В условиях группы продлённого дня начальной школы

СОДЕРЖАНИЕ САМОПОДГОТОВКИ

  В статье рассматривается один из важных моментов работы воспитателя группы продлённого дня - самоподготовка. Как сделать процесс выполнения домашних заданий нескучным? Какова должна быть технология самоподготовки, чтобы выполнялось единство всех трёх функций – образовательной,развивающей и воспитательной? На эти вопросы автор, воспитатель с 18 летним стажем работы в начальной сельской школе, даёт ответы, опираясь на свой опыт. Статья адресована воспитателям групп продлённого дня, воспитателям школ-интернатов.

 

 

На сегодняшний день существует ряд серьёзных проблем, оказывающих влияние на качество работы школы. Одна из них - проблема содержания самоподготовки в ГПД.

Самоподготовка - один из наиболее ответственных режимных моментов как для детей, так и для воспитателя. В процессе самоподготовки учащиеся повторяют и закрепляют изученный на уроках материал. Но нельзя видеть цель  только в том, чтобы дети приготовили домашнее задание. Самоподготовка должна выполнять кроме образовательной, ещё и развивающую и воспитательную функции.   Ведущей функцией самоподготовки (при взаимосвязи всех трех) является воспитательная. Умение самостоятельно заниматься умственным трудом и контролировать себя как раз воспитываются. Мотивы нельзя выучить как правила и запомнить со слов учителя. Чтобы такое воспитание происходило, нужны специальные ситуации деятельности школьников. [1; 62]

Поэтому в своей практике я уделяла особое внимание самоподготовке.

Самоподготовка – педагогически управляемая самостоятельная познавательная деятельность учащихся. [1; 60]

 Для себя я определила следующую цель- создание оптимальных условий для продуктивного учебного взаимодействия воспитателя с воспитанниками, а также воспитанников друг с другом через ролевую форму организации самоподготовки.

Какие  задачи я ставила:

1. Формировать общеучебные умения и навыки как основы для успешного овладения предметными знаниями, умениями и навыками:

­ учебно-организационные  умения ( организовывать свое рабочее место; соблюдать последовательность выполнения домашней работы в определенных временных рамках; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности);

­  учебно-информационные  умения ( пользоваться учебником, памятками);

­ коммуникативные умения ( развивать умение слушать; понимать сказанное однократно);

­ учебно-интеллектуальные умения ( учить анализировать учебный материал и выделять именно те знания, которые помогут выполнить задание).

2. Развивать самостоятельность учащихся, организаторские навыки, ответственность за порученное дело.

3. Воспитывать устойчивые мотивы учебной деятельности, навыки самоконтроля, взаимоконтроля, ряда ведущих качеств личности (честности, трудолюбия, настойчивости).

За время работы в группе я проводила самоподготовку различными способами, стараясь добиться оптимального результата и остановилась на следующем варианте организации самоподготовки.

1-ый этап - организационный момент. Организационные действия провожу в перемену до начала основного занятия самоподготовкой. Дети готовят свое рабочее место: складывают учебники и тетради в том порядке,  в

Рисунок 1 Значок курьера   Курьер - первый помощник воспитателя, всегда рядом с педагогом и помогает в любом деле, собирает ребят, подаёт звонки на уроки. котором будут выполняться задания по предметам. Ребёнок, выполняющий поручение курьера, подаёт сигнал на начало самоподготовки - звонит в колокольчик. (См. рисунок 1). Хранитель порядка проверяет по рядам готовность и разрешает садиться. (См. рисунок 2). Таким образом, дети систематически приучаются к порядку и самостоятельно контролируют себя. Рисунок 2 Значок хранителя порядка  Хранитель порядка - заместитель воспитателя, следит за соблюдением дисциплины в школе, заботиться о порядке на прогулках и переменах; оценивает поведение каждого ученика при подведении итогов в конце дня.

2-ой этап - Постановка цели и мотивация. На этом этапе важно не только поставить перед детьми познавательную цель, но и вызвать мотивы их самостоятельной деятельности. Дети должны захотеть выполнять задания. Примеры мотивирующих высказываний:«Сейчас нам предстоит задача закрепить те знания, которые вы получили в первой половине дня и подготовиться так, чтобы завтра на уроках чувствовать себя спокойно, уверенно и получить хорошие оценки». “Как человек становиться умным? Прочитал 100 или 1000 умных книг и стал умным? Нет. Человек становиться умным, ищет на каждый вопрос свой ответ. Сначала на маленькие вопросы, не очень трудные, а постепенно – на сложные и большие. Вот и мы с вами будем развивать свой ум прямо сейчас, выполняя задание по математике”. [2;57] Так воспитатель дает возможность ребенку осознать его собственную позицию.

Для создания атмосферы сосредоточенности и внимательности использую пиктограммы, которые вывешиваю на доску. (См. рисунок 3)

Рисунок 3                                    Пиктограммы

СОСРЕДОТОЧЬСЯ!                                                       ВСПОМНИ!

     Создать и удержать эмоциональный настрой детей в ходе самоподготовки поможет и музыка. Музыка создаёт иллюзию  уединенности, которая особенно нужна на первых порах приучения к самостоятельной учебной работе.[2;62]

3-ый этап - подготовка к самостоятельной работе. Ученик выясняет, по каким предметам задано домашнее задание и выбирает последовательность его выполнения. Сначала у меня возникал вопрос, с какого предмета лучше начать выполнение домашнего задания. И пришла к выводу, что тут не должен быть шаблон, а нужно учитывать особенности данного класса и сложность задания. Учащиеся 1 классов начинают самоподготовку с чтения, а в 3-4 классах - с наиболее трудного предмета, пока дети не устали, они быстро и сосредоточено включаются в работу. По мере овладения общеучебными умениями и навыками самостоятельной работы, последовательность выполнения домашнего задания по предметам дети выбирают сами. 

Чтобы ученик уяснил содержание задания, наметил последовательность действий, раздаю памятки для решения задач и упражнений.[1; 137] Важно научить детей работать с ними. Они вырабатывают у школьников определенный алгоритм выполняемых операций при подготовке домашних заданий. Если ученик понял, как выполнять задание он показывает зелёную карточку, если затрудняется, то показывает красную карточку. Таким образом, я получаю информацию о деятельности всей группы.

4-ый этап - самостоятельная работа, основной элемент самоподготовки, на нее отводится большая часть времени. Дети работают самостоятельно, не мешая товарищам, и в то же время им разрешено обращаться к воспитателю в случае необходимости.

При работе над текстом по устным предметам, а также для выработки навыков выразительного чтения детям разрешаю переходить небольшими группами в другое помещение, где они упражняются в чтении стихов вслух. Это «втягивает» в активную работу даже пассивных учащихся, т.к. подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других.

Рисунок 4 Значок консультанта     Хорошо успевающих по русскому языку, математике назначаю консультантами, т.е. помощниками воспитателя. Консультанты помогают товарищам найти ошибки и исправить их, слушают выученное правило, стихотворение, пересказ, оценивают работу по карточкам. Особое внимание я обращаю на тех учеников, которые плохо усвоили материал по тому или иному предмету, о чем узнаю из “Тетради взаимосвязи с учителем”. В неё учитель записывает, на что обратить

внимание при выполнении домашнего задания, кому из учащихся и в чем необходима помощь. По итогам самоподготовки, я в неё отмечаю, как подготовились в целом учащиеся по каждому учебному предмету и конкретно те, которым необходимо особое внимание. Ведение “Тетради взаимосвязи ”способствует согласованности в действиях учителя и воспитателя.

       Поскольку темп работы учащихся различен, это создает определенные трудности для воспитателя. Не оставляю без внимания тех учащихся, которые готовят домашнее задание быстро и качественно. Для таких детей предлагаю на выбор карточки с дополнительными заданиями. Причём, дети берут карточки только по желанию и выполняют, если до звонка осталось время.

Какие виды карточек я использую?

1. Дидактические карточки из книг. Они удобны тем, что их нужно только вырезать, и никакой предварительной работы не требуется. Но больше ребятам

нравятся карточки, которые приготовила я сама:

2. Перфокарты. Они удобны тем, что требуют меньшей «писанины» при большем объёме заданий, и детям интересно работать с ними. В процессе работы ученик накладывает перфокарту на листок бумаги и в местах прорезей вписывает ответы. (См. рисунок 5)

Рисунок 5 Перфокарты 
Рисунок 6 «Найди слово»     

3. Карточки-задания «Найди слово».  (См. рисунок 6). Это карточки с самопроверкой. Если примеры решены правильно, под ответами набирается слово «молодец» или любое другое слово. Такие перфокарты привлекают внимание детей, позволяют с большим интересом работать.

     

4.     Задачи на картинках. На обратной стороне картинки пишется задача, содержание которой связано с содержанием рисунка.

5. Примеры на открытках. Дети выбирают понравившуюся открытку и решают примеры, записанные на обратной стороне.

 К проверке карточек я привлекаю детей, которые выполняют поручения консультанта. Для каждого вида задания у нас есть проверочный лист, на котором записаны: номер карточки и ответы. Все работы на листочках

Рисунок 7 Экран соревнования оцениваются. Получившие «5» поощряются в соревновании «Мы красим дом». (См. рисунок 7) У каждого ученика на стенде свой домик, нарисованный на клетчатой бумаге. В окошечке – фотография ребёнка. Нужно закрасить этот домик по клеточкам. Клеточки обозначают «5» за дополнительные задания. Ученик, закрасивший весь домик, получал приз.

Кроме дополнительных карточек по русскому языку и математике всегда поощряю чтение. Дети постоянно носят с собой художественную книжку. И если до конца самоподготовки есть время, то они могут просто читать. Я по часам замечаю время, когда ребёнок начал читать. Со звонком время останавливается, и я сообщаю детям – кто на сколько минут прочитал. Всё это отмечается на экране соревнования «Мы красим дом»: за каждые 5 минут дополнительного чтения закрашивается 1 квадратик.

Кроме дополнительных заданий ребёнок по желанию рисует или играет с приготовленной до урока настольной игрой. Запрещается только бездельничать и мешать другим.  Зная, что их ждет интересное занятие, уче­ники стремятся быстрее выполнить обяза­тельное задание.

5-ой этап самоподготовки –проверка   знаний учащихся

- Самопроверка. С 1-го класса приучаю детей следовать правилу: выполнил задание, внимательно проверь сам и только потом сдай тетрадь воспитателю. По чтению даю установку: “Спроси себя, выучил ли ты на «5», чтобы самому понравилось?”

- Взаимопроверка. У чащиеся выступают в роли проверяющих и проверяемых одновременно. Может быть по парам: дети, сидящие за одной партой, проверяют друг друга. Дети могут повернуться назад, найти там пару. Найденную ошибку не исправляют, а лишь указывают строчку, где она допущена. Ошибку находит и исправляет сам проверяемый.

Большое внимание приходиться уделять систематическому контролю за выполнением устных заданий всеми учащимися, иначе бесконтрольность некоторых школьников по устным заданиям на протяжении длительного времени приводит к отрывочным, слабым знаниям. При проверке правил по русскому языку или стихотворений использую приём ”Четверки”. Времени эта работа занимает 5-6 минут. На доске записывается от 2 до 4 вопросов по теории русского языка. Сидящие на первой парте, поворачиваются лицом к сидящим сзади – 1-ая четверка. Остальные четверки образуются также. У каждого в четверке листочек со своей фамилией и номерами вопросов. Поочередно дети отвечают на вопросы. За правильный ответ получают «плюс», за неверный – “минус” По истечении отведенного времени прошу собрать листки. Проверить их очень легко, достаточно одного взгляда, чтобы определить, кто, что знает.

Проверку письменных работ осуществляю в процессе работы группы, обходя всех учащихся. Если сильный ученик допустил ошибку, то он сам находит ошибку. Среднему по ус­певаемости ученику предлагается найти ошибку в определенной части работы (строчке, примере). Слабым ученикам указываю ошибку и сначала предлагаю им повторить соответствующее правило, а потом испра­вить ошибку. [2] Такая система работы позволяет лучше воспитывать у детей стремление к самостоятельному вы­полнению домашнего задания, способствует развитию мышления и преодолению значительных различий в уровне их подготовки.

6-ой этап - самоанализ. Организую рефлексию собственной деятельности каждого ученика. Дети ежедневно получают таблички “Оцени свою работу”. Ребята заполняют ее по следующим параметрам:

1. Выполнил быстро? 2. Цифры и буквы красивые? 3. Старался? 4. Без ошибок? 5. Доволен работой? 6. Поставь отметку

7-ой этап  - подведение итогов работы. Этот этап организую так, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы. Отмечаю тех, кто работал самостоятельно, кто старался, кто помог товарищу.

  Большую роль играет метод поощрения. Для заинтересованности в качественном выполнении домашнего задания, я использовала экран телевизора.  (См. рисунок 8)

Рисунок 8 Экран телевизора Сюда я помещала фотографии детей, выполнивших письменное домашнее задание аккуратно, красиво. В телевизор мог попасть и ребёнок, допустивший 1-2 ошибки, но написавший красиво. Добиваюсь умения красиво и четко писать потому, что правильное, с точки зрения каллиграфии письмо, обычно бывает потом и грамотным. Во вторую половину экрана помещаю список группы доверия.

Все, кто за предыдущую неделю не получал троек, включаются в группу доверия, а тот, кто имел хотя бы 1 тройку – выводится из нее. Группе доверия дается большая самостоятельность – их знания не проверяю, им разрешается работать по устным предметам в другом классе, коридоре. Но обязательна взаимопроверка. [1; 89] Создание групп доверия способствует развитию самостоятельности учащихся.

Рисунок 9     А чтобы отразить всю жизнь ребёнка в группе я использовала следующий универсальный экран. (см.Рисунок 9) Звёзды обозначали активность, т.е. участие ребёнка во всех делах группы (секциях, кружках, клубных часах). Снежинки в снеговике - поведение без замечаний. Шарики на ёлке - выполнение домашних заданий на «5» и без помощи воспитателя, сердечки-решение дополнительных карточек. Если закрашены все игрушки или все звёзды - ребёнок получает приз. Этот экран являлся хорошим стимулом для качественного выполнения домашних заданий и активного участия в делах группы.

Описанные приёмы стимулируют качественное выполнение домашних заданий, способствуют развитию инициативы, привычки сознательного самоконтроля своего поведения, повышению ответственности за свои действия.

Подводя итог своей деятельности в группе продлённого дня, можно отметить, что:- самоподготовка приучила детей делать уроки систематически, каждый день.- Выполнение дополнительных заданий с учётом желаний и склонностей учащихся закрепляло учебные умения и навыки, что сказывалось на повышении общей успеваемости. На протяжении ряда лет среди детей, посещающих группу продлённого дня не было неуспевающих. -Использование метода поощрения, а так же ролевая форма организации самоподготовки, при которой каждый учащийся выполняет определённую роль (консультант, курьер, хранитель порядка, игровик, сюрпризёр) способствовало тому, что ученики активно включались в учебно-воспитательную деятельность, а это в свою очередь влияло на положительную мотивацию учебной деятельности.

    Таким образом, считаю, что к организации самоподготовки воспитатель должен подходить творчески и  не в коем случае не копировать урок.

 

Список литературы

1. Анцибор М.М., Голованова Н.Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днём: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов по спец.№2121 «Педагогика и методика нач.обучения».- М.: Просвещение, 1990.- 159с.

2. Голованова Н.Ф. Воспитательное пространство продлённого дня. – СПБ.: «Детство-Пресс», 2002.-160 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow