Характеристика различных цветов с точки зрения их воздействия на наш организм

Красный цвет - теплый, раздражающий, стимулирует работу мозга, эффективен при меланхолии и плохом настроении.

Оранжевый цвет стимулирует чувства и слегка ускоряет пульс, но не увеличивает кровяное давление, создает чувство благополучия и радости, поднимает аппетит.

Желтый цвет активизирует работу мозга, эффективен при восприятии в течение небольшого количества времени при умственной недостаточности, поднимает настроение.

Зеленый цвет успокаивающе влияет на нервную систему и зрение, уменьшает боль, снимает раздражительность, усталость, снижает кровяное давление, ослабляет мигрень.

Голубой цвет - антисептический, снимает боль. Однако при слишком длительном воздействии вызывает угнетенность и усталость.

Синий цвет успокаивает, усыпляет, расслабляет мышцы. Эффективен при бессоннице, нервных и физических перегрузках.

Фиолетовый (пурпурный) цвет благоприятно воздействует на сердце, легкие и кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани.

Нежно-розовый цвет оказывает мощное седативное (успокаивающее) воздействие. Снимает стрессы, благотворно влияет на нервную систему ребенка.

Индивидуальный аспект восприятия цвета.

Люди, различные по своему психотипу, по-разному воспринимают цвет. Мы говорим, что этот цвет нравится или, наоборот, раздражает, не подозревая, что за этим стоит наше индивидуальное восприятие, обусловленное свойствами характера.

Например:

· эмоциональные, легко возбудимые, подверженные влюбчивости выбирают красный цвет.

·         спокойные, уравновешенные - зеленый.

·         синий цвет предпочитают в чем-то разочарованные, расстроенные люди.

·         коричневый цвет и его оттенки приятны людям, не желающим ничего менять.

·         фиолетовый цвет необходим людям, мистически настроенным, и тем, кто ищет точку опоры в жизненных ситуациях.

·         импульсивные и жизнерадостные любят оранжевые и желтые цвета.

Зная реакцию того или иного человека на отдельные цвета и цветосочетания, можно заранее предусмотреть воздействие колористического строя интерьера.

Ассоциативный ряд.

Каждый цвет несет в себе некую информацию. По цвету можно определить состояние предмета. Например, если яблоко красное - значит, оно созрело, если зеленое - нет.

Цветовая характеристика передает состояние природы, человека, его чувств:

· Добавляя красный цвет, символизирующий поток жизненной силы, в интерьер помещения, мы утверждаем себя в этой жизни, привлекаем внимание к себе.

·         Желтый - цвет солнца, в некоторых странах цвет богатства - создает ощущение тепла и укрепляет надежду.

·         Синий и голубой - цвета воды и неба - вызывают ощущение прохлады и отдохновения, поэтому их нельзя использовать в холодных местах и кухнях.

·         Оранжевый, находясь между красным и желтым, обладает характеристиками обоих цветов. Нежелательно его использовать в спальнях и кабинетах.

·         Зеленый вызывает ассоциации с жизнью, ощущение связи с природой.

·         При восприятии фиолетового (пурпурного) цвета возникает чувство торжественности, состояние уравновешенности, это цвет мудрости и царственности.

·         Белый и черный цвета стоят в ассоциативном ряду особняком. У разных народов эти два цвета вызывают противоположные ассоциации: белый цвет на Востоке - цвет траура, а в Европе - торжества, праздника.

Каждый человек индивидуален, и поэтому готового рецепта по сочетанию и применению цвета нет. В каждом случае нужно находить особые нюансы, руководствуясь общепринятыми положениями.

Иллюзорность цвета.

Цвет иллюзорен и безгранично изменчив. Цвет может зрительно увеличивать или уменьшать предметы, даже воздействовать на оценку промежутка текущего времени. Одинаковый цвет на стенах, потолке и на полу прямоугольного помещения выглядит по-разному. Изменяясь, цвет меняет и наше восприятие среды. Он может влиять на интерьер, зрительно сокращать или удлинять, сужать или расширять, повышать или понижать помещение, утяжелять или облегчать форму. Если внимательно посмотреть на цветовой спектр, можно заметить такую особенность: он воспринимается как цилиндрическая поверхность, в средней части которой (красные цвета) возникает иллюзия рельефа поверхности. Боковые части спектра воспринимаются глубже. Голубые и фиолетовые цвета создают иллюзию увеличения пространства, рельефные, красные - уменьшения.

В интерьерах для расширения пространства помещений нужно использовать холодные тона, а для сужения пространства комнат - теплые. Синие цвета могут зрительно отодвинуть стену, если остальные стены будут другого цвета. Этот прием довольно часто используют в своей практике архитекторы и дизайнеры. Вообще выделение насыщенным цветом одной поверхности в комнате - довольно интересный профессиональный ход. Таким образом можно добиться необычной трансформации (иллюзорной, конечно) пространства комнаты. Например, изменить до неузнаваемости привычное помещение, сделав его не только красивым, но и комфортным для проживания. Иногда, наоборот, используют один и тот же цвет для стен и потолка, особенно при оклейке обоями спальни. Такой прием называется "эффектом парфюмерной коробки". Объединение цветом или одинаковыми цветосочетаниями поверхностей стен помещения дает зрительную иллюзию расширяющегося пространства.

Осторожно нужно использовать черный цвет при решении жилого интерьера. Отдельные включения в виде полос или пятен в сочетании с белым цветом вполне допустимы и даже бывают очень оригинальны. Такие интерьеры предпочитают сами архитекторы и дизайнеры. Они немного эстетские и хороши для сдержанных и собранных людей. Вообще бело-черные цветовые решения привлекают своей простотой и аскетизмом, хотя кажущаяся простота исполнения весьма обманчива.

Достижение гармонии в декоративном оформлении интерьера невозможно без правильного подбора цветовой гаммы. Хорошим помощником домашним мастерам станет таблица сочетаемости цветов.

Примеры сочетаний цветов:

· Красный - Зеленый, серый, синий

·         Малиновый - Жемчужно-серый, розовато-лиловый

·         Темно-красный (бордо) - Черный, темно-голубой, беж

·         Алый - Светло-голубой, зеленый

·         Густо-розовый - Различные оттенки голубого

·         Коричневато-розовый - Голубой, кремовый

·         Бледно-розовый - Салатный, бледно-сиреневый, голубой

·         Оранжевый - Фиолетовый, бледно-голубой, ярко-синий

·         Салатно-желтый - Бледно-розовый, серовато-голубой

·         Желтый - Фиолетовый, голубой, зеленый

·         Бледно-желтый - Светло-лиловый, серовато-розовый, бледно-зеленый

·         Золотистый - Светло-серый, зеленый, темно-красный

·         Темно-зеленый - Коричневый, беж

·         Серо-зеленый, цвет морской волны - Васильковый, оранжевый

·         Бледно-зеленый - Розовый, темно-зеленый, лиловато-розовый

·         Синий - Желтый, песочный, оранжевый

·         Серо-голубой - Бордо, серый

·         Бледно-голубой - Бледно-сиреневый, бледно-желтый

·         Темно-лиловый - Оранжевый, серый

·         Фиолетовый - Светлые и темные оттенки зеленого

·         Бледно-сиреневый - Зеленый, серый, розовато-лиловый

·         Розовато-лиловый - Изумрудно-зеленый, темно-красный, коричневый

·         Коричневый - Оранжевый, красный, беж

·         Серый - Фиолетовый, малиновый, бледно-сиреневый

 

. Явление адаптации

 

Органы чувств обладают свойством приспособления, или адаптации, к изменившимся условиям, причем эта адаптация происходит в довольно значительных пределах. Поэтому пороги ощущений не являются постоянными, они способны изменяться при переходе от одних условий восприятия к другим. Например, при переходе от света к темноте и обратно существенно меняется чувствительность глаза, в десятки раз. Это явление носит название зрительной адаптации, и на практике она занимает от нескольких до десятков минут. Для того чтобы человеческий глаз смог полностью адаптироваться к темноте после дневного света, требуется примерно 40 мин. За это время зрение меняется по своему физиологическому механизму: от колбочкового зрения, характерного для дневного освещения, в течение 10 мин. глаз переходит к палочковому зрению, типичному для ночи.

При этом исчезают ощущения цвета, им на смену приходят черно-белые тона, свойственные ахроматическому зрению. При адаптации глаза, связанной с переходом от темноты к свету, все происходит в обратном порядке. Приспособленный к темноте глаз более чувствителен к электромагнитным волнам, находящимся ближе к зелено-голубой части спектра, чем к оранжево-красной. По этой причине, например, в качестве опознавательных знаков, указывающих на контуры взлетной полосы, в аэрофлоте пользуются лампами синего цвета. Было бы неправильно думать, что как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств остается неизменной и ее пороги выражаются в постоянных числах. Так, известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет или из ярко освещенного помещения в темноту. Как показали исследования, это изменение очень велико и чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200000 раз. Описанные изменения чувствительности, зависящие от условий среды и носящие название адаптации органов чувств к окружающим условиям, существуют и в слуховой сфере, и в сфере обоняния, осязания, вкуса. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее, чем зрительных. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд). Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры). Однако они выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре так же, как и к болевым раздражениям, почти не имеет места. Известны и явления адаптации к запахам. Одни из анализаторов обнаруживают высокую скорость адаптации, другие- низкую.

Очень быстро, например, способны адаптироваться рецепторы, расположенные в коже (кроме болевых). Гораздо медленнее происходит зрительная адаптация, следом идут слух, обоняние и вкус. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. (Эти два вида адаптации объединяют термином “ негативная адаптация”, так как в результате ее снижается чувствительность анализаторов). Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация. Например, в зрительном анализаторе темновая адаптация глаза (когда увеличивается его чувствительность под влиянием темноты) - это позитивная адаптация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

 


Заключение

 

Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонко дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение нам дает наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрительные ощущения наиболее дифференцированы от аффективности, в них особенно силен момент чувственного созерцания. Зрительные восприятия - наиболее "опредмеченны", объектированные восприятия человека. Именно поэтому они имеют очень большое значение для познания и для практического действия.

Зрительное ощущение, возникающее в результате воздействия на глаз света, всегда обладает тем или иным цветовым качеством. Но обычно нами воспринимается не цвет "вообще", а цвет определенных предметов. Предметы эти находятся от нас на определенном расстоянии имеют ту или иную форму, величину и т.д. Зрение дает нам отражение всех этих многообразных свойств объективной действительности. Но отражение предметов в их пространственных и иных свойствах относится уже к области восприятия, в основе которого частично лежат также специфические зрительные ощущения. В зрительных ощущениях отчетливо проявляются все основные психофизиологические закономерности рецепторной деятельности адаптация, контрастность, последействие, так же как и взаимодействие.

Адаптация глаза заключается в приспособлении глаза к воздействию световых раздражителей. Вследствие различного характера адаптации отдельных участков сетчатой оболочки глаза возникает явление последовательного контраста. Под последовательным контрастом разумеются временные изменения в цветовом ощущении, которые возникают вследствие предварительного действия на определенные участки глаза световых раздражителей.


Список литературы

 

1. Общая психология. Тексты в 3 т. Субъект познания. Том 3. Книга 2. Под ред. В.В. Петухова, Ю.Б. Дормашева, С.А. Капустина. - М., 2006.

2. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия / Под ред.

.   Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. - М

4. Публикации и статьи по психологии, раздел Практическая психология <http://emiz.org.ua/prakticheskaia-psikhologiia/blog>

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

.  "Общая психология" под ред. Петровского.






double arrow
Сейчас читают про: