Как уже подчеркивалось выше, одним из непременных принципов деятельности каждого субъекта предупреждения преступности является социалистическая законность. Еще в 1964 году В.Г. Танасевич, формулируя основные требования, предъявляемые к предупредительным мерам, отмечал, что они «должны быть основаны на законе, соответствовать принципу строжайшего соблюдения социалистической законности»11. На это обращалось внимание в первом и последующих учебниках криминологии12. «Законы и иные нормативные акты, — пишут А.Р. Ратинов и А.Б. Сахаров, — обеспечивают ответственность уполномоченных лиц за выполнение их обязанностей... и за строгое соблюдение личных и имущественных прав и законных интересов граждан и учреждений, попадающих в сферу профилактической деятельности»13.
В числе гарантии законности деятельности государственных и общественных организаций, должностных лиц и граждан по предупреждению преступности одно из важнейших мест занимает прокурорский надзор.
45
Органы прокуратуры осуществляют надзор, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным и ведомственным влияниям, принимают меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности (ст. 4 Закона о прокуратуре СССР). Объектом прокурорского надзора в рассматриваемой области является деятельность (как действия, так и бездействие) с точки зрения соблюдения законов всех субъектов предупреждения преступности. Цель надзора в данном случае состоит в том, чтобы предупреждение преступности осуществлялось законными средствами.
Как известно, прокурорский надзор осуществляется в четырех основных направлениях: надзор за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор); надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за исполнением законов при рассмотрении дел в судах; надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Во всех этих направлениях прокурорской деятельности осуществляется надзор за точным и единообразным исполнением выше рассмотренных законов и иных правовых норм о предупреждении преступности14.
Анализ практики показывает, что все встречающиеся нарушения законов, регламентирующих предупреждение преступности и иных связанных с ними правонарушений, можно разделить на две группы: 1) неисполнение или ненадлежащее исполнение названных законов и 2) превышение полномочий субъектами предупреждения преступности, предоставленных им соответствующими правовыми нормами. В первом случае задача прокурора состоит в том, чтобы побудить к точному исполнению закона, а во втором — принять меры к устранению и предупреждению в будущем нарушений закона, к восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.
Для предупреждения, выявления и устранения нарушений законов, регламентирующих предупреждение преступности, прокурор наделен необходимыми правовыми средствами. В связи с этим прежде всего нужно отметить, что прокурор всей своей деятельностью способствует воспитанию должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей, соблюдения законов и правил социалистического общежития (ст. 2 Закона о прокуратуре СССР). Вместе с тем прокурор располагает средствами, специально предназначенными для предупреждения нарушений законов. К ним в первую очередь относятся предостережение о недопустимости нарушения закона15, представление в государственные органы, общественные организации и должност-
46
ным лицам об устранении как самих нарушений закона, так и причин нарушений и способствующих им условий16. Осуществляя надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, прокурор обязан следить за соблюдением требований закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, в том числе и обстоятельств, способствовавших совершению преступления, а также за законностью профилактических мер, которые должен принимать следователь. В целях предупреждения нарушений правовых предписаний прокуроры разъясняют субъектам профилактики их обязанности и права по осуществлению предупредительной деятельности, возможные последствия за нарушения закона. Такая работа проводится в различных формах: лекции и беседы, доклады в трудовых коллективах и на собраниях хозяйственного актива, встречи с членами товарищеских судов, добровольных народных дружин и других общественных формирований, занятия в университетах правовых знаний и т.д.
Для выявления нарушений законов, регламентирующих предупреждение преступности, прокуроры используют целый ряд правовых средств, указанных в Законе о прокуратуре СССР и других правовых актах. К этим средствам относятся: истребование для проверки соответствия закону приказов, инструкций, распоряжений, решений и других актов, издаваемых государственными и общественными организациями и должностными лицами — субъектами профилактики; требование от руководителей этих организаций и должностных лиц представления необходимых документов, материалов и иных сведений; требование проведения проверок и ревизий деятельности субъектов профилактики в связи с имеющимися данными о нарушениях закона; проверка прокурором исполнения законов непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях (государственных и общественных) в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях и некоторые другие. Использование названных средств позволяет прокурору установить конкретные нарушения закона, причины и условия, способствовавшие им, и виновных в этом лиц.
На основе достоверно установленных данных прокурор принимает меры к устранению и предупреждению нарушений законов, к наказанию виновных. К средствам прокурорского реагирования на выявление нарушения закона относятся: опротестование противоречивых закону актов, издаваемых в целях предупреждения преступности органами управления, государственного арбитража, народного контроля, предприятиями, учреждениями и организациями, а также незаконных актов и действий должностных лиц; привлечение правонарушителей к уголовной ответственности; возбуждение дисциплинарного производства и производства об административном правонарушении; передача материалов о правонарушителях общественным организациям для решения вопроса о принятии мер общественного воздействия; внесение представления об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствую-
47
щих им условий (ст. 23, пп. 6, 7, 9 Закона о прокуратуре СССР) и некоторые другие. Кроме того, прокуроры информируют партийные, советские органы, общественные организации о допускаемых нарушениях законов при осуществлении деятельности по предупреждению преступности.
Между прокуратурой и субъектами предупреждения преступности существуют отношения не только надзора, но и взаимодействия, так как они имеют одну общую задачу — предупреждение преступности. В Законе о прокуратуре СССР (ст. 4) в числе принципов деятельности органов прокуратуры специально указано, что они взаимодействуют с Советами народных депутатов, другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами, опираются на активную помощь граждан в деле укрепления правопорядка. Формы такого взаимодействия разнообразны. Это, например, совместное участие в разработке комплексных планов по укреплению законности, в частности разделов, относящихся к профилактике правонарушений, консультирование представителей субъектов предупреждения преступности (в первую очередь — общественных организаций) по правовым вопросам, обсуждение в трудовых коллективах результатов проверок исполнения законов о предупреждении преступности и т.д.
Глава четвертая






