Как противостоять разрыву привычных для ребенка с РАС социальных связей

Это еще одна сторона вынужденной изоляции. В силу снижения активности в социальном взаимодействии ребенок с аутистическим расстройством, вероятно, не будет сам искать возможности поддержать контакт с одноклассниками, членами других детских (подростковых) групп. Близкие могут помочь ему в этом. Скорее всего, помощь понадобится не столько в техническом отношении, сколько в плане навыков социального контакта.

Как помочь наладить и поддержать такие связи – это еще одна важная тема для дистанционной консультации семьи со школьным психологом или педгогом. Близкие могут обсудить вместе с ребенком, кому и когда из друзей и родных можно позвонить, написать в чате и т.п. Хороший предмет обсуждения или совета со стороны близких – те события и впечатления, которыми можно поделиться со знакомыми, и вопросы, которые можно им задать. При необходимости (точнее, при часто встречающейся у детей с РАС сложности самостоятельного последовательного рассказа, пересказа) может быть составлен план сообщения по телефону конкретному человеку о конкретном событии. Таким образом, вынужденное сидение дома может обернуться хорошим толчком к формированию навыков телефонного или письменного общения, связной речи, последовательного изложения событий. Важно только помочь аутичному школьнику в поддержании контактов в новых условиях.

В случае, если ребенок (подросток) до своей вынужденной изоляции был членом детской группы, в которой тренировал навыки общения, важно попытаться сохранить ее.

Родителям необходимо поддерживать контакт со специалистом (психологом или педагогом) - ведущим такой группы, и договориться с ним о возможности перенести групповое общение детей в виртуальное пространство, организуя их встречи в чате,  группе в социальных сетях, продолжив обмен впечатлениями и мнениями, обсуждение происходящих событий.

8) вынужденное пребывание дома – это еще и возможность совместной с близкими хозяйственно-бытовой деятельности, обучения новым бытовым навыкам. Близкие могут, в частности, заниматься совместно с аутичным ребенком приготовлением еды, уборкой и другими делами, составлением списка необходимых покупок.

9) и еще одну важную возможность предоставляет ребенку с РАС ситуация дистанционного обучения. Это совместный досуг с близкими людьми, который можно посвятить:

- играм с правилами (настольным, активным);

- совместному чтению художественной литературы и совместному просмотру и обсуждению фильмов (мультфильмов, диафильмов);

- совместному с ребенком ведению дневника, в котором отражаются актуальные события и впечатления;

- просмотру и обсуждению семейных фотографий, составлению подписей к ним.

Как видим, близким школьника с аутистическим расстройством в условиях дистанционного обучения и вынужденного пребывания дома приходится решать широкий спектр самых разных задач, чтобы это время не прошло даром для развития ребенка. Понятно также, что школьные специалисты могут сыграть важнейшую роль в поддержке семьи с аутичным ребенком в этот непростой период.

 

Полезные статьи и источники:

Баенская Е.Р. Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми// Альманах ИКП РАО [Электронный ресурс]. – 2014. - №20 https://alldef.ru/ru/articles/almanah-20/ispolzovanie-sjuzhetnogo-risovanija-v-korrekcionnoj

Богорад П.Л., Загуменная О.В. В помощь учителям и родителям: рекомендации по выполнению домашних заданий. Быстро? Вместе? С помощью? // Аутизм и нарушения развития. – 2014. - № 3; 2015. - №№ 1, 2.

Грей К. Социальные Истории. Инновационная методика для развития социальной компетенции у детей с аутизмом – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. -- 432 с.

Костин И.А. Совместное изучение художественных книг и кино как метод коррекционной работы с эмоциональной сферой при расстройствах аутистического спектра [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. - 2017. - Том 6. - № 3. - С. 104–115.

Материалы Федерального ресурсного центра по аутизму для дистанционного консультирования родителей: https://autism-frc.ru/school/distant_reccomend

Никольская О.С. Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения// Альманах ИКП РАО [Электронный ресурс]. – 2014. - №20 https://alldef.ru/ru/articles/almanah-20/psihologicheskaja-pomosch-rebenku-s-autizmom

 

 

 


[1] См.: Грей К. Социальные Истории. Инновационная методика для развития социальной компетенции у детей с аутизмом. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. – 432 с. Образцы Социальных Историй для детей и взрослых с аутистическими расстройствами можно найти в интернете.





double arrow
Сейчас читают про: