Свято-Троицкая Православная Миссия

Copyright © 2001, Holy Trinity Orthodox Mission

Foothill Blvd, Box 397, La Canada, Ca 91011, USА

Редактор: Епископ Александр (Милеант)

 

(kanony_apostolov_soborov.doc, 01-17-2002)

 

 

Edited by Date
   
Е. М. 11-3-01
   

 

 

 

Сокращения

 

Русское сокр.   English
Апост. Правила Святых Апостолов Ap. c.
1 Всел. Правила Первого Вселенского Собора. 1st C.
2 Всел. Правила Второго Вселенского Собора. 2nd C.
3 Всел. Правила Третьего Вселенского Собора. 3rd C.
Трет. посл. Послание Третьего Вселенского Собора. Epistle of 3 C.
4 Всел. Правила Четвертого Вселенского Собора. 4th C.
6 Всел. Правила Шестого Вселенского Собора. 6th C.
7 Всел. Правила Седьмого Вселенского Собора. 7th C.
Агк. Правила Анкирского Собора. of Ancyra
Неок. Правила Неокесарийского Собора. of Neoces.
Гангр. Правила Гангрского Собора. of Gangra
Ант. Правила Антиохийского Собора. of Antioch.
Лаод. Правила Лаодикийского Собора. of Laodic.
Сард. Правила Сардикийсного Собора. of Sardica
Карф. Правила Карфагенского Собора. of Carthag.
Карф. к Келест.    Послание Карфагенского Собора к Келестину, Папе Римскому. of Carth. To Celest.
Конст. Правило Константинопольского Собора, 394 года. of Constant.
Двукр. Прав. Константинопольского Собора, называемого Двукратного. 1st & 2nd
Премудр. Правила Собора, бывшего в храме Премудрости Слова Божия. Temple of Holy Wisdom
Дионис. Каноническое послание святого Дионисия Александрийского of Dionis.
Петр. Алекс. Правила святого Петра Александрийского. of Peter
Григ. Неок. Каноническое послание святого Григория Неокесарийского. of Gregory Neoces.
Афан. Послание святого Афанасия Великого. of Athanasius
Васил. Правила святого Василия Великого. of Basil
Григ. Нисс. Каноническое послание святого Григория Нисского. of Gregory of Nyssa
Григ. Богосл. Стихи святого Григория Богослова. of Gregory Theolog.
Амф. Стихи святого Амфилохия Иконийского. of Amphil.
Тимов. и Стихи святого Тимофея Александрйского. of Timothy
Феоф. Правила Феофила, Архиепископа Александрийского. of Theophilus
Кирил. Правила святого Кирилла, Архиепископа Александрийского. of Cyril
Геннад. Окружное послание Геннадия Патриарха Константинопольского. of Gennad.
Тарас. Послание Тарасия, Патриарха Константинопольского. of Tarasius

 

 

Примеры:

  В русском тексте сначала собор, потом номер правила В английском тексте сначала номер правила, потом название собора
3-е Апостольское правило Апост. пр. 3 Ap. c. 3
4-е и 7 правила 6-го Вселенского Собора 6 Всел. пр. 4 и 7 cc. 4 and 7 of 6th C.
5-е правило Василия Великого Васил. пр. 5 c. 5 of Basil
6-е правило Карфагенского собора Карф. пр. 6 c. 6 of Carth.
     

 


[i]  Самое слово κανών означает некоторое прямое орудие, употреблявшееся при тесании и шлифовании камня или дерева. См. толкование Зонары послания Афанасия великого ο праздниках и предисловие М, Властаря к его Алфавитной Синтагме, у Г. Α. Pάλλη και Μ. Ποτ λ η, Σύνταγμα των #είων και ιερών κανόνων, IV, 81 и VI, 5-6. Cp. J. C. Suicerus, Thesaurus ecclesiasticus e patribus graecis concinnatus (Amstel. 1682, 2 тома), II, 37. Ducange. Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis (Wratislaviae, 1891), I, 579. Это выражение (κανών), применяемое в церкви, на церковно-юридическом языке означает всякое постановление, которое издано подлежащею законодательною властью и высшею церковною властью утверждено для устройства церковных дел, с тем, чтобы ничего неупорядоченного в церковной жизни не было, но все в ней правильно совершалось бы. С первых веков истории христианства у славянских народов слово κανών переведено “правило,” так употребляется и доселе.

 

[ii]          Об этом Номоканоне см. мой труд “O каноничким зборницима православне цркве” (Нови Сад, 1886), стр. 19-31.

[iii]

                   [iii] Об этой Афинской Синтагме, краткое заглавие которой мы привели выше (стр. 1, прим. 1) и которая служит основою настоящего труда, см. мое “Православно црквено право” (2-е изд. сербское, Мостар, 1902), стр. 210-210 [а в русском переводе с первого сербского издания 1890 г. Спб., 1897, стр. 218 и след.] и друге упомянутые в примечании авторитетные суждения об этом важном и строго критическом греческом изданіи. Ср. издание текста правил до VII всел. собора Fr. Lauchert, Die Kanones der wichtigsten altkirchlichen Concilien nebst den Apostol. Kanones. Freiburg im Br., 1896.

[iv]

      [iv] Об Апостольских правилах много писано, но мы напомним здесь главнейшее, что было у нас под руками. Правила св. Апостолов, святых соборов вселенских и поместных и св. отец с толкованиями. Москва, 1876. I, 5-12. — Христианское Чтение, 1841. III, 455. — “Чтения в Обществе любителей духовного просвещения” 1882. II, 141. — ”Православное Обозрение,” 1862. I, 446. — Архим. Иoaнн (впосл. епископ смоленский), Опыт курса церковного законоведения. Спб. 1851. I, 122-136.—K. A. Неволин, Полное собрание сочинений. Спб. 1859. VI, 395. — H. K. Соколов, Курс церковного ІІрава. Москва, 1875, стр. 94-118. — И. С. Бердников, Курс церковного права. Казань, 1888, § 10. — H. C. Суворов, Курс церковного права. Ярославль, 1889. I, 218-223. — М. А. Остроумов, Очерк православного церковного права. Введение. Харьков, 1893. I, 170-181. — П. И. Нечаев, Практическое руководство для священнослужителей. Спб. 1887. § 10, a в приложении стр. 1-22 изложены и кратко истолкованы Ап. правила. — G. Bеvеrеgius, Σ. sive Pandectae canonum etc. Oxonii, 1672. T. II, Annotat, pag. l-8.— P. de Marca, De concordia sacerdotii et imperii. Paris, 1704. lib. III, cap. II, — Z. B. Van Espen, Commentarius in canones. Coloniae, 1755. pag. 39-47. — P. et H. Ballerini, De antiqais collect. canonura (in A. Gallandii, De vetustis canon. collectionibüs. Venetiis, 1778), pag. 97—104.—Spittler, Geschichte des kan. Rechts. Halle, 1678, S. 66 и сл.— Krabbe, Ueber den Ursprung und Inhalt der apost. Constitutionen. Hamburg, 1829. S. 74 и сл. — J. S. Drey, Neue Untersuchungen über die Constitutionen und Kanones der Apostel. Tübingen, 1832, S. 201 и сл.—J. W. ß i c k e 11, Geschichte des Kirchenrechts. Giessen, 1843. I, 71 и сл.—J. B. Mortreuil, Histoire du droit byzantin. Paris, 1843. I, 188 и след. — F. Maassen, Geschichte der Quellen und Literatur des can. Rechts. Graz, 1870. I, 408 и сл. — J. B. P i t r a, Juris eccles. graecorum historia et monumenta. Romae, 1864. Prolegom. XXYIII и сл. —· C. J. Hefele, Conci-liengeschichte. 2 Aufl. Freiburg, 1873. I, 793 и сл. — C. Popovicii, Fontänele si Codicii dreptului bisericescu orthodoxu. Cernauti, 1866. pag 39-42.— Πηδάλιον. Έν Ζακύνθω, 1864. σ. κ'—κβ'. [Αθ. Изд. 1887, σ. 11-13].

 

[v]          См. ниже в толковании соответствующих правил.

[vi]

                   [vi] Ср. правила антіохійскаго собора: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 20, 24 и 25 с Апостольскими правилами: 7, 8, 13, 15, 16, 28, 31, 32, 33, 34, 35, 37, 40и41. A что эти Апостольскія правила составлены не из правил антіохійскаго собора, как утверждают, напр., D r е у (см. упом. соч., стр. 405 и сл.), J- W. Bi ekel l (см. упом. соч., стр. 79—82) и другіе, но как раз наоборот, БИДНО между прочим из 9-го антіохійскаго правила, коим определяется, чтобы еаископы ничего особенно важнаго не делали без предварительнаго соглашенія с своим митрополитом, как то установлено древне-принятьім от отцев правллом,, a это правило и есть 34 Апостольское правило. См. Архим. Іоанн, Опыт курса церковнаго законоведенія. I, 126 [ср. 399].

[vii]        Euseb. Gaerarensis, De vita Constantini, Hb. III, c. 61 [Migne, s. g., t.20].

[viii]        Athanasii Alexandr. Apologia contra Arianoe. III, 15 [Migne, s, g., t. 25].

[ix]         См. Правила Василія великаго: 3, 12, 51 и др., напр., в Книге правил.

[x]          По J. A. Mortrеuil (упом. соч., I, 189), около половины Ш-го века. F. Turrianus (Pro canonibus Apostolorum, Florent. 1572) пытался доказать, \то Апостолскія правила изданы в 45 (?) году на Апостольеком соборе в Іерусалиме. J. Bickall (упом. соч., стр. 78 и сл., 230 и сл). доказы-вает, ч:то эти правила составлены во второй половине IV века, след. после I вселенскаго собора. Это же мневіе разделяет и Dr. Jos. Zhishman (Das Eherecbt der Orient Kirche. Wien, 1864. S. 453).

[xi]         Об этом сборнике см. мое “Прав. црквено право” (1902), стр. 177—8 [рус. пер. с изд. 1890 г., стр. 184—5, ср. 195—6].

[xii]        Напечатан у G. Vοе11uset H. Justе11us, Bibliotheca juris can. vete-ris. Lutet. Paris, 1661. I, 112—116, такжф y H e f e l e, Coneiliengeschichto. I, 800— 816., и Drey, упом. соч., S. 223-230.

[xiii]        B i c k e 11, упом. соч., S. 74.

[xiv]        Об этом сборнике см. мое “Прав. црквено право” (1902), стр. 182— 184 [ср. рус. пфр. с изд. 1890 г., стр. 189—191].

[xv]        Berardi сделал примечавіе к этому—Gratiani canones genuini ab apocryphis discreti. Taurin, 1752 (B i ekel l, упом. соч., S. 241, Anm. 2).

[xvi]        С именем св. Апостолов есть еще несколько правил в нашей Кормчей, которые составляют в ней 2, 3 и 4 главы, а именно 17 правил апостола Павла (2 гл.), 17 правил Петра и Павла (3 гл.) и 2 правила “всех святых Апостол купно” (4 гл.). Эти правила извлечены из VIII книги так называемых Апостольских постановлений и внесены в тот Синопсис, на который написал свои толкования Аристин и который послужил основою как для нашей Кормчей, так и для Indreptarea legii, хотя в этом последнем сборнике этих правил нет.[xvi] Правила эти необязательны, ибо трулльский собор своим 2-м правилом лишил всякой юридической силы самый источник, из коего они взяты. Зонара об них говорит следующее: “Так как 2-е правило шестого собора именно так определяет и нигде не упоминает о каких-либо других Апостольских правилах, кроме этих 85, то не следует принимать никаких других правил, кои носят Апостольское имя, напротив, таковые следует осуждать, считать ложными и отвергать, ибо носят ложные заглавия, повреждены и не значатся в числе тех, кои одобрены святыми и божественными отцами” (Аф. Синт., II, 111).

[xvii] Ср. статью Т. Барсова, 0 вселенских соборах в “Христ. Чтеніи” 1869, II, 191 и СЛ. Άδέσποτον, περί των εξ οικουμενικών Συνόδων. Α θ. С и н Τ., 370.—J. Η a r d u i n i, Conciliorum ccllectio, IV, I486.—G. V o e 11 i et H. J u s t e 11 i, Bibliotheca juris eanonici veteris. Lutet. Paris, 1656, II, 1161.—Φωτίου περί των επτά οικουμενικών Συνόδων. Α θ. С И Η τ., 1, 375. Harduini, ΙΥ, 1463. Voelli et J U S t e 11 i, II, 1141.—N είλου μητροπολίτου “Ρόδο ο. Διήγησις συνοπτική περί των αγίων και οικουμενικών Συνόδων. Α θ. С и н τ., Ι, 389. Η a r d u i n i, IV, 1491. V o e 11 i et J u s t e 11 i, II, 1155. Συνοδικόν (Libellus synodicus). H a r d u i n i, IV, 1491. Voelli et Justelli, II, 1166. Об этом последнем сборнике, где говорится ο 153 соб., начиная от іерусалимскаго собора49 (?) г. и до собора 877 (879) года, см. Hef ele, Conciliengeschichte, I, 84.

           O соборах вообще самый лучшій труд, [который доселе вышел|в свет,—это “Исторія соборов” покойваго роттенбургскаго бискупа д-ра Ге-феле ConcilieDgeschichte.2Aufl.Bd. I—VII. Freiburg im Br., 1873—1890. Bd. ѴШ и IX fortgesetzt von J. H e r g e n r ö t h e r, Freiburg im Br., 1887—1890. Гефеле изве-стен многими своими сочивевіями и считается одним из самых ученых богословов римско-католической церкви. Как глубокій историк, он во время ватиканскаго собора выступал решительным противником папской непогрешимости, и тогда напечатал одно сочиненіе, имеющееся у меня в немецком переводе под следующим заглавіемт: “Honorius und das sechste allgemeine Concil«(Tübingen, 1870), доказывая примером из исторіи, как один папа может погрешать и даже соборно был осужден как еретик. Одновременно против профессора Пенаки написал и другоф сочиненіе в том жф смысле. По возвращевіи из Рима в свою епархію (1871), призна-вая совершившійся факт, он в одном своем пастырском посланіи по-старался так или иначе -примирить определевіе VI вселенскаго собора с решеніем ватикавскаго. ІІолезно еще сравнить ο вселенских соборах книгу профессора д-ра Мишо под заглавіем: “Discussion sur les sept conciles oecn·* meniques” (Berne, 1878), которая посвяшена “соединенію церквей.” Труд пре-красный, только автор укловяется в нем от “традиціонной точкизренія” и охотнее становится на “лйберальную точку зренія” (aut point de vue... liberal), вследствіэ чего сочиненіе его не всегда может выдержать строго научную кри-тику. Но необходимо помнить, что автор—швейцарскій старокатолик и его сочиненіе есть протест против ватиканскаго собора с точки зренія либе-ральных немецких римско-католиков, след. с этой стороны должно су-дить и об упомянутом его изследованіи.

[xviii] 0 первом вселенском соборе см. Деянія вселенских соборов в русском переводе (Казань, 1859—1873), приготовленныя к печати по сбор-никам соборных деяній LabbeietCossartii (1661) nHarduini. TOM. I, 3£—203. — Ηarduini, Concil. coll., 1,309 и сл. — Cp. Hefele, Concilienge-schichte, I, 252 и след. По догматическому вопросу этого собора следует еще сравнить Chr. W. F. Walch, Entwurf einer vollständigen Historie der Ketzereien. XL Th. Leipzig, 1762 - 1785, II, 385 и сл., и Dr. L Schwane, Dogmengeschichte der patristischen Zeit. Münster, 1869. S. 108 и сл.

 

[xix]        Harduini, I, 463.

[xx]        Об арабском переводе см. Beveregii, Pandectae, I, 686.

[xxi]        Д е я н і я вселенских соборов, I, 229 и сл. — Harduini, I, 897 и сл. Ср. Hefele, Conciliengeschichte, Π, 1 и сл.—Walch; упом. соч.3 III, 79 и сл.—S c h w a n e, упим. соч., S. 217 и сл.

[xxii] Hefele, Conciliengeschichte, II, 12 и сл. — У Harduini, I, 87 и сл. есть Paraphrasis Arabica Іосифа египетскаго первых шести наших правил, соедииенных в четыре. Седьмого правила нет. Ср. Beveregii, Pandectae, I, 700.

 

[xxiii]      Деянія всел. соб., І, 131, и сл.—Harduini, I, 1271 и сл.—Ср. Hefele, Conciliengcschichte, II, 141 и сл. — Walch, упом. соч., V, 289 и сл.— Schwane, упом. соч., g..409 и сл.

[xxiv]      Ср. ниже мое толкованіе этого посланія.

[xxv]       См. M a a s s e n, упом. соч., 108- -109, 136—137, 472, 545, 949.—B e v e r e-gii, Pandectae, II, Annot. in l can. Ephes. pag. 104.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: