От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Как смягчить процесс адаптации у ребенка к дошкольному учреждению

Адаптация – это процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к ее условиям. Это приспособление организма и личности к новой обстановке, а для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Процесс адаптации включает в себя разнообразные индивидуальные реакции ребенка на то или иное событие, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны.

У детей в этот период могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональные состояния. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок, в детском саду этого не делает; дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, эмоционального состояния, нарушения сна, приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию.

У некоторых особо чувствительных детей боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он часто болеет, т.к. стресс истощает его адаптивные ресурсы. Таким детям полезно давать витамины, включать в рацион больше фруктов, овощей, чаще проводить время на свежем воздухе, играть в подвижные игры, полезны пешие прогулки в лесозонах, парках и пр.

 

В адаптации ребенка к детскому саду важна готовность самих родителей:

1. Самое главное – положительный настрой на детский сад. Если Вы верите, что детский сад – самое лучшее место на земле для Вашего ребенка, так же будет считать и Ваш ребенок, на интуитивном уровне. Если Вы так не считаете, поработайте над собственным восприятием. Подумайте над тем, что у малыша расширится круг общения, а это очень полезно для его развития. Даже негативный опыт полезен, т.к. ребенок развивается, преодолевая препятствия и трудности, как, впрочем, и любой человек.

2. Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе возможность гордиться ребенком.

3. Хотя бы раз в неделю меняйте место для прогулок. Это может быть соседский двор, парк, центр города.

4. Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного возраста. Учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить чужие – показывайте, как это сделать.

5. Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление, сон, переодевание), до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или кукла: «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».

6. Дайте возможность ребенку понаблюдать, что родители обязательно приходят и забирают своих деток домой. Познакомьтесь с воспитателем, играйте вместе с детьми, запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите психолога детского сада, т.е. сами получите как можно больше информации о том месте, где Ваш ребенок будет проводить большую часть времени.

7. Самое главное – это Ваше доверие и вера в то, что все будет хорошо!

Важно приблизить режим ребенка к режиму, принятому в саду. А также формировать навыки самообслуживания, вводить запреты и ограничения с учетом возраста ребенка, чтобы требования детского сада не противоречили линии поведения в семье.

Важнейшая задача родителей – мотивация ребенка, формирование у него заинтересованности в посещении дошкольного учреждения. Некоторые дети, у кого есть старшие братья и сестры, охотно идут в детский сад. Но другие нуждаются в поддержке. Нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. Прогуливаясь с малышом перед детским садом, следует комментировать игры детей, вызывать интерес к детской площадке и расположенным на ней предметам, создавать заинтересованность к присоединении к детскому коллективу.

Ваш ребенок пришел в детский сад:

1. Обязательно соблюдайте график адаптации, т.е. режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с двух часов. В течение нескольких дней нужно приводить ребенка всего на пару часов. Например, если Ваш малыш контактный и общительный, приходите, когда детки вместе играют на площадке; если любитель хорошо покушать, обязательно останьтесь еще и на завтрак. Далее, в течение нескольких дней пусть ребенок останется до сончаса, уходите после того, как малыш пообедал. Следующая задача: привыкнуть ко сну в стенах детского сада. Неделя-две на то, чтобы прийти за ребенком после сончаса и остаться на полдник.

Дайте ребенку время привыкнуть к новым условиям, к новым людям и новым правилам, к отсутствию рядом мамы.

2. Возьмите с собой любимую игрушку ребенка – кусочек дома.

3. Ежедневно общайтесь с воспитателями, но не с целью выспросить, кто толкнул, кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как Вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет Вашим помощником в воспитании ребенка.

4. Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь.

5. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от подгузников – сделать это надо заблаговременно, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и пр.).

Наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к нему и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы.

Чтобы облегчить ребенку адаптацию в детском коллективе, следует обратить внимание на развитие его коммуникативных навыков задолго до поступления в детский сад. Для этого важно:

1. Способствовать его контактам с детьми во дворе и дома;

2. Стараться не вмешиваться в его общение с другими детьми;

3. Создавать ему время от времени своего рода безопасные трудности (иногда можно добродушно подтрунивать; научить не пасовать перед трудностями, не бежать сразу за помощью, но и не отвечать на обиду агрессией).

Как развивать навыки общения со взрослыми людьми:

1. Подробности прогулки или поездки непременно обсуждайте дома с кем-то из родителей;

2. Вводите запреты и правила, начиная с конца первого года жизни;

3. Не отгораживайте ребенка от реальной жизни. Развивайте его устойчивость к стресс-факторам, случающимся в повседневной жизни, способствуйте формированию уверенности в себе;

4. Научите ребенка говорить «Нет!», особенно тем взрослым, которые предлагают ему неприемлемые для него вещи. Для безопасности ребенка важно научить его не идти за незнакомыми взрослыми и сообщать родителю о любом случае, когда кто-то его просит о чем-то «не говорить папе и маме» - за этой просьбой может скрываться опасность. Сверстникам, которые могут его подбивать на какой-нибудь неблаговидный поступок, тоже нужно уметь отказывать.

Может показаться, что еще рано внедрять в жизнь ребенка эти советы, но мы никогда не знаем, когда может быть поздно… Лучше обезопасить себя и ребенка заблаговременно и знать, что в нужную минуту, он будет знать, как поступить.

Вобщем, ребенка нужно учить думать и отвечать за свои поступки.

Без тесного сотрудничества с родителями организовать хорошую адаптацию ребенка к детскому саду невозможно. Дело в том, что в ряде случаев сложности адаптации связаны именно с особенностями семейного окружения ребенка. Если в семье один ребенок, то взрослые нередко чрезмерно опекают его. Дома такой ребенок получает все, что пожелает, а в детском саду он сталкивается совсем с другими правилами – от малышей требуют самостоятельности, призывают считаться с другими детьми. Или часто мама старается развивать самостоятельность ребенка (например, в одевании), а бабушка, желая порадовать малыша, сама одевает его, забирая из детского сада. Все бабушки любят своих внуков, но любовь не означает потакания просьбам ребенка. Когда в один день малышу разрешается есть только за столом, а в другой он может есть, где угодно, ребенок испытывает чувство непонимания. Он еще слишком мал, чтобы оценить все особенности ситуации, и просто не знает, как себя вести. Взрослые должны соблюдать правила в повседневном общении с малышом. Точно также недопустимо в присутствии ребенка ругать воспитателей или нелестно отзываться о дошкольном учреждении. Если родитель, который является безусловным авторитетом для малыша, вечером отрицательно характеризует детский сад, а на следующее утро ведет в него собственного ребенка, то как себя будет чувствовать малыш?

Наиболее распространенный источник напряжения в этот период – это публичность, присутствие большого количества чужих людей вокруг. И хорошо, если после дня в детском саду, ребенок имеет возможность уединиться, побыть в отдельной комнате, за ширмой, в кукольном уголке и пр.

Другой источник напряжения – повышенные требования к произвольной регуляции поведения, сдерживанию себя. В этом плане бывает полезным для разрядки предоставить ребенку возможность побеситься дома. Рекомендуется побольше играть с малышом в подвижные, эмоциональные игры, чтобы разрядить напряжение и снять возможную причину невротических расстройств.

Что делать, когда возникают трудности в адаптации:

Родителям необходимо проявлять живой интерес к успехам малыша, новым друзьям, заданиям, которые он выполняет, и трудностям, которые у него возникают, поощрять малыша в его успехах и помогать в адаптации. Однако не надо слишком назойливо его расспрашивать о том, что происходило, когда мама забирает малыша из детского сада – он вспомнит и расскажет сам, когда отдохнет. Ребенок может соскучиться по родителям, поэтому маме не следует, придя домой, сразу же бросаться за выполнение домашних дел. Надо позволить малышу посидеть на коленках, обняться, расслабиться, спокойно погулять с ним или послушать расслабляющую музыку.

Родителям необходимо интересоваться, как ведет себя ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования. В чем ребенку надо помочь, что подкорректировать дома. Педагоги готовы поделиться с родителями такой информацией. Ведь наиболее успешно адаптация происходит тогда, когда и в группе, и в семье требования будут схожими. А если в группе принято аккуратное поведение за столом, а дома ребенку позволяется есть чуть ли не руками, в таком случае конфликты с педагогом и товарищами по группе ребенку обеспечены. А вскоре может начаться: «Я в садик не хочу!», капризы и т.д.

Если у ребенка возникли проблемы в общении с товарищами, его обижают или наоборот, он ведет себя слишком агрессивно или лжет, то поможет обращение к подобной по теме конфликта сказке, ролевой игре с куклами. Предложить робкому ребенку побыть Волком, агрессивному – Красной шапочкой, тем самым, воспитывается способность к эмпатии. Затем роли можно поменять, чтобы ребенок смог выработать новые стратегии поведения с учетом опыта, который он получил, играя новую для него роль.

Считается, что именно мама, не способная найти свое место в жизни за границами заботы о своем малыше, испытывает особое удовольствие, когда малыш плачет и не хочет идти в детский сад, тем самым транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении.

Необходимо учитывать также темперамент ребенка. Некомфортно чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим и холерическим типом темперамента. Холерики, особенно мальчики, нелегко переносят недостаток активности и движения в детском саду. Труднее всего приходится медлительным детям. Если воспитатель не понимает особенностей такого ребенка, начинает его подстегивать, то эмоциональный стресс приводит к большему затормаживанию, ребенок становиться еще более вялым, безучастным.

Если адаптационный период затягивается, и имеют место трудности адаптации, проявляющиеся в вегетативных изменениях: плохой сон и аппетит, сниженное настроение, слезы, постоянные болезни, то следует бить тревогу.

От чего же зависит характер и длительность адаптационного периода?

Если ребенок все еще ходит в подгузниках, за лето его нужно приучить к горшку. Если малыш плохо говорит, следует обратить внимание на развитие активной речи. Для этого с ребенком надо говорить не детским языком («бибика» – машина, «ава» – собака), а использовать полноценную взрослую речь. Нередко режим сна малыша не соответствует тому, что ожидает его в детском саду. Родители должны заблаговременно внести коррективы в режим дня малыша. Некоторые дети не умеют пользоваться ложкой, над этим навыком тоже стоит поработать. Большинство родителей следуют этим рекомендациям, что существенно облегчает адаптацию детей.

Наблюдения психологов, педагогов и медиков показывают, что характер адаптации зависит от следующих факторов:

1. Возраст ребенка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до двух лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, хорошо понимают речь взрослого, у них более богатый опыт поведения в разных ситуациях.

2. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

3. Сформированность предметной деятельности. Тогда ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.

4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель.

5. Условия жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т.д.). Если ребенок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения.

6. Уровень тренированности адаптационных механизмов, опыт общения со сверстниками и взрослыми. Тренировка механизмов не происходит сама по себе. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные ситуации (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и пр.), легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относиться к просьбам и требованиям взрослых.

 

 

Итак, причины плохой адаптации могут быть разные. Есть дети, которые нуждаются в особых условиях, причина может лежать в поведении воспитателя, не способного принять ребенка и помочь ему; трудности могут возникнуть из-за поведения родителей, когда ребенок испытывает внутреннюю тревогу из-за разногласий и неблагополучной психологической атмосферы дома.

Иногда у взрослых создается впечатление, что дети ничего не замечают, что они слишком маленькие, чтобы что-то понимать. Это мнение ошибочно – ребенок активно подражает родителям во всем: в привычках, в поведении, в манере речи и даже чертах характера. Попадая в детский сад, некоторые дети испытывают трудности в общении со сверстниками: они не хотят делиться, не понимают, зачем нужно соблюдать правила очередности и т.д. Решению этой проблемы могут помочь именно родители, если они будут демонстрировать пример социального поведения. Часто мама, стоя у песочницы, следит только за своим малышом (чтобы никто его не обидел, не испачкал и т.д.). Но если она даст игрушку другому ребенку, поднимет его, если тот оступился, или похвалит, то тогда ее собственный малыш постепенно займет совсем другую позицию по отношению к сверстнику: раз мама делает что-то для другого ребенка, то значит, он тоже хороший.

Бывает так, что в детском саду малыш имеет ровные отношения со сверстниками и воспитателями, соблюдает все правила, а дома устраивает концерты. Такое поведение ребенка объясняется сложностью накладываемых на него требований: если в дошкольном учреждении у ребенка хватает сил их соблюдать, то дома накопившаяся усталость выливается в неспокойное поведение. Родителям следует с пониманием относиться к подобным сложностям – они исчезнут, как только ребенок адаптируется к детскому саду.

Адаптационный период для многих детей приходится на известный в психологии переходный этап – кризис трех лет. В этот период взрослые должны поддерживать возникающее у ребенка стремление к самостоятельности (одеваться, высказывать свое мнение и пр.), и при этом они не должны потакать его капризам.

Объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе. Обычно период адаптации заканчивается к концу первого месяца. Показателем хорошей адаптации будет следующее поведение ребенка: малыш говорит родителям: «Ну пока!» и срывается в группу, потому что там его ждут приятели и интересные занятия. А вечером идет с охотой домой.

Подготовил: психолог Щеблыкина Ксения Петровна

Источник: журнал Золотой век


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: