Вьюга нынче потрудилась Все дороги замела. Подо льдом речушка скрылась Стала вся бела кругом. | И мороз трудился тоже, Он сковал на склоне дня Ожерелье для березы, Кружева из хрусталя |
И. Шишкин «Утро в сосновом бору»
Картина И. Шишкина «Утро в сосновом бору»
Вступительное слово взрослого
И.И. Шишкин люил рисовать природу, особенно лес. Его картины «Сосновый лес», «Сосновый бор», «Ручей в лесу», «На опушке леса» знают и любят во всем мире. Перед вами еще одна работа художника «Утро в сосновом бору» (показ картины). Что мы видим? Мама-медведица вывела трех своих сыновей гулять в лес. Пока медвежата резвятся, лазают по деревьям, мама зорко присматривает за своими ребятишками: они же еще несмышленные, многого не понимают. Мы ощущаем настроение медведицы. Но чувствуем: ей хорошо в этом чудесном лесу. А малышам еще лучше: рядом мама, они все вместе. А как красив лес! Солнышко просвечивает сквозь ветви деревьев, сосны стоят стройные, величавые, спокойные. Утро, тишина, благодать. Только солнышко, пение птиц да звуки медвежьих игр.
|
|
Беседа по содержанию картины
Кто изображен на картине? Какие чувства хотел передать художник? Какие краски помогли ему это выполнить? Что больше всего привлекает вас в этом сюжете? Что является главным на картине? Почему вы так думаете? Как сосновы лес, утреннее солнышко помогают нам почувствовать спокойное, но в то же время радостное настроение? Почему картина называется «Утро в сосновом лесу?» Что бы в ней хотели бы дорисовать?
Словарик-помощник
Приволье, величавые сосны, утреннее солнышко, медведи резвятся, заботливая медведица, небо лучистое, ясное, пожухлая; радостно и спокойно.
Работа с текстами
Чтение и анализ отрывка из рассказа С. Махотина «Хозяин леса»
Сколько замечательных сказок мы бы никогда не услышали, если бы не медведь! Русская сказка медведя уважает. Величает его по имени –отчетсву-Михаил Потапыч! Он-хозяин леса, сильный и простодушный. Даже если и украдет девочку Машу, то сам же и вернет ее дедушке и бабушке.
С наступлением зимы сытый медведь ложится спать в берлогу. Но сон его очень чуткий. Он, скорее не спит, а дремлет. Все слышит, что происходит вокруг. Поэтому в лесу шуметь не надо. Особенно зимой.
Всем известна фраза:»медведь спит и лапу сосет». Многие думают, что таким образом он избавляется от чувства голода. И ошибаются. На самом деле вовремя зимней спячки у медведя линяет кожа на подошвах лап. Лапам немного больно.И медведь сосет лапу, чтобы успокоить боль. Помогает!
Нет в лесу более заботливого и ревнивой матери, чем медведица. Медвежата рождаются весной. Они совсем беспомощные, ничего не умеют. Лежат вместе с мамой в берлоге и питаются молоком. Много времени пройдет, прежде чем они научатся сами добывать пищу. Все лето медвежата не отходят от матери. А вместе с ними-пестуны, медвежата, рожденные в прошлом году. Их тоже медведица все еще охраняет. Хорошо медведям в лесу!
|
|
· Чем рассказ дополняет картину «Утро в сосновом бору?»
· Почему медведям лучше дома?
Разучивание стихотворения Н. Григорьевой «Мишка»
Из берлоги вышел мишка. Он в панамке и в штанишках. Поручила мама сыну Отыскать в лесу малину. Медвежонок развлекался: С горки он покувыркался, В синей речке покупался, На песочке покачался. | Под сосной набрал он шишек, Положил в карман штанишек. Вдруг упала с ветки шишка, О малине вспомнил мишка Он нашел кусты малины, Ягод взял почти корзину И, довольный сам с собой, Поспешил к себе домой. |
Игры и этюды
Взрослый спрашивает: «Во все ли времена года природа играет одну мелодию на одних и тех же инструментах? Или меняет репертуар?
«Меняется!-загалдят малыши.Зимой снег хрустит, а весной хруст превращается в звон капели».
«Тогда давайте объединимся в четрые группы. Может быть, даже так: кто родился летом-одна группа, весной-другая, осенью –третья, зимой-четвертая. И каждый постарается вспомнить и с помощью подручных средств воспроизвести звуки своего времени года».
Работа закипит. «летники» будут обмакивать руки в мисочки с водой и слушать, как стекающие с пальчиков капли падают на металлический поднос. Чей-то голос зазвучит, как шум прибоя.
У «осенников» будут шелестеть желтые листья и, медленно упав под детские ноги тихо шуршать, о чем-то рассказывая, с коротким северным летом прощаясь. Весной зажурчат ручьи: живую воду ребята будут переливать из одного кувшинчика в другой и слушать: вода пьет, радуется солнышку после долгой полярной ночи. А то вдруг зимний ветер завоет, пурга заметет так, что мало не покажется.
Взрослый подводит итог: «Мир полоз звуков! Только вслушайтесь!»
Рисование на тему «Поможем медвежьей семье» (раскрашивание) в сопровождении мелодии песни А.П. Петрова «Я шагаю по Москве»
К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»
Картина К.С. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»