Copyright © 2001, Holy Trinity Orthodox Mission
Foothill Blvd, Box 397, La Canada, Ca 91011, USА
Редактор: Епископ Александр (Милеант)
(kanony_apostolov_soborov.doc, 01-17-2002)
Edited by | Date |
Е. М. | 11-3-01 |
Сокращения
Русское сокр. | English | |
Апост. | Правила Святых Апостолов | Ap. c. |
1 Всел. | Правила Первого Вселенского Собора. | 1st C. |
2 Всел. | Правила Второго Вселенского Собора. | 2nd C. |
3 Всел. | Правила Третьего Вселенского Собора. | 3rd C. |
Трет. посл. | Послание Третьего Вселенского Собора. | Epistle of 3 C. |
4 Всел. | Правила Четвертого Вселенского Собора. | 4th C. |
6 Всел. | Правила Шестого Вселенского Собора. | 6th C. |
7 Всел. | Правила Седьмого Вселенского Собора. | 7th C. |
Агк. | Правила Анкирского Собора. | of Ancyra |
Неок. | Правила Неокесарийского Собора. | of Neoces. |
Гангр. | Правила Гангрского Собора. | of Gangra |
Ант. | Правила Антиохийского Собора. | of Antioch. |
Лаод. | Правила Лаодикийского Собора. | of Laodic. |
Сард. | Правила Сардикийсного Собора. | of Sardica |
Карф. | Правила Карфагенского Собора. | of Carthag. |
Карф. к Келест. | Послание Карфагенского Собора к Келестину, Папе Римскому. | of Carth. To Celest. |
Конст. | Правило Константинопольского Собора, 394 года. | of Constant. |
Двукр. | Прав. Константинопольского Собора, называемого Двукратного. | 1st & 2nd |
Премудр. | Правила Собора, бывшего в храме Премудрости Слова Божия. | Temple of Holy Wisdom |
Дионис. | Каноническое послание святого Дионисия Александрийского | of Dionis. |
Петр. Алекс. | Правила святого Петра Александрийского. | of Peter |
Григ. Неок. | Каноническое послание святого Григория Неокесарийского. | of Gregory Neoces. |
Афан. | Послание святого Афанасия Великого. | of Athanasius |
Васил. | Правила святого Василия Великого. | of Basil |
Григ. Нисс. | Каноническое послание святого Григория Нисского. | of Gregory of Nyssa |
Григ. Богосл. | Стихи святого Григория Богослова. | of Gregory Theolog. |
Амф. | Стихи святого Амфилохия Иконийского. | of Amphil. |
Тимов. | и Стихи святого Тимофея Александрйского. | of Timothy |
Феоф. | Правила Феофила, Архиепископа Александрийского. | of Theophilus |
Кирил. | Правила святого Кирилла, Архиепископа Александрийского. | of Cyril |
Геннад. | Окружное послание Геннадия Патриарха Константинопольского. | of Gennad. |
Тарас. | Послание Тарасия, Патриарха Константинопольского. | of Tarasius |
Примеры:
В русском тексте сначала собор, потом номер правила | В английском тексте сначала номер правила, потом название собора | |
3-е Апостольское правило | Апост. пр. 3 | Ap. c. 3 |
4-е и 7 правила 6-го Вселенского Собора | 6 Всел. пр. 4 и 7 | cc. 4 and 7 of 6th C. |
5-е правило Василия Великого | Васил. пр. 5 | c. 5 of Basil |
6-е правило Карфагенского собора | Карф. пр. 6 | c. 6 of Carth. |
[i] Самое слово κανών означает некоторое прямое орудие, употреблявшееся при тесании и шлифовании камня или дерева. См. толкование Зонары послания Афанасия великого ο праздниках и предисловие М, Властаря к его Алфавитной Синтагме, у Г. Α. Pάλλη και Μ. Ποτ λ η, Σύνταγμα των #είων και ιερών κανόνων, IV, 81 и VI, 5-6. Cp. J. C. Suicerus, Thesaurus ecclesiasticus e patribus graecis concinnatus (Amstel. 1682, 2 тома), II, 37. Ducange. Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis (Wratislaviae, 1891), I, 579. Это выражение (κανών), применяемое в церкви, на церковно-юридическом языке означает всякое постановление, которое издано подлежащею законодательною властью и высшею церковною властью утверждено для устройства церковных дел, с тем, чтобы ничего неупорядоченного в церковной жизни не было, но все в ней правильно совершалось бы. С первых веков истории христианства у славянских народов слово κανών переведено “правило,” так употребляется и доселе.
[ii] Об этом Номоканоне см. мой труд “O каноничким зборницима православне цркве” (Нови Сад, 1886), стр. 19-31.
[iii]
[iii] Об этой Афинской Синтагме, краткое заглавие которой мы привели выше (стр. 1, прим. 1) и которая служит основою настоящего труда, см. мое “Православно црквено право” (2-е изд. сербское, Мостар, 1902), стр. 210-210 [а в русском переводе с первого сербского издания 1890 г. Спб., 1897, стр. 218 и след.] и друге упомянутые в примечании авторитетные суждения об этом важном и строго критическом греческом изданіи. Ср. издание текста правил до VII всел. собора Fr. Lauchert, Die Kanones der wichtigsten altkirchlichen Concilien nebst den Apostol. Kanones. Freiburg im Br., 1896.
[iv]
[iv] Об Апостольских правилах много писано, но мы напомним здесь главнейшее, что было у нас под руками. Правила св. Апостолов, святых соборов вселенских и поместных и св. отец с толкованиями. Москва, 1876. I, 5-12. — Христианское Чтение, 1841. III, 455. — “Чтения в Обществе любителей духовного просвещения” 1882. II, 141. — ”Православное Обозрение,” 1862. I, 446. — Архим. Иoaнн (впосл. епископ смоленский), Опыт курса церковного законоведения. Спб. 1851. I, 122-136.—K. A. Неволин, Полное собрание сочинений. Спб. 1859. VI, 395. — H. K. Соколов, Курс церковного ІІрава. Москва, 1875, стр. 94-118. — И. С. Бердников, Курс церковного права. Казань, 1888, § 10. — H. C. Суворов, Курс церковного права. Ярославль, 1889. I, 218-223. — М. А. Остроумов, Очерк православного церковного права. Введение. Харьков, 1893. I, 170-181. — П. И. Нечаев, Практическое руководство для священнослужителей. Спб. 1887. § 10, a в приложении стр. 1-22 изложены и кратко истолкованы Ап. правила. — G. Bеvеrеgius, Σ. sive Pandectae canonum etc. Oxonii, 1672. T. II, Annotat, pag. l-8.— P. de Marca, De concordia sacerdotii et imperii. Paris, 1704. lib. III, cap. II, — Z. B. Van Espen, Commentarius in canones. Coloniae, 1755. pag. 39-47. — P. et H. Ballerini, De antiqais collect. canonura (in A. Gallandii, De vetustis canon. collectionibüs. Venetiis, 1778), pag. 97—104.—Spittler, Geschichte des kan. Rechts. Halle, 1678, S. 66 и сл.— Krabbe, Ueber den Ursprung und Inhalt der apost. Constitutionen. Hamburg, 1829. S. 74 и сл. — J. S. Drey, Neue Untersuchungen über die Constitutionen und Kanones der Apostel. Tübingen, 1832, S. 201 и сл.—J. W. ß i c k e 11, Geschichte des Kirchenrechts. Giessen, 1843. I, 71 и сл.—J. B. Mortreuil, Histoire du droit byzantin. Paris, 1843. I, 188 и след. — F. Maassen, Geschichte der Quellen und Literatur des can. Rechts. Graz, 1870. I, 408 и сл. — J. B. P i t r a, Juris eccles. graecorum historia et monumenta. Romae, 1864. Prolegom. XXYIII и сл. —· C. J. Hefele, Conci-liengeschichte. 2 Aufl. Freiburg, 1873. I, 793 и сл. — C. Popovicii, Fontänele si Codicii dreptului bisericescu orthodoxu. Cernauti, 1866. pag 39-42.— Πηδάλιον. Έν Ζακύνθω, 1864. σ. κ'—κβ'. [Αθ. Изд. 1887, σ. 11-13].
[v] См. ниже в толковании соответствующих правил.
[vi]
[vi] Ср. правила антіохійскаго собора: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 20, 24 и 25 с Апостольскими правилами: 7, 8, 13, 15, 16, 28, 31, 32, 33, 34, 35, 37, 40и41. A что эти Апостольскія правила составлены не из правил антіохійскаго собора, как утверждают, напр., D r е у (см. упом. соч., стр. 405 и сл.), J- W. Bi ekel l (см. упом. соч., стр. 79—82) и другіе, но как раз наоборот, БИДНО между прочим из 9-го антіохійскаго правила, коим определяется, чтобы еаископы ничего особенно важнаго не делали без предварительнаго соглашенія с своим митрополитом, как то установлено древне-принятьім от отцев правллом,, a это правило и есть 34 Апостольское правило. См. Архим. Іоанн, Опыт курса церковнаго законоведенія. I, 126 [ср. 399].
[vii] Euseb. Gaerarensis, De vita Constantini, Hb. III, c. 61 [Migne, s. g., t.20].
[viii] Athanasii Alexandr. Apologia contra Arianoe. III, 15 [Migne, s, g., t. 25].
[ix] См. Правила Василія великаго: 3, 12, 51 и др., напр., в Книге правил.
[x] По J. A. Mortrеuil (упом. соч., I, 189), около половины Ш-го века. F. Turrianus (Pro canonibus Apostolorum, Florent. 1572) пытался доказать, \то Апостолскія правила изданы в 45 (?) году на Апостольеком соборе в Іерусалиме. J. Bickall (упом. соч., стр. 78 и сл., 230 и сл). доказы-вает, ч:то эти правила составлены во второй половине IV века, след. после I вселенскаго собора. Это же мневіе разделяет и Dr. Jos. Zhishman (Das Eherecbt der Orient Kirche. Wien, 1864. S. 453).
[xi] Об этом сборнике см. мое “Прав. црквено право” (1902), стр. 177—8 [рус. пер. с изд. 1890 г., стр. 184—5, ср. 195—6].
[xii] Напечатан у G. Vοе11uset H. Justе11us, Bibliotheca juris can. vete-ris. Lutet. Paris, 1661. I, 112—116, такжф y H e f e l e, Coneiliengeschichto. I, 800— 816., и Drey, упом. соч., S. 223-230.
[xiii] B i c k e 11, упом. соч., S. 74.
[xiv] Об этом сборнике см. мое “Прав. црквено право” (1902), стр. 182— 184 [ср. рус. пфр. с изд. 1890 г., стр. 189—191].
[xv] Berardi сделал примечавіе к этому—Gratiani canones genuini ab apocryphis discreti. Taurin, 1752 (B i ekel l, упом. соч., S. 241, Anm. 2).
[xvi] С именем св. Апостолов есть еще несколько правил в нашей Кормчей, которые составляют в ней 2, 3 и 4 главы, а именно 17 правил апостола Павла (2 гл.), 17 правил Петра и Павла (3 гл.) и 2 правила “всех святых Апостол купно” (4 гл.). Эти правила извлечены из VIII книги так называемых Апостольских постановлений и внесены в тот Синопсис, на который написал свои толкования Аристин и который послужил основою как для нашей Кормчей, так и для Indreptarea legii, хотя в этом последнем сборнике этих правил нет.[xvi] Правила эти необязательны, ибо трулльский собор своим 2-м правилом лишил всякой юридической силы самый источник, из коего они взяты. Зонара об них говорит следующее: “Так как 2-е правило шестого собора именно так определяет и нигде не упоминает о каких-либо других Апостольских правилах, кроме этих 85, то не следует принимать никаких других правил, кои носят Апостольское имя, напротив, таковые следует осуждать, считать ложными и отвергать, ибо носят ложные заглавия, повреждены и не значатся в числе тех, кои одобрены святыми и божественными отцами” (Аф. Синт., II, 111).
[xvii] Ср. статью Т. Барсова, 0 вселенских соборах в “Христ. Чтеніи” 1869, II, 191 и СЛ. Άδέσποτον, περί των εξ οικουμενικών Συνόδων. Α θ. С и н Τ., 370.—J. Η a r d u i n i, Conciliorum ccllectio, IV, I486.—G. V o e 11 i et H. J u s t e 11 i, Bibliotheca juris eanonici veteris. Lutet. Paris, 1656, II, 1161.—Φωτίου περί των επτά οικουμενικών Συνόδων. Α θ. С И Η τ., 1, 375. Harduini, ΙΥ, 1463. Voelli et J U S t e 11 i, II, 1141.—N είλου μητροπολίτου “Ρόδο ο. Διήγησις συνοπτική περί των αγίων και οικουμενικών Συνόδων. Α θ. С и н τ., Ι, 389. Η a r d u i n i, IV, 1491. V o e 11 i et J u s t e 11 i, II, 1155. Συνοδικόν (Libellus synodicus). H a r d u i n i, IV, 1491. Voelli et Justelli, II, 1166. Об этом последнем сборнике, где говорится ο 153 соб., начиная от іерусалимскаго собора49 (?) г. и до собора 877 (879) года, см. Hef ele, Conciliengeschichte, I, 84.
O соборах вообще самый лучшій труд, [который доселе вышел|в свет,—это “Исторія соборов” покойваго роттенбургскаго бискупа д-ра Ге-феле ConcilieDgeschichte.2Aufl.Bd. I—VII. Freiburg im Br., 1873—1890. Bd. ѴШ и IX fortgesetzt von J. H e r g e n r ö t h e r, Freiburg im Br., 1887—1890. Гефеле изве-стен многими своими сочивевіями и считается одним из самых ученых богословов римско-католической церкви. Как глубокій историк, он во время ватиканскаго собора выступал решительным противником папской непогрешимости, и тогда напечатал одно сочиненіе, имеющееся у меня в немецком переводе под следующим заглавіемт: “Honorius und das sechste allgemeine Concil«(Tübingen, 1870), доказывая примером из исторіи, как один папа может погрешать и даже соборно был осужден как еретик. Одновременно против профессора Пенаки написал и другоф сочиненіе в том жф смысле. По возвращевіи из Рима в свою епархію (1871), призна-вая совершившійся факт, он в одном своем пастырском посланіи по-старался так или иначе -примирить определевіе VI вселенскаго собора с решеніем ватикавскаго. ІІолезно еще сравнить ο вселенских соборах книгу профессора д-ра Мишо под заглавіем: “Discussion sur les sept conciles oecn·* meniques” (Berne, 1878), которая посвяшена “соединенію церквей.” Труд пре-красный, только автор укловяется в нем от “традиціонной точкизренія” и охотнее становится на “лйберальную точку зренія” (aut point de vue... liberal), вследствіэ чего сочиненіе его не всегда может выдержать строго научную кри-тику. Но необходимо помнить, что автор—швейцарскій старокатолик и его сочиненіе есть протест против ватиканскаго собора с точки зренія либе-ральных немецких римско-католиков, след. с этой стороны должно су-дить и об упомянутом его изследованіи.
[xviii] 0 первом вселенском соборе см. Деянія вселенских соборов в русском переводе (Казань, 1859—1873), приготовленныя к печати по сбор-никам соборных деяній LabbeietCossartii (1661) nHarduini. TOM. I, 3£—203. — Ηarduini, Concil. coll., 1,309 и сл. — Cp. Hefele, Concilienge-schichte, I, 252 и след. По догматическому вопросу этого собора следует еще сравнить Chr. W. F. Walch, Entwurf einer vollständigen Historie der Ketzereien. XL Th. Leipzig, 1762 - 1785, II, 385 и сл., и Dr. L Schwane, Dogmengeschichte der patristischen Zeit. Münster, 1869. S. 108 и сл.
[xix] Harduini, I, 463.
[xx] Об арабском переводе см. Beveregii, Pandectae, I, 686.
[xxi] Д е я н і я вселенских соборов, I, 229 и сл. — Harduini, I, 897 и сл. Ср. Hefele, Conciliengeschichte, Π, 1 и сл.—Walch; упом. соч.3 III, 79 и сл.—S c h w a n e, упим. соч., S. 217 и сл.
[xxii] Hefele, Conciliengeschichte, II, 12 и сл. — У Harduini, I, 87 и сл. есть Paraphrasis Arabica Іосифа египетскаго первых шести наших правил, соедииенных в четыре. Седьмого правила нет. Ср. Beveregii, Pandectae, I, 700.
[xxiii] Деянія всел. соб., І, 131, и сл.—Harduini, I, 1271 и сл.—Ср. Hefele, Conciliengcschichte, II, 141 и сл. — Walch, упом. соч., V, 289 и сл.— Schwane, упом. соч., g..409 и сл.
[xxiv] Ср. ниже мое толкованіе этого посланія.
[xxv] См. M a a s s e n, упом. соч., 108- -109, 136—137, 472, 545, 949.—B e v e r e-gii, Pandectae, II, Annot. in l can. Ephes. pag. 104.