Среди факторов, влияющих на познание происходящих в обществе процессов, явлений и управления ими, особое место отводится социальной информации. На важную роль, которую она играет в
106
управлении социальными процессами, указывал В.И. Ленин: «Всякая работа управления требует особых свойств... Чтобы управлять, нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование. Вот те условия, которым мы должны удовлетворять во что бы то ни стало»1.
Социальная информация имеет огромное значение для организации борьбы с преступностью и предупреждения преступлений и иных правонарушений. Она является составным элементом управления профилактикой.
Информационное обеспечение предупреждения преступности позволяет связывать многочисленные субъекты профилактики, наделенные функцией управления, в единую действующую систему. При этом решающим моментом в достижении этой цели являются прямые и обратные связи между субъектами профилактики, в том числе и между субъектами, не связанными между собой подчинением (на горизонтальных управленческих отношениях). Функционирующая в системе предупреждения преступности информация служит одним из условий, обеспечивающим комплексность в осуществлении профилактики, вовлечение широких слоев населения в дело борьбы с преступностью. Объем ее возрастает в условиях развитого социалистического общества, когда особую актуальность приобретают проблемы укрепления социалистической законности, предупреждения преступлений и иных правонарушений.
|
|
Государственные органы, общественные организации, принимающие участие в предупреждении преступности, испытывают острую потребность в информационном обеспечении, ибо принятие ими любого управленческого решения, направленного на предупреждение преступности, обязательно основывается на соответствующей информации. Усложнение системы предупреждения преступности в свою очередь усложняет информацию и увеличивает её объем. Это происходит в связи с тем, что организация предупредительной деятельности все больше сопровождается широким привлечением научных методов, выработанных криминологией и другими науками. Данное обстоятельство ставит в повестку дня проблему совершенствования ее системы информации, с учетом особенностей ее потребителей.
За последние годы сложный процесс предупреждения преступности реализуется при активном использовании информации, содержащейся в статистической отчетности, материалах научных обобщений, нормативных актах, ведомственных и межведомственных анализах и т.д.
|
|
Поднятию уровня информационного обеспечения предупредительной деятельности способствовали постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам борьбы с преступностью, в которых содержались требования к правоохранительным органам
107
систематически и глубоко анализировать положение дел с преступностью в республике, крае, области, городе и районе.
Какие же требования предъявляются к информации? Одним из основных требований является ее оптимальность. Принятие обоснованных решений возможно при условии, если они основываются на достаточно полной по объему информации. Как избыточность, так и недостаточность ее не способствуют правильному принятию решения. В первом случае излишняя информация, на сбор и обработку которой, как правило, затрачивается много времени и усилий, может лишь затруднить принятие решения. Во втором — недостаток информации делает управленческое решение необоснованным, принятым без учета реально складывающейся обстановки и возможностей, которыми располагают субъекты предупреждения преступности.
Второе требование к информации — это ее достоверность. Информация, не отражающая реальное состояние преступности в регионе, на отдельном объекте, содержащая недостаточно обоснованные данные о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, дезориентирует субъектов предупреждения преступности, лишает их возможности проводить предупредительную работу целенаправленно с использованием всех имеющихся средств. Искажение информации наносит серьезный ущерб делу предупреждения преступности.
Существенным требованием к информации является своевременность ее получения субъектами предупреждения преступности. Она является своевременной в том случае, если поступила к моменту принятия решения или к началу ее обработки. Запоздалая информация не способствует своевременному, а следовательно, и эффективному проведению предупредительных мер. Несвоевременное представление информации субъектам предупреждения преступности влечет за собой рассогласованность в действиях, неприменение надлежащих мер предупреждения преступлений.
Источники информации, необходимой для предупреждения преступности, — разнообразны и многочисленны. Особое место среди них занимают личные наблюдения исследователя — лица (органа), осуществляющего профилактику, — в процессе предупредительной деятельности. Личные наблюдения в значительной мере расширяют объем информации, полученной из других источников. Информация, полученная при личном общении с трудящимися в трудовых коллективах, беседах, в ходе проверок и контроля за исполнением законов, при участии в различного рода заседаниях, собраниях, имеет большое значение для организации всего процесса предупредительной деятельности.
Официальная документация государственных и общественных организаций имеет важное значение как источник информации в системе предупреждения преступности. Она накапливается за длительные периоды времени, а поэтому позволяет получить представление о динамике преступности, о деятельности отдельных субъ-
108
ектов по ее предупреждению, ретроспективно проследить влияние тех или иных событий и явлений. А это важно для совершенствования деятельности по предупреждению преступности.
Особый вид представляет устная информация, поступающая повседневно на всех уровнях предупредительной деятельности — от организаторов последней — до отдельных граждан, участвующих в охране порядка, перевоспитании и исправлении правонарушителей. Значительный объем информации, необходимой для предупреждения преступности, представляется возможным получить должностным лицам при приеме ими граждан, а также во время проведения различных встреч с населением. Для четкой организации предупреждения преступности особое значение имеют письма и предложения трудящихся. «Это — один из наиболее достоверных и ценных источников информации о запросах и чаяниях тружеников города и деревни, о положении дел в различных областях социально-экономической, политической и духовной жизни нашего общества, одно из средств реализации конституционных прав советских граждан»2.
|
|
К числу источников информации, обеспечивающей эффективность предупреждения преступности, следует отнести результаты конкретных социологических и криминологических исследований. В ходе исследований получается информация о правонарушениях на отдельных предприятиях, о состоянии сохранности социалистической собственности, эффективности предупредительной деятельности государственных органов и общественных организаций и т.д. Информация, полученная с использованием научных методов (анкетного наблюдения, анализа уголовных дел и др.), позволяет выработать систему мер предупреждения отдельных видов преступлений, совершаемых среди отдельных групп населения, и т.д.
Социальная информация классифицируется по ряду признаков: по той роли, которую она выполняет в системе управления, по источникам ее получения, по видам информирующих органов. Имеются классификации по типу носителя информации, по ее актуальности и т.д.3
При предупреждении преступности используются многие виды информации. К их числу относятся: экономическая, политическая, правовая, демографическая, культурно-бытовая, социально-политическая, научно-техническая, социально-психологическая, криминологическая, педагогическая, спортивная и т.д.
По видам информирующих организаций информация подразделяется на информацию, исходящую из директивных, государственных и общественных органов и организаций.
По характеру она делится на официальную и неофициальную.
|
|
Официальная информация делится на обязывающую, запрещающую, управомочивающую и удостоверяющую, ответную и уведомительную. Эти виды информации обслуживают управленческую функцию соответствующих органов и организаций в системе
109
предупреждения преступности. В первых трех видах выделяются еще два подвида — нормативная и индивидуальная. Первый подвид включает в себя: акты государственных и общественных органов, положения об органах, осуществляющих профилактику, правила поведения и т.д. Второй подвид — акты, решающие те или иные индивидуальные, конкретные дела.
Применительно к управлению в системе предупреждения преступности информация делится на внутреннюю и внешнюю. К внутренней относитсяинформация, функционирующая в пределах субъекта, осуществляющего предупредительную деятельность (учреждение, организация, предприятие). К внешней — формирующаяся вне данного субъекта и поступающая к нему для использования. Это, как правило, информация, идущая от вышестоящих и нижестоящих органов, а также органов, не связанных между собой подчиненностью, но с которыми поддерживаются связи в форме координации или взаимодействия.
Информация подразделяется на первичную и вторичную (переработанную). Первичная информация отражает сведения о единичных фактах, событиях и явлениях; во вторичной — выделяются и группируются существенные факты, систематизируются события, делаются выводы о характере и эффективности мер предупреждения преступности.
Анализ практики предупреждения преступности, осуществляемой на различных уровнях, свидетельствует о том, что недостатки в организации предупредительной деятельности во многом объясняются ненадлежащим информационным обеспечением. Анализы преступности и содержащаяся в них информация, как правило, обращены в прошлое. Между тем как для управления профилактической деятельностью необходима «опережающая» (прогностическая) информация4, которая бы обеспечивала эффективное функционирование профилактической системы.
Следует заметить, что до последнего времени проблемы информационного обеспечения разрабатывались применительно к некоторым отдельным субъектам профилактической деятельности. За пределами научных исследований все еще остаются вопросы объема и содержания информации, необходимой для управления профилактикой, информационных связей и потоков информации во всей системе профилактики; правового регулирования информационного обеспечения и др. Эти проблемы ждут своего исследования. При их разработке следует особо обратить внимание на необходимость постановки экспериментов на базе конкретных регионов, объектов и отдельных субъектов профилактической деятельности.