double arrow

Разработок «Ежедневно с РДШ»

1

Общая информация

По материалам Всероссийского конкурса методических

разработок «Ежедневно с РДШ»

 

Всероссийский конкурс методических разработок «Ежедневно с РДШ» (далее — Конкурс) проводился с 20 мая по 15 июля 2020 года для педагогических работников, индивидуально или группой, образовательных организаций: специалистов по воспитанию школ, учреждений дополнительного образования, профессорско-преподавательского состава организаций профессионального образования (Положение о Конкурсе и все необходимые пояснения размещены в открытом доступе на сайте Корпоративного университета РДШ —

https://rdsh.education/blog/event/vserossijskij-konkurs-metodicheskih-razrabotok/).

Цель Конкурса — поиск и создание инновационных методических разработок, оказывающих эффективное влияние на развитие РДШ в образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

Организатором Конкурса является Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее — РДШ), соорганизатором конкурса выступило федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский детско-юношеский центр» (далее — ФГБУ «Росдетцентр»).

На конкурс можно было представить методические разработки в формате презентации; видеоролика от 3 до 10 минут; скрайбинга — способа визуализации смысла с помощью кратких тезисов и простых рисунков; комикса — серии картинок, с помощью которых ведется связное повествование; лонгрида — способа подачи объемного текста в интернете; печатного текста не более 10 страниц и др., в основе которых лежит содержание деятельности РДШ (материалы мероприятий и проектов РДШ). Приём заявок с методическими разработками осуществлялся в период с 20 мая по 15 июля 2020 года на электронную почту ucheb@rdsh.education (в теме письма необходимо было указать Ф.И.О. участника и название конкурса «Ежедневно с РДШ»), прикрепив к письму с материалами также правильно анкету, заполненную в соответствии с Положением о Конкурсе. Для участия в конкурсе педагогам также было необходимо зарегистрироваться на сайте Корпоративного университета РДШ и подписаться на официальную группу Корпоративного университета РДШ «Вконтакте».

В Положении о Конкурсе определены 5 номинаций:

­ номинация «Лучшая методическая разработка для обучающихся 1-2 классов» (1,2 место);

­ номинация «Лучшая методическая разработка для обучающихся 3-4 классов» (1,2 место);

­ номинация «Лучшая методическая разработка для обучающихся 5-6 классов» (1,2 место);

­ номинация «Лучшая методическая разработка для обучающихся 7-9 классов» (1,2 место);

­ номинация «Лучшая методическая разработка для обучающихся 10-11 классов» (1,2 место).

Методические разработки, представленные для участия в Конкурсе, должны быть выполнены по одной из 9 тем РДШ:

­ Здоровье,

­ Личность,

­ Взаимоотношения,

­ Труд и творчество,

­ Счастье,

­ Природа,

­ Родина,

­ Знание,

­ Жизнь.

 

Материалы конкурсной заявки конкурсантам необходимо было оформить в соответствии с требованиями брендбука РДШ.

На Конкурс представлено 336 заявок. Две заявки были признаны не удовлетворяющими требованиям Конкурса, поэтому в итоге оценивалось методические разработки из 334 заявок по 5 номинациям.

Общее количество оцениваемых работ по 5 конкурсным номинациям:

 

           

Наибольшее количество представленных работ получено по номинациям «Лучшая методическая разработка для обучающихся 7-9 классов» — 100, «Лучшая методическая разработка для обучающихся 3-4 классов» — 57, «Лучшая методическая разработка для обучающихся 5-6 классов» — 54. В 56 заявках конкурсанты не смогли четко определиться, по какой из номинаций они решили участвовать в Конкурсе. 

Общее количество оцениваемых работ по 9 конкурсным темам:

Наибольшее количество представленных работ получено по темам Конкурса: «Здоровье» — 52, «Личность» — 44, «Природа» — 33. По конкурсной теме «Счастье» на Конкурс подано всего 3 заявки. В 18 заявках конкурсную тему конкурсанты не указали или определили не четко. В разрезе федеральных округов следует отметить следующие статистические данные: количество регионов, педагоги которых отправили работы на конкурс, — 60; количество регионов, педагоги которых не подали на конкурс ни одной заявки, — 25; больше всего заявок от педагогов Рязанской области — 39.

В результате проверки технического соответствия представленных на Конкурс методических разработок требованиям, указанным в Положении о Конкурсе, были выявлены следующие типичные недостатки в работах:

­ в теме письма не указаны Ф.И.О. участника и название Конкурса (п. 4.1. Положения о Конкурсе);

­ к письму с методической разработкой не прикреплена заполненная анкета, анкета заполнена неправильно и/или имеются существенные грамматические ошибки (п. 4.1. Положения о Конкурсе);

­ конкурсант не зарегистрировался на сайте Корпоративного университета РДШ и/или не подписался на группу Корпоративного университета РДШ в социальной сети «ВКонтакте» (п. 4.2. Положения о Конкурсе);

­ в заявке не определена точная тема методической разработки (п. 4.3. Положения о Конкурсе);

­  в заявке не определена точная номинация для участия в Конкурсе (п. 4.4. Положения о Конкурсе);

­ к письму с заявкой не прикреплена методическая разработка и/или, методическая разработка представлена с нарушениями требований, указанных в Приложении 2 Положения о Конкурсе;

­ требования брендбука РДШ не выдержаны во всей работе или вообще не учитываются автором;

­ ссылки в заявке/письме на методическую разработку не открываются, предоставленные файлы закрыты для доступа экспертам, материалы не находятся по адресу указанной в письме/заявке ссылке;

­ не все представили видеопрезентацию идеи разработки.

            Таким образом, проверка технического соответствия представленных на Конкурс методических разработок требованиям, указанным в Положении о Конкурсе, показала актуальность проблемы повышения уровня технической квалификации педагогов.

В разрезе критерия достаточности сопроводительной информации, по мнению экспертов, типичными недостатками видеопрезентаций методических идей конкурсантов являются следующие:

­ отсутствие в заявке видеопрезентации или ее замена фрагментом телепередачи;

­ отсутствует или слабо отражается идея проекта;

­ изобилует текстом;

­ выполнена однообразно, недостаточно технически обработана;

­ почти не видно экрана, с которым работает педагог;

­ повторяет идеи лонгрида, не имеет самостоятельного начала;

­ вариант «говорящей головы» мало привлекателен, «говорящая голова» выходит за рамки кадра;

­ недостаточно отобраны изображения;

­ выглядит пустой.

В тоже время эксперты отметили отличное качество ряда видеопрезентаций идей и их хорошую раскадровку, содержательность и динамичность, разнообразие используемых цифровых инструментов, наличие текстового комментария, использование приемов игрового фильма, видеоскрайбинга и репортажа. В качестве лучших примеров видеопрезентаций идей эксперты отмечают работы следующих конкурсантов:

­ образовательный интенсив «Использование стендовой презентации в работе детских общественных объединений и Российского движения школьников. Как подготовить стендовую презентацию» — работа методиста и педагога дополнительного образования МБУ ДО Детско-юношеского центра Е. К. Кузнецовой (г. Кулебяки Нижегородской области);

­ дискуссионный практикум «Благотворительность» — работа руководителя ресурсного центра РДШ в Республике Карелия Е. М. Михайловой (г. Петрозаводск, Республика Карелия);

­   проект «Балашов в кадре» — работа педагога дополнительного образования МБУДО Центра «Созвездие» г. Балашова, руководителя школьного информационного Центра Балашовского района С.В. Праховой (г. Балашов, Саратовская область);

­ внеклассное занятие «Призраки Демьянска» (о воздушно-десантной бригаде Демьянской десантной операции во время Великой Отечественной войны) учителя изобразительного искусства МБОУ СОШ села Пасегово Т. Е. Астраханцевой (с. Пасегово, Кировская область);

­ серия образовательных практик на тему «Выбирай свой стиль общения! Успех выберет тебя!» — общая работа старших вожатых МОУ ДО «Районный центр внешкольной работы» О.З. Подоговой, М.Ю. Разборовой, И.М. Курициной, Н.С. Сорокиной, Е.А. Лавреновой, Ю.А. Плешковой и Т.П. Комаровой (с. Ковернино, Нижегородская область).

Положительные примеры видеопрезентаций идей можно в дальнейшем использовать в качестве образцов в соответствующих онлайн-курсах и семинарах Корпоративного университета РДШ в целях совершенствования технической и технологической групп компетенций педагогов и руководителей образовательных организаций.

Типичные недостатки методических разработок конкурсантов в разрезе критерия целостности содержания и культуры оформления, по мнению экспертов:

­ расхождение между содержанием и целями, содержанием и выбранными формами, обозначенными в мероприятиях и проектах;

­ несоответствие содержания мероприятий целям, задачам и направлениям деятельности РДШ,

­ не раскрыта технология, методика и алгоритмы реализации мероприятия или проекта;

­ несоответствие мероприятий заявленному в номинации возрасту школьников и указанной в заявке конкурсной теме;

­ вместо методической разработки представлен пропагандистский ролик, конспект учебного занятия, видеомонтаж из жизни класса/школы, отчет или положение о мероприятии и/или методическая составляющая полностью отсутствует;

­ использование традиционных способов и форматов информирования, не отвечающих требованиям и коммуникациям современной подростковой среды;

­ отсутствие механизмов создания условий для проявления активности, инициативы школьников, нет описания приемов взаимодействия со школьниками;

­ недочеты в технике речи, речевые и стилистические ошибки и оговорки в устной речи ведущего в видео; орфографические ошибки и опечатки, пунктуационные ошибки в текстах презентаций и методических разработках; нарушения грамматической сочетаемости в текстах презентаций и методических разработках, а также в речи ведущего в видео;

­ переизбыток деталей и перегруженность информацией или недостаток деталей и низкая степень информативности.

В тоже время эксперты отметили отличное качество ряда методических разработок, хорошую их технологическую и техническую проработанность, а также высокую степень целесообразности выбранных методов и приемов работы в соответствии с заявленными целями и, в целом, эстетичность представленных материалов. В качестве лучших примеров на соответствие критерию целостности содержания и культуры оформления эксперты отмечают работы следующих конкурсантов:

­ интеллектуальная игра «Где логика. История Великой страны» — работа педагога-организатора МОАУ ДО «ЦРТДЮ г. Кирова» А. М. Скворцовой (Кировская область);

­ сборник методических материалов «Азбука лидерских знаний» — работа коллектива методистов ГБУДО «Брянский областной губернаторский Дворец детского и юношеского творчества имени Ю. А. Гагарина» А. М. Кузнецовой, Ю. А. Синицыной и О. Э. Шварц (г. Брянск, Брянская область);

­ слет «Набираем высоту — нас 51» (разработка и подготовка методом совета дела — КТД) — работа творческого дуэта методиста и педагог-организатора Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Астраханский областной центр развития творчества» А. М. Прокудиной и М. А. Цыпленковой (Астраханская область);

­ мероприятие «Беру в руки книгу о прошлой войне…» — работа учителя русского языка и литературы МОУ «Чернавская школа» Г. Д. Шуваловой (Рязанская область);

­ открытый районный фестиваль школьных СМИ «В теме центра» — работа педагога-организатора ГБУДО ДДТ "Фонтанка-32" Р. А. Чудиновских (г. Санкт‑Петербург);

­ мероприятие «Школьный блокадный дневник» — работа Р. О. Новикова (учитель, заместитель директора ГБОУ СОШ № 368) и Н. О. Ивановой (учитель, заместитель директора ГБОУ СОШ № 367), г. Санкт-Петербург. 

Положительные примеры этих методических разработок можно в дальнейшем использовать в качестве образцов в соответствующих онлайн-курсах и семинарах Корпоративного университета РДШ в целях совершенствования методических компетенций педагогов и руководителей образовательных организаций.

Типичные недостатки методических разработок конкурсантов в разрезе критерия действенность практики, по мнению экспертов:

­ направленность на организацию досуговых развлекательных мероприятий в ущерб воспитательным задачам и направлениям деятельности РДШ;

­ в большинстве работ не отражена возможность участия лиц с особыми образовательными потребностями, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

­ перекос в ряде методических разработок на использование технологий, а не на решение воспитательных задач и реализацию направлений деятельности РДШ;

­ в некоторых работах конкурсантов используются темы и направления, не работающие на реализацию целей, задач и направлений деятельности РДШ.

В тоже время эксперты отметили высокое качество ряда методических разработок, их новизну, оригинальность, содержательность и динамичность, разнообразие используемых цифровых инструментов в сочетании с современными дидактическими подходами, ориентированность на цели и направления деятельности РДШ. В качестве лучших примеров методических разработок в разрезе критерия действенности практики эксперты отмечают работы следующих конкурсантов:

­ площадка форума «Родителям от РДШ» и межмуниципальный интеллектуальный турнир лидеров РДШ — две работы специалиста по работе с

молодежью МАУ ДО «Центр внешкольной работы «Дзержинец» Н. С. Ниязовой (г. Тюмень, Тюменская область);

­ обучающий семинар «Школа лидеров РДШ» — работа педагог-организатора МОУ СОШ № 5 г. Рыбинска, муниципального координатора Ярославского отделение РДШ М.Н. Мясниковой (г. Рыбинск, Ярославская область).

Положительные примеры этих методических разработок можно в дальнейшем использовать в качестве образцов в соответствующих онлайн-курсах и семинарах Корпоративного университета РДШ в целях совершенствования умений и навыков реализации воспитательных практик педагогов и руководителей образовательных организаций.

Средняя оценка по итогам экспертизы составила 36,15 баллов (72,3%), что является неплохим результатом и действительно характеризует данные работы как работы значительно выше среднего уровня.

Итоги Всероссийского конкурса методических разработок «Ежедневно с РДШ» приведены в Приложении 1.

По результатам видно, как распространяются в стране идеи Российского движения школьников. Работы конкурсантов будут размещены в контент-агрегаторе воспитательных практик «Ежедневно с РДШ» с тем, чтобы у педагогов и руководителей образовательных учреждений РФ были качественные ориентиры на передовой педагогический опыт в сфере реализации идей РДШ на местах.

В связи с принятием Госдумой поправок в закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся воспитательная работа должна стать частью всех образовательных программ и в школах, и в других образовательных организациях. Учитывая рекомендации министерства просвещения РФ о необходимости уже с 01.09.2020 года организовать работу в образовательных организациях РФ по разработке и внедрению рабочих программ воспитания, рекомендуем образовательным организациям РФ использовать лучшие методические разработки, размещенные по итогам Конкурса в контент-агрегаторе воспитательных практик «Ежедневно с РДШ», при реализации рабочих программ воспитания.

Несмотря на то, что по итогам Конкурса выбраны лучшие работы и победители, все работы педагогов, отправленные на Конкурс, заслуживают внимания педагогическими, техническими и технологическими знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необыкновенными профессиональными находками авторов.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: