Основные виды источников по истории

Место истории в системе гуманитарного образования.

Предмет истории как науки: цель и задачи её изучения, методы исследования.

Основные виды источников по истории.

1.

    История ─ одна из важнейших общественных наук в системе гуманитарного образования.

    Содержанием истории является изучение процесса возникновения и развития человеческого общества.

    Изучение истории имеет большое воспитательное и научно-познавательное значение, т. к. помогает понять объективные закономерности развития народов и суть современных процессов общества.

    История принадлежит к числу наук, которой должен владеть каждый человек ─ более того с высшим образованием.

    Об этом много высказываний в т.ч. и известных нам людей: В. Татищева ─ сподвижника Петра-I, М.В. Ломоносова и других.

    Главная задача истории ─ обобщение и обработка накопленного человеческого опыта, для пользы людей.

    История ─ одна из древнейших наук, ей более 2500 лет. Её основоположником считается древнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.). Он написал книгу ─ «История», она положила начало развитию этой науки. История всегда была тесно переплетена с политикой. Поэтому историческая правда, предвзятость и субъективизм в истории почти всегда имели место в жизни поколений людей. Зависело это от правителей, которые историков склоняли к выполнению социального заказа себе в угоду.

    Однако время расставляло всё на свои места, так было и будет всегда. Историческая правда обретает вечность.

 

2.

    Мы будем изучать историю как науку о развитии человеческого общества во всём его многообразии.

    История общества представляет собой совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных людей, человеческих сообществ, находящихся в определённой взаимосвязи, составляющих всё человечество. И з этого следует: предметом изучения истории является деятельность и действия людей, вся совокупность отношений в обществе, по месту и в историческое время, как единого противоречивого процесса.

    Объектом истории является вся совокупность фактов и факторов, характеризующих жизнь народов (народа) в прошлом и настоящем.

    Основу исторической науки составляют принципы истории:

- историзм ─ выявление и исследование фактов, которые раскрывают суть исторического процесса.

- научная объективность ─ это исследование фактов или явлений без предвзятого отношения и идеологической установки.

- системность ─ сопоставление фактов и событий, анализ их по темам и проблемам.

    К ак предмет история включает ряд специфических исторических дисциплин, без которых невозможно проводить научные исследования.

    Назовём эти разделы исторической науки:

    - археология ─ вещественные памятники прошлой жизни людей.

    - хронология ─ наука, проводящая изучение истории во времени.

    - метрология ─ наука о мерах.

    - геральдика ─ наука о изучении гербов.

    - генеалогия ─ наука о исследованиях родословной человека.

    В целом история как наука выполняет определённые функции:

- познавательная

- воспитательная

- идеологическая

- практически-рекомендательная

- коммуникативная

- социально-прогностическая

- мировоззренческая.

    А так, как История ─ наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат, фактов, событий). По сравнению с другими гуманитарными какую-либо одну из сторон общественной жизни людей, она характеризуется тем, что предметом её познания является вся совокупность жизни общества (международного сообщества) на протяжении всего исторического процесса человечества и сегодняшнего дня.

    Человечество черпает знания в историческом прошлом, для своего блага. Научно-исследовательская работа историков осуществляется с применением общепринятых методов: хронологического, хронологически-проблемного, периодизации, синхронического, сравнительно-исторического, ретроспективного, что даёт познать историческую правду.

 

3.

    Исторические источники ─ это вес остатки прошлой жизни, все свидетельства о прошлом.

    К числу основных исторических источников следует отнести:

- лингвистические ─ изучение языка народов;

- этнографические ─ обычаи, обряды, традиции;

- устные ─ фольклор, былины, сказки, песни;

- вещественные ─ орудия труда, предметы быта, оружие, памятники, строения и т. п.;

- письменные ─ летописи, письма, дневники, постановления, законы, юридические нормы, официальные документы, художественные и научные книги и т. д.;

- аудио и электронные, фото и видео записи.

    При изучении Истории России следует вспомнить о том, что в России сложились и выполняли, и выполняют ныне задачу обучения и просвещения студенческой молодёжи и всех желающих знать Отечественную и Мировую Историю Российские исторические школы:

- Нестор «Повесть временных лет»;

- В.Н. Татищев «История Российская с самых древнейших времён»;

- Государственная школа (в лице: Н.М. Карамзина, С.М. Соловьёва, В.О. Ключевского) ─ «История государства Российского»;

- Советская школа (в лице: М.Н. Покровского, Б.А. Рыбакова, И.Я. Фроянова, Б.Д. Грекова, А.М. Сахарова и др.);

- Современная историческая наука: региональные школы (Московская, Петербургская, Поволжская, Ростовская, Сибирская, Дальневосточная).

    В Крыму центром исторической науки является Исторический факультет Таврической академии КФУ им. В.И. Вернадского.

        

    1. Учебно-методическое обеспечение.

    Основная учебная литература:

1. Всемирная история: учебник / Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова, И.А. Андреева и др.; ред. Г.Б. Поляк, А.Н. Маркова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юнити, 2015. – 887 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114540 (дата обращения: 04.07.2020).

2. Ольштынский, Л.И. Курс истории для бакалавров: Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории / Л.И. Ольштынский. – Москва: Логос, 2012. – 407 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119480 (дата обращения: 04.07.2020).

3. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: в 2-х т.: / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; ред. А.Н. Сахаров. – Москва: Проспект, 2015. – Т.1. – 544 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251751 (дата обращения: 04.07.2020).

4. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до наших дней: учебник: / А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; ред. А.Н. Сахаров. – Москва: Проспект, 2015. – Том 2. – 720 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251752 (дата обращения: 04.07.2020).

5. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Исторический факультет. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: Проспект, 2015. - 680 с.; Тоже [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251745 (17.08.2016).

 

    Дополнительная учебная литература:

1. Волков, В.А. Военная история России с древнейших времен до конца XIX века: учебное пособие / В.А. Волков, В.Е. Воронин, В.В. Горский. – Москва: Прометей, 2012. – 224 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=437430 (дата обращения: 04.07.2020).

2. История России (для иностранных учащихся ЮФУ): учебник: / К.Г. Малыхин, Ж.В. Галич, И.Г. Брызгалова, И.В. Стегленко; под общ. ред. К.Г. Малыхина; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный Федеральный университет». – Ростов-на-Дону; Таганрог: Южный федеральный университет, 2019. – 376 с. Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=577952 (дата обращения: 04.07.2020).

3. Давыдова, Ю.А. История: учебное пособие / Ю.А. Давыдова, А.В. Матюхин, В.Г. Моржеедов. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: Университет Синергия, 2019. – 205 с.: табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495816 (дата обращения: 09.07.2020).

4. Моисеев, В.В. История России. С древнейших времен до наших дней: учебник для вузов: / В.В. Моисеев. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 733 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=564646 (дата обращения: 04.07.2020).

5. История России в схемах: учебное пособие / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина; Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Исторический факультет. - М.: Проспект, 2014. - 303 с.; Тоже [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251748 (17.08.2016).

6. Паршиков, Н.А. История России в пословицах, фразах, лозунгах и идиомах: X-XX вв. / Н.А. Паршиков, Л.И. Брагина; Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный институт искусств и культуры». – Орел: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2015. – 135 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=439362 (дата обращения: 04.07.2020).

6. Тимошина, Т.М. Экономическая история России: учебное пособие: / Т.М. Тимошина; ред. М.Н. Чепурин. – 16-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юстицинформ, 2011. – 424 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=120687 (дата обращения: 04.07.2020).

7. Трудные вопросы истории России. XX - начало XXI века: учебное пособие / А.Б. Ананченко, В.П. Попов, В.Ж. Цветков, Д.О. Чураков; под общ. ред. А.Б. Ананченко. – Москва: Московский педагогический государственный университет (МПГУ), 2016. – Вып. 1. – 272 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=469407 (дата обращения: 04.07.2020).

    Методические материалы:

1. История Отечества: учебно-методическое пособие для обучающихся по подготовке к семинарским занятиям / В.А. Афанасьев, Р.А. Близняков, Т.А. Гогунская, А.Ю. Манаев, М.А. Никифоров, А.Д. Попов, О.В. Романько, Е.А. Тарнягина, Д.В. Хованцев / Под ред. С.Б.  Филимонова. – Симферополь: КФУ им. В.И. Вернадского, 2016. – 180 с. [Электронный ресурс].

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся исторического факультета, 2018. [Электронный ресурс].

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

1. http://worldhist.ru/ - Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство

2. http://histrf.ru/ - История России

3. http://www.runivers.ru/ - Россия в подлиннике

4. http://rus-biography.ru/ - Россия: автобиография

5. http://militera.lib.ru/ - Военная литература

 

    Таким образом, всем без исключения студентам желаю успехов в изучении учебной дисциплины Истории.

    Всё зависит от Вас самих.

    В ходе самостоятельной работы при изучении учебной дисциплины «История (история России, всеобщая история)» рекомендуется следующее


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: