Большая сила заключена в этих камнях. Красоту и радость несут они людям. Попробуйте отгадать некоторые из них. Ой, а куда же все мои каменья подевались из шкатулки малахитовой? Неужто  ограбили меня? Вот мой сказ: «Кто найдёт каменья мои драгоценные да вернёт их мне, тому они и достанутся». (Приложение 2) (Задание:  найти в сказах П.П.Бажова драгоценные каменья. Дети находят в сказах П.П.Бажова цитаты,  в которых содержится описание драгоценных камней) 1.«Стены дворца Хозяйки Медной горы…малахитовые с алмазом» 2.«А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Зелёненькие больше. Называются…хризолитами» 3.«Есть такой знак на этот камень. Вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и …золото. В камне том золото и не то, что искорками, а большими каплями да гнёздами сидит» 4.«Из этого камня выделывали мастера уральские штучки всякие, что диву даёшься. Самой высокой цены он, глаз веселит, в сердце весну делает, радость человеку даёт…» (малахит) 5.«А в руке у Степана зёрнышки зелёненькие зажаты. Полнёхонька горсть. Тут один знающий случился, поглядел сбоку на зёрнышки и говорит: «Да ведь это медный изумруд» 6.«Оба в горе робили, на Гумешках, то есть. Малахит добывали и … лазоревку…» 7.«А из этого камня уральские мастера смородину делали»(агат) (слайды 11-17) Педагог после правильного ответа показывает ребятам драгоценные украшения, которые спрятаны в шкатулке. Хозяйка Медной горы: - Молодцы, ребята! Нашли все мои драгоценные каменья, из которых мастера уральские чудеса вытворяли. За это я вас отблагодарю! - А теперь мне пора возвращаться, но мы еще встретимся, жду вас в своем царстве на уральских горах. До свидания!   25мин.
    Педагог: - Мы продолжаем путешествие, и наш путь лежит на восток. Горные хребты остаются позади, уступая место холмистой равнине, где расположились десятки голубых озер в каменных берегах с многочисленными заливами. Это знаменитый зауральский озерный край (слайд 18). Батюшка Урал хранит о нем много легенд и историй. Хотите послушать одну из них от самого хозяина? (видео): Ребята просматривают видеоролик, если такой возможности нет, педагог зачитывает легенду самостоятельно. (Приложение 3) (слайд 19). - Ребята вы очень внимательно слушали, а теперь поиграем и узнаем, кто из вас уже готов стать краеведом. Игра с кубиком. (Приложение 4) Педагог: -Ребята, вам понравилось? Вы можете узнать много легенд и историй о других уральских географических названиях на  занятиях по краеведению.(слайды 20-23)  
    Педагог: - Теперь наш путь лежит к югу Челябинской области, где живет известный на Урале дед Слышко. Прозвали его так за постоянное обращение к окружающим: «Слышь-ко». Что означает: «Знаешь ли?» Выходит дед(игрушка) - Слышь-ко, ребятки, побывал я в разных уголках Урала. Хочу, чтоб и вы полюбовались его красотами. Мой самый любимый уголок - Ильменский заповедник — известный природно-исторический памятник Южного Урала, я могу  часами любоваться гармонией его природы. На территории заповедника — более трех десятков очаровательно поблескивающих озер, несколько десятков рек и речушек, воинственно раскинувшиеся леса. Гордость заповедника — музей, где невозможно оторвать глаз от уральской яшмы, голубых топазов, фиолетовых аметистов...(слайд 24) Второе место делят между собой «Сердце-озеро» и «горное сердце Урала» — национальные парки «Зюраткуль» и «Таганай». Высокогорное озеро Зюраткуль (находится на высоте 724 метра) овеяно удивительными легендами.  Записанная со слов местных жителей душещипательная история повествует: «В глубокую старину жила в этих местах красавица Юрма. Однажды в гневе капризная невеста разбила волшебное зеркало, подаренное ей богатырем Семигором. Один маленький осколок улетел далеко в горы и превратился в прекрасное озеро, чистое, прозрачное, как слезы прелестной девушки(слайд 25) На третьем месте Сикияз-Тамакский «пещерный град», который находится в долине реки Ай (Саткинский район) — единственный в России памятник               ( подобного рода. Он насчитывает 43 пещеры и грота со следами древнего человека всех исторических эпох - от палеолита до средневековья. По преданиям, сюда тоже захаживает снежный человек, которого местные жители называют «шурале» — «леший».(слайд 26) Рядом с Верхнеуральском есть гора, популярная у местных жителей — Каменная сопка. Вот уж где природа постаралась: при взгляде на скалу отчетливо видна фигура, а кого вы узнаете если справитесь с моим заданием Собрать пазл.(Приложение 5) Правильно ребята скала напоминает опустившегося на грудь, отдыхающего верблюда(слайд 27) Педагог: - Ребятки, припасла я вам задание. Составила карту путешествий по моим любимым местам, а она порвалась на кусочки. Помогите составить ее и фишками отметьте, те места Челябинской области, о которых шла сегодня речь. (Приложение 6) Ребятки, пока вы собирали карту, я загадала желание и оно обязательно сбудется, чтобы мы еще раз с вами встретились в моих любимых уголках Урала.  

 

Приложение 1

К Р А
Е В Е
Д Ы  

 

Приложение 2

 

1.«Стены дворца Хозяйки Медной горы…»
2.«А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Зелёненькие больше. Называются…»
3.«Есть такой знак на этот камень. Вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка покажется, там и … сидит»
4.«Из этого камня выделывали мастера уральские штучки всякие, что диву даёшься. Самой высокой цены он, глаз веселит, в сердце весну делает, радость человеку даёт…»
5.«А в руке у Степана зёрнышки зелёненькие зажаты. Полнёхонька горсть. Тут один знающий случился, поглядел сбоку на зёрнышки и говорит: «Да ведь это …..»
6.«Оба в горе робили, на Гумешках, то есть. Малахит добывали и … …»
7.«А из этого камня уральские мастера смородину делали….»

 

 

 

 

Приложение 3

Давным-давно не было этого озера, а была лишь маленькая речка. На берегу речки стоял замок. Жил в нем злой Карым. Был он маленького роста, с маленькой головой и глазами удава, которые не мигали, а обдавали холодом. На этом же берегу жила красавица Сайма. Повстречал однажды Карым Сайму, решил на ней жениться. Схватил он красавицу и силой увез в свой замок. Перед свадьбой подарил он ей черную жемчужину. Взяла Сайма сей дар, положила на ладонь и заплакала. Попала слеза девушки на жемчужину. И та засияла – голубой волной стала отливать. Словно знала Сайма тайну жемчужины: если она станет голубеть, то все родники на земле откроются. Тогда подбежала Сайма к окошку, открыла его и кинула Карымов подарок в речку под окном. Вода в реке прибывать стала, долину собой заполнила. На утро исчез под водой дворец, вместе с Карымом и его слугами. С тех пор, где стоял дворец и бежала речка, озеро с прозрачной, будто хрустальной водой засияло. Люди назвали это озеро – Увильды- «Голубая жемчужина». А деревню около озера назвали «Саймой»

 

 

Приложение 4

Что подарил Сайме злой Мурза Карым?   Почему озеро назвали «Голубая жемчужина»?   Как звали бедного рыбака и его дочь?  
На каком инструменте играл отец Саймы? Что больше всего любила делать Сайма? Как стало называться озеро?

 

Приложение 5

 

Приложение 6

  Звезды - фишки







Карточки для задания

     
     

Задания для карты

Таганай Каменная Сопка Большой Шолом
Увельды Ильменский заповедник Зюраткуль

 

Звезды - фишки

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: