Таблица-шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2020

Композиция сочинения Содержание части сочинения Возможные клише к сочинению
1.Формулировка проблемы Проблема – это вопрос, требующий решения, исследования (К1)

Способы формулировки проблемы:

1. Сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже: проблема (чего?)

2. В виде вопроса (проблема и есть вопрос)

Речевые клише:

В своём тексте писатель Ф. И. О.рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)… Автор рассуждает о том, что…

Что такое …? Как найти…?... Этой сложной проблеме посящён текст писателя Ф. И. О. Автор также рассуждает о том, что…Автор текста (фамилия, инициалы) размышляет над проблемой(чего?)…

Автор текста (фамилия, инициалы) предлагает своим читателям задуматься над проблемой(чего)…

В центре внимания автора текста (фамилия, инициалы) проблема(чего?)…

Проблемный вопрос. Такова проблема, которая привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы).

Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора(фамилия, инициалы).

Именно эта проблема привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы)

«…?»- такой вопрос ставит в своем тексте автор (фамилия, инициалы).

2.Комментарий проблемы – рассуждение пишущего по поводу выделеннойпроблемы. Это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы. к проблеме. Два примера-иллюстрации из прочитанного текста, пояснения к каждому примеру, смысловая связь между примерами.(К2)   На каком материале он раскрывает своё видение этой проблемы (=На каких примерах автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями иллюстрирует проблему? На чьи мнения ссылается?) Первый пример + пояснение к примеру Второй пример + пояснение к примеру Связь между примерами (противопоставление, сравнение, причина – следствие, вывод, уступка)

Отсылка к тексту:

- прямое цитирование

«Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», – пишет Ш.А. Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки

- ссылка на номера предложений

Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение к природе.

- косвенное цитирование

Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.

- размышление над событиями, фактами, описываемыми в тексте

Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

Примеры – иллюстрации:

               П у б л и ц и с т и ч е с к и й т е к с т ▪ Автор обращается к собственному опыту и вспоминает… ▪ Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата».  ▪ Автор разделяет мнение (кого)…. ▪ Публицист спорит (с кем)… ▪ Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что… ▪ Особого внимания заслуживает мнение автора о… Х у д о ж е с т в е н н ы й т е к с т ▪ В центре внимания автора случай…. ▪ Писатель изображает (кого, что)… ▪ Герой говорит: «Цитата». ▪ Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя… ▪ Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как… ▪ Симпатии автора на стороне героя, который…

Автор обращает внимание читателя на …

Не случайно автор изображает (кого, что?)…

Поступок героя свидетельствует о том, что…

В качестве примера автор рассматривает…

Проблема раскрывается автором на примере…

Пояснение к примерам:

П у б л и ц и с т и ч е с к и й  т е к с т Писатель хочет сказать, что… ▪ Этот пример показывает, что…  ▪ Смысл этого высказывания в том, что… ▪ Эти слова убедительно доказывают, что… ▪ Я думаю, этим примером автор хотел показать…  ▪ Приведённые слова содержат глубокий смысл… Х у д о ж е с т в е н н ы й т е к с т Автор не случайно обращает наше внимание на…  ▪ Поступок героя показывает, что… ▪ Слова (мысли) героя позволяют понять…. ▪ Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что… ▪ Эти события автор описывает, чтобы…

Писатель убеждает читателя в том, что…

Этот пример показывает, что…

Этот пример убедительно доказывает, что…

Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить так…

Автор неслучайно обращает внимание на…

Эти события(факты, примеры) помогают понять…

АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…

Связь между примерами:

- Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…

- Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…

- Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

- Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

- Несмотря на то что все убеждены в правильности…, герой (автор) думает иначе.

Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….

Для сравнения автор обращается к …

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Несмотря на очевидную правоту героя, автор думает иначе…

Объясняя причину поступка героя, автор приводит….

3.Авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Что хотел сказать своим читателяям автор, создавая текст? Как автор описывает конкретную ситуацию, поступки героев? (К3)

Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?

Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?

Речевые клише:

Автор считает (убеждает, призывает…)

Автор открыто заяявляет о своей позиции по отношению к…

Автор недвусмысленно подчёркивает своё негативное отношение (положительное) отношение к …

Автор пытается понять, почему…

Автор восхищённо (иронически, возмущённо…) относится…

Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, подводит читателя к мысли о том, что…Автор считает, что…

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

Позиция автора такова…

Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…

«Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»

4.Моё отношение к позиции автора по проблеме и его обоснование (К4) Мой ответ на этот вопрос + ваше собственное обоснование. (Автор хотел сказать нам, что..) Цыбулько не рекомендует применять лит. и какие –либо другие аргументы) Отношение к позиции автора по проблеме: Я согласен с мнением автора. Нельзя не согласиться с мнением автора. Безусловно, автор прав. Моя точка зрения совпадает с позицией автора… Трудно не согласиться с автором. Я полностью разделяю позицию автора.  
Вывод

В заключен ие хочется сказать, что…

В заключен ие хотелось бы отметить, что…

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте и …

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:...

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: