Класс. «география материков и океанов»

(70 часов, 2 ч. в неделю)

 

ур

Тема урока

Дата

Прим

План Факт
РАЗДЕЛ І. Освоение Земли человеком (6 ч.)
1 1 Тема 1. Что изучают в курсе географии   материков и океанов?Методы географических исследований и источники географической информации. Разнообразие современных карт.      
2 1 Тема 2. Важнейшие географические открытия и  путешествия в древности (древние египтяне, греки, финикийцы, идеи и труды Парменида, Эратосфена, вклад Кратеса Малосского, Страбона).      
3 1
Тема 3. Важнейшие географические открытия и путешествия в эпоху Средневековья(норманны, М. Поло, А. Никитин, Б. Диаш, М. Бехайм, Х. Колумб, А. Веспуччи, Васко да Гама, Ф. Магеллан, Э. Кортес, Д. Кабот, Г. Меркатор, В. Баренц, Г. Гудзон, А. Тасман, С. Дежнев).
     

    Тема 4. Важнейшие географические открытия и путешествия в XVI–XIX вв. (2 ч)

4 1 А. Макензи, В. Атласов и Л. Морозко, С. Ремезов, В. Беринг и А. Чириков, Д. Кук, В.М. Головнин, Ф.П. Литке, С.О. Макаров, Н.Н. Миклухо- Маклай, М.В. Ломоносов, Г.И. Шелихов, П.П. Семенов- Тянь-Шанский, Н.М. Пржевальский.      
5 2 А. Гумбольдт, Э. Бонплан, Г.И. Лангсдорф и Н.Г. Рубцов, Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев, Д. Ливингстон, В.В. Юнкер, Е.П. Ковалевский, А.В. Елисеев, экспедиция на корабле“Челленджер”, Ф. Нансен, Р. Амундсен, Р. Скотт, Р. Пири и Ф. Кук).      
6 1 Тема 5. Важнейшие географические открытия и путешествия в XX веке (И.Д. Папанин, Н.И. Вавилов, Р. Амундсен, Р. Скотт, И.М. Сомов и А.Ф. Трешников (руководители 1 и 2 советской антарктической экспедиций), В.А. Обручев).      

РАЗДЕЛ ІI. Главные закономерности природы Земли (15 ч.)

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли. (3 ч)

7 1
История Земли как планеты. Литосферные плиты. Сейсмические пояса Земли.
     
8 2
Строение земной коры. Типы земной коры, их отличия. Формирование современного рельефа Земли. Влияние строения земной коры на облик Земли.
     
9 3 Практическая работа № 1«Чтение карт, космических и аэрофотоснимков материков. Описание по карте рельефа одного из материков. Сравнение рельефа двух материков, выявление причин сходства и различий (по выбору)».      

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли. (4 ч)

10 1 Распределение температуры, осадков, поясов атмосферного давления на Земле и их отражение на климатических картах.      
11 2 Разнообразие климата на Земле. Климатообразующие факторы. Характеристика воздушных масс Земли. Характеристика основных и переходных климатических поясов Земли. Влияние климатических условий на жизнь людей. Влияние современной хозяйственной деятельности людей на климат Земли.      
12 3 Расчет угла падения солнечных лучей в зависимости от географической широты, абсолютной высоты местности поразности атмосферного давления, расчет температуры воздуха тропосферы на заданной высоте, расчет средних значений (температуры воздуха, амплитуды и др.показателей).      
13 4
Практическая работа № 2.«Характеристика климата по климатическим картам. Сравнительное описание основных показателей климата различных климатических поясов одного из материков; оценка климатических условий материка для жизни населения».

 

     

Тема 3. Мировой океан – основная часть гидросферы.(6 ч)

14 1 Мировой океан и его части. Этапы изучения Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений.      
15 2 Тихий океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Практическая работа № 4 «Создание презентационных материалов об океанах на основе различных источников информации».      
16 3 Атлантический океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.      
17 4 Северный Ледовитый океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности.      
18 5 Индийский океан. Характерные черты природы океана и его отличительные особенности. Исследовательский проект Взаимодействие Мирового океана, атмосферы и суши, следствия взаимодействия      
19 6 Практическая работа № 3 «Обозначение географических объектов и течений океана на контурной карте». (Аналогичная работа выполняется при изучении всех океанов.)      

Тема 4. Географическая оболочка. (2 ч)

20 1
Свойства и особенности строения географической оболочки. Общие географические закономерности целостность, зональность, ритмичность и их значение. Географическая зональность.
     
21 2
Природные зоны Земли (выявление по картам зональности в природе материков). Высотная поясность. Практическая работа № 5«Закономерности размещения природных зон Земли». Исследовательские проекты Современные материки и океаны – следствия происхождения литосферных плит. Ландшафты прошлого и настоящего Земли.
     

РАЗДЕЛ ІІI. Характеристика материков Земли (45 ч.)

22 1
Тема 1. Южные материки. Особенности южных материков Земли.
     
Тема 2. Африка(10 ч)
 
23 1 Географическое положение Африки и история исследования. Практическая работа № 6 «Определение географических координат крайних точек Африки».                                 
24 2 Рельеф и полезные ископаемые.      
25 3 Климат и внутренние воды. Характеристика и оценка климата отдельных территорий Африки для жизни людей. Практическая работа № 7 «Обозначение на контурной карте названий основных географических объектов материка».  (Аналогичная работа выполняется при изучении всех материков.)      
26 4 Природные зоны Африки. Эндемики. Определение причин природного разнообразия материка.      
27 5 Население Африки, политическая карта.        
28 6 Особенности стран Северной Африки (регион высоких гор, сурового климата, пустынь и оазисов, а также родина древних цивилизаций, современный район добычи нефти и газа).      
29 7 Особенности стран Западной и Центральной Африки (регион саванн и непроходимых гилей, с развитой охотой на диких животных, эксплуатация местного населения на плантациях и при добыче полезных ископаемых).      
30 8 Особенности стран Восточной Африки (регион вулканов и разломов, национальных парков, центр происхождения культурных растений и древних государств). Особенности стран Южной Африки (регион гор причудливой формы и пустынь, с развитой мировой добычей алмазов и самой богатой страной континента (ЮАР)).      
31 9 Контрольная работа №1      
32 10
Практическая работа № 8 «Сравнительная характеристика природы, населения и хозяйственной деятельности двух стран Африки
     

Тема 3. Австралия и Океания (4 ч)

33 1
Географическое положение, история исследования, особенности природы материка. Эндемики.
     
34 2
Австралийский Союз (географический уникум – страна- материк; самый маленький материк, но одна из крупнейших по территории стран мира; выделение особого культурного типа австралийско-новозеландского города, отсутствие соседства отсталых и развитых территорий, слабо связанных друг с другом; высокоразвитая экономика страны основывается на своих ресурсах).
     
35 3
Океания (уникальное природное образование – крупнейшее в мире скопление островов; специфические особенности трех островных групп: Меланезия – «черные острова» (так как проживающие здесь папуасы и меланезийцы имеют более темную кожу по сравнению с другими жителями Океании), Микронезия и Полинезия – «маленькие» и «многочисленные острова»).
     
36 4
Практическая работа № 7. «Обозначение на контурной карте названий основных географических объектов материка». (продолжение) Исследовательский проект Уникальные природные объекты Южной Америки
     
    Тема 4. Южная Америка (7 ч)      
37 1
Географическое положение, история исследования
 
     
38 2
Особенности рельефа материка.
 
     
39 3
Климат и внутренние воды. Южная Америка – самый влажный материк. Практическая работа № 7. «Обозначение на контурной карте названий основных географических объектов материка». (продолжение)
     
40 4
Природные зоны. Высотная поясность Анд. Эндемики. Изменение природы.
     
41 5
Население Южной Америки (влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения).
     
42 6
Страны востока и запада материка (особенности образа жизни населения их хозяйственной деятельности).  
     
43 7
Практическая работа № 9«Характеристика основных видов хозяйственной деятельности населения Андских стран». Исследовательский проект Определение причин формирования эндемичных и реликтовых видов животных и растений Австралии
     

Тема 5. Антарктида (2 ч)

44 1
Антарктида – уникальный материк на Земле (самый холодный и удаленный, с шельфовыми ледниками и антарктическими оазисами).
     
45 2
Освоение человеком Антарктиды. Цели международных исследований материка в 20-21 веке. Современные исследования и разработки в Антарктиде. Практическая работа № 7. «Обозначение на контурной карте названий основных географических объектов материка». (продолжение) Исследовательский проект Определение целей изучения южной полярной области Земли. Составление проекта использования природных богатств материка в будущем.
     
46 1 Тема 6. Северные материки.Особенности северных материков Земли.      

Тема 7. Северная Америка (7 ч)

47 1
Географическое положение, история открытия и исследования Северной Америки (Новый Свет)
     
48 2
Особенности рельефа и полезные ископаемые.
 
     
49 3
Климат, внутренние воды.
Практическая работа № 7. «Обозначение на контурной карте названий основных географических объектов материка». (продолжение)

 

     
50 4
Природные зоны. Меридиональное расположение природных зон на территории Северной Америки. Изменения природы под влиянием деятельности человека. Эндемики. Особенности природы материка.
     
51 5
Особенности населения (коренное население и потомки переселенцев).
     
52 6
Характеристика двух стран материка: Канады и Мексики. Описание США – как одной из ведущих стран современного мира.
     
53 7
Практическая работа № 10 «Характеристика по картам основных видов природных ресурсов Канады, США и Мексики». Исследовательский проект Разработка маршрута, охватывающего объекты Северной Америки, занесенные в список природного наследия ЮНЕСКО.
     

Тема 7. Евразия (13 ч)

 

54 1
Географическое положение, история исследования материка
     
55 2
Рельеф и полезные ископаемые Евразии.
 
     
56 3
Климатические особенности материка. Влияние климата на хозяйственную деятельность людей.
     
57 4
Реки, озера материка. Многолетняя мерзлота, современное оледенение.
     
58 5
Природные зоны материка. Эндемики. Практическая работа № 7. «Обозначение на контурной карте названий основных географических объектов материка». (продолжение)  
     
59 6
Зарубежная Европа. Страны Северной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние моря и теплого течения на жизнь и хозяйственную деятельность людей). Страны Средней Европы (население, образ жизни и культура региона, высокое развитие стран региона, один из главных центров мировой экономики).
     
60 7
Страны Восточной Европы (население, образ жизни и культура региона, благоприятные условия для развития хозяйства, поставщики сырья, сельскохозяйственной продукции и продовольствия в более развитые европейские страны).
     
61 8
Страны Южной Европы (население, образ жизни и культура региона, влияние южного прибрежного положения на жизнь и хозяйственную деятельность людей (международный туризм, экспорт субтропических культур (цитрусовых, маслин)), продуктов их переработки (оливковое масло, консервы, соки), вывоз продукции легкой промышленности (одежды, обуви)).  
     
62 9
Контрольная работа №2
     
63 10
Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии (особенности положения региона (на границе трех частей света), население, образ жизни и культура региона (центр возникновения двух мировых религий), специфичность
природных условий и ресурсов и их отражение на жизни людей (наличие пустынь, оазисов, нефти и газа), горячая точка планеты).

 

     
64 11
Страны Центральной Азии (влияние большой площади территории, имеющей различные природные условия, на население (его неоднородность), образ жизни (постсоветское экономическое наследие, сложная политическая  ситуация) и культуру региона).
     
65 12
Страны Восточной Азии (население (большая численность населения), образ жизни (влияние колониального и полуколониального прошлого, глубоких феодальных корней, периода длительной самоизоляции Японии и Китая) и культура региона (многообразие и тесное переплетение религий: даосизм и конфуцианство, буддизм и ламаизм, синтоизм, католицизм).
     
66 13 Страны Южной Азии (влияние рельефа на расселение людей (концентрация населения в плодородных речных долинах), население (большая численность и «молодость»), образ жизни (распространение сельского образа жизни (даже в городах) и культура региона (центр возникновения древних религий – буддизма и индуизма; одна из самых «бедных и голодных территорий мира»). Практическая работа № 11 «Составление «каталога» народов Евразии по языковым группам». Страны Юго-Восточной Азии (использование выгодности положения в развитии стран региона (например, в Сингапуре расположены одни из самых крупных аэропортов и портов мира), население (главный очаг мировой эмиграции), образ жизни (характерны резкие различия в уровне жизни населения – от минимального в Мьянме до самого высокого в Сингапуре) и культура региона (влияние соседей на регион – двух мощных центров цивилизаций – Индии и Китая). Практическая работа № 12 «Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии. Составление простейших картосхем размещения культурно- исторических центров Европы и Азии».      
            РАЗДЕЛ ІV. Взаимодействие природы и общества (2 ч)

 

               Тема 1. Экологические проблемы материков и океанов (2 ч)
67 1
Влияние закономерностей географической оболочки на жизнь и деятельность людей. Степень воздействия человека на природу на разных материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охраны.
     
68 2
Развитие природоохранной деятельности на современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная Гидрографическая Организация, ЮНЕСКО и др.). Исследовательский проект Выполнение и защита проекта воссоздания природного комплекса, пострадавшего от антропогенного воздействия на локальном, региональном или глобальном уровне (по выбору обучающегося)
     
    Повторение      
           
           

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: