Против социалистической собственности

 

Разнообразие обстоятельств, способствующих преступлениям против социалистической собственности, рассредоточенность их по разным отраслям, сферам управления и хозяйствования приводят к неопровержимому выводу, что эффективная борьба с этими пре­ступлениями возможна только на основе комплексного планирования их предупреждения, централизованного руководства и координации усилий, комплексности применяемых мер, выработанных в строгом соответствии с результатами анализа состояния сохранности социалистической собственности и борьбы с хищениями3.

На необходимость комплексности мер борьбы с названными преступлениями неоднократно указывалось в партийных документах. Партия требует: всеми организационными, финансовыми, юридическими средствами накрепко закрыть всякие щели для ту­неядства, взяточничества, спекуляции, для нетрудовых доходов, любых посягательств на социалистическую собственность.

Комплексный подход к борьбе с преступлениями против социа­листической собственности необходим потому, что эти преступления рассматриваются как вид нетрудовых доходов, как способ или

146

 

средство извлечения их из бюджета, фондов государственных организаций. И хотя возможности получения нетрудовых доходов при социализме ограничены, можно сказать, обречены на исчезно­вение, но тем не менее, как пишет известный венгерский общество­вед А. Киш, они наносят большой вред обществу4.

Вред этот выражается в том, что нетрудовые доходы нарушают принцип распределения по труду, нарушают распределительные отношения, ведут к дифференциации, расслоению людей по приз­накам достатка, не обеспеченного трудовым участием в обществен­но полезной деятельности, к формированию неограниченных по­требностей, корыстно-потребительских взглядов, разлагающе дей­ствующих стандартов имущественной престижности5. Нетрудовые доходы способны привести к диспропорциям в народном хозяй­стве, нарушениям соответствия между производством, оплатой труда и потребления, несбалансированности спроса и предложе­ния, дефицитам.

Профилактические меры должны быть ориентированы как на изменение объективных социальных условий, так и сознания лич­ности субъектов, устранение существующих у них трудностей и конфликтов, позитивное влияние на их взгляды и убеждения6.

Линия на повышение эффективности борьбы с преступлениями против социалистической собственности за счет комплексности ме­роприятий и координации действий всех органов и организаций в этом направлении последовательно проводится и в постановлении ЦК КПСС «Об улучшении работы по охране правопорядка и уси­лении борьбы с правонарушениями». В этом постановлении сфор­мулирована обязанность всех партийных, советских, хозяйствен­ных, правоохранительных органов и общественных организаций — «усилить борьбу с посягательствами на социалистическую соб­ственность. Повсеместно навести строгий порядок в учете и хране­нии материальных ценностей, решительно искоренять бесхозяй­ственность, расточительство, приписки и очковтирательство. Обра­тить особое внимание на усиление борьбы с хищениями в сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве. Улучшить деятельность контрольно-ревизионного аппарата. Укрепить службу БХСС, ми­лиции. Повысить остроту и принципиальность прокурорского над­зора за соблюдением законов об охране социалистической соб­ственности».

В названном постановлении ЦК КПСС справедливо обращено внимание руководителей и других должностных лиц предприятий, строек, учреждений на их персональную ответственность за со­стояние дисциплины и правопорядка, своевременное и острое реа­гирование на сообщения и сигналы о фактах антиобщественного поведения членов коллектива.

Определяя роль и место хозяйственных органов управления в разработке и реализации профилактических мероприятий, нужно исходить из того, что государство рассматривает обеспечение со­хранности социалистической собственности как важнейшую функ-

147

 

цию управления и осуществляет эту функцию через систему хо­зяйственных, контролирующих, правоохранительных органов. При этом основная роль отводится аппарату управления всех уровней экономической системы, включая народное хозяйство в целом, отрасли, объединения и предприятия. Ответственность за сохранность государственного и общественного имущества, переданного в оперативное управление предприятий, объединений, возложена на лиц, наделенных организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями.

Изложенное с очевидностью показывает, что и в профилактике преступлений против социалистической собственности роль хозяйственных органов управления должна быть более значимой. Для этого необходимо повысить требования относительно четкости, слаженности работы всех звеньев хозяйственного механизма, со­вершенствования системы информационного обеспечения, использования передовых методов управления. Важно, чтобы в профилактической деятельности задача информационного обеспечения решалась с помощью надлежащего осуществления функций учета и контроля, а также проведения экономического анализа, который создает научно обоснованные предпосылки для принятия решений по таким актуальным вопросам, как усиление режима экономии, снижение материалоемкости продукции, сбережение ценностей, выявление и устранение причин и условий, способствующих преступлениям против социалистической собственности, регулирование системы деятельности управленческого аппарата и др.

При проведении анализа состояния сохранности социалистиче­ской собственности партийными, советскими, правоохранительными органами, кроме информации о преступлениях и лицах, их совершивших, должны быть использованы данные контролирующих и хозяйственных организаций о недостачах, хищениях, порче материальных ценностей, злоупотреблениях имуществом, приписках, непроизводительных расходах, потерях от брака, выпуске недоброкачественной продукции, падеже скота, за которыми нередко скрываются хищения и злоупотребления, а также халатность и пр.

Теми или иными из указанных данных располагают: органы Госарбитража, конторы Госбанка и Стройбанка, статистическое уп­равление, инспекция по качеству товаров и торговли, контрольно-ревизионное управление, лаборатории метрологии и стандартизации, инспекции Госстандарта, бюро товарных экспертиз, управление (министерство) торговли, органы потребкооперации, народного контроля и другие.

Криминологический характер проблем охраны социалистической собственности не означает, что профилактика преступлений против социалистической собственности возможна лишь правовыми средствами. Только при использовании комплекса экономических, организационных, технических, идейно-воспитательных и правовых мер можно рассчитывать на достижение результатов профилактической деятельности. Это означает, что и заниматься

148

 

профилактикой должны под руководством партийных организаций все советские, хозяйственные, контролирующие, правоохранитель­ные органы, общественность.

Таким образом, комплексное предупреждение преступлений против социалистической собственности неотделимо от разработки и реализации следующих основных групп мероприятий:

1. Мероприятия экономического характера. В эту группу вклю­чены меры, направленные на устранение обстоятельств, способ­ствующих преступлениям против социалистической собственности, совершаемым в процессе производства и распределения материальных ценностей, при оплате труда, а также с использованием норм и нормативов расходования сырья и материалов и др.

В частности, рекомендуется специально в профилактических целях более эффективно использовать проводимые партией и пра­вительством мероприятия по совершенствованию хозяйственного механизма, системы планирования и экономического стимулирова­ния, усилению режима экономии и бережливости.

В этом направлении представляется заслуживающим внимания имеющийся опыт использования экономических рычагов, стимулирующих выполнение планов, экономию ресурсов, снижение себестоимости и повышение качества изделий, прежде всего метод подсчета прямых трудозатрат, нормативно-чистой продукции, внедрение хозрасчетных бригад и бригад конечной продукции, а также экономически оправдавший себя механизм безавансовой системы оплаты труда, при котором заработная плата выплачивается за обе половины месяца только на основании нарядов, выданных бригаде, звену или отдельному работнику с определением технологического комплекса работ, сроков и дифференциации премий за качество.

Важное значение для ликвидации дефицита различных видов товаров и связанных с ним злоупотреблений, посягательств на социалистическое имущество будет иметь дальнейшее планирование более быстрого роста производства товаров народного потребления и платных услуг по сравнению с ростом денежных доходов насе­ления.

В рамках ведущегося поиска оптимальных методов планирова­ния представляется целесообразным изучение возможностей пре­дотвращения фактов корректировки планов в сторону занижения и незаконного получения за счет этого премиальных средств и надбавок к зарплате. Эффективным средством профилактики таких деяний может быть выплата надбавок не за сверхплановую про­дукцию, как это делается сейчас, а только за плановую, зависи­мость увеличения размера надбавок от степени напряженности взятых и выполненных плановых заданий, выплата надбавок за сверхплановую продукцию при условии выполнения напряженных планов.

К позитивным результатам в предупреждении хищений неучтенной продукции, создаваемой за счет использования несовер-

149

 

шенных, устаревших либо завышенных норм расхода сырья и ма­териалов, выхода готовой продукции, приведет начатый процесс образования на предприятиях структурных подразделений по разработке обоснованных норм, подчинение этих подразделений вышестоящему звену управления, в частности отделам НОТ министерств, на которые возложены такие функции. Аналогичный результат в предотвращении хищений ценных отходов производства даст умелая организация и осуществляемое внедрение утилизации вторичного сырья, безотходного изготовления продукции на предприятиях легкой, пищевой, лесообрабатывающей и других отра­слей промышленности.

Благоприятные предпосылки для устранения бесхозяйственно­сти и расточительства создает максимальное повышение фондоотдачи, вовлечение в хозяйственный оборот сверхнормативных запа­сов материалов и неустановленного оборудования, периодическое проведение контролирующими органами проверок использования оборудования, наличия излишних запасов ценностей, которые не­редко порождают у руководителей предприятий беспечность, ослабляют в коллективе стремление к экономии и ведут к ненужному росту складских площадей, излишним расходам по хранению, к порче, разбазариванию, потерям промышленного сырья и готовой продукции, вызывая необходимость наказания виновных рублем за причиненный государству ущерб.

В настоящее время компетентными государственными органами принимаются меры к ограничению количества моделей однотипных товаров и изделий, разрабатываемых предприятиями не столько для улучшения их ассортимента и качества, сколько в це­лях удорожания и выполнения плана в рублях. Важно также, чтобы при разработке новых цен учитывались не только затраты труда, необходимость перераспределения национального дохода, сти­мулирования производства, но и все возможные криминологические последствия принимаемых по этим вопросам решений.

Имеется ряд возможностей использования экономических средств предупреждения хищений и других корыстных преступлений, совершаемых лицами, ориентированными на извлечение не­трудовых доходов за счет частнопредпринимательской деятельности. Так, на дальнейшее ограничение сферы деятельности «шабашников», регулирование условий их труда и профилактику преступных посягательств против социалистической собственности окажет положительное влияние порядок, обязывающий лиц, прибывающих для занятия индивидуальным трудом по частным подрядам в ту или иную местность, зарегистрироваться в исполкоме местного Совета народных депутатов для учета трудовых ресурсов хозяйств, в которые они приходят на работу; запрещение руководителям предприятий, организаций, колхозов заключать хозяйственные и иные договоры с лицами, не прошедшими регистрацию.

Весьма эффективными в этом направлении мероприятиями бу­дут: введение налогового обложения индивидуального труда ука-

150

 

занных работников подобно взиманию налогов с кустарей, промысловиков, частнопрактикующих врачей и др.; проведение обязательных проверок качества выполняемой ими работы, соответствия ее стандартам, техническим условиям; объединение частных подрядчиков и создание из их контингента трестов, управлений общественного или кооперативного типа в местностях с большим числом лиц, прибывших на индивидуальные заработки.

Одновременно с этим разработка соответствующими проектными учреждениями типовых проектов и документации на строительство сельскохозяйственных и других объектов, сооружаемых «шабашниками», применительно к разным зонам и регионам страны и их внедрение позволят повысить качество работ, производимых по частным подрядам, упорядочить оплату труда, сократить количество хищений и корыстных злоупотреблений, совершаемых за счет завышенных расценок и тарифов, приписок, невыполнявшихся работ и т.п.

2. Мероприятия организационно-хозяйственного и управленче­ского характера. Данную группу составляют меры, направленные на устранение недостатков в учете, контроле, подборе и расстановке кадров, охране социалистической собственности и пр. Их реализация имеет целью повышение эффективности выявления и преду­преждения хищений на основе более совершенной организации хо­зяйствования и управления, усиления всех видов контроля за со­хранностью государственного и общественного имущества.

Усиление режима экономии и бережливости, улучшение состояния сохранности социалистического имущества может быть обеспечено путем изменения существующих критериев оценки хозяйственной деятельности руководителей и других должностных лиц предприятий, объединений, министерств и ведомств. Положение изменится к лучшему, если их работа будет оцениваться не только по результатам выполнения производственных планов, но и по состоянию сохранности народного достояния.

Наличие на предприятии посягательств против социалистической собственности не повлияет на положительную оценку хозяйственной деятельности руководителя в том случае, когда эти посягательства выявлены по его инициативе. В связи с изложенным важно, чтобы показатели количества вскрытых и предотвращенных по инициативе администрации и общественных организаций фактов разбазаривания имущества, недостач, хищений и их сумм нашли отражение в формах статистической отчетности, специально зработанной ЦСУ СССР с участием правоохранительных органов, для министерств, ведомств, предприятий, хозяйственных организаций.

Следует признать полезной также практику ежегодного заслушивания отчетов руководителей предприятий и организаций на партийно-хозяйственных активах, перед местными партийными, советскими органами и коллективами трудящихся о состоянии рабо-

151

 

ты по борьбе с расточительством, хищениями, бесхозяйственностью.

Необходимость повышения профессиональной ответственности должностных лиц за порученное дело, усиления действенности контроля за сохранностью государственного и общественного имущества требует четкого определения и закрепления в соответствующих актах функциональных прав и обязанностей должностных лиц всех звеньев аппарата управления и хозяйственного механизма, регламентирования их деятельности вплоть до программированного учета операций, контролируемых с помощью электронно-вычислительных машин.

В борьбе с преступлениями против социалистической собствен­ности реальный профилактический эффект, по нашему мнению, дадут следующие мероприятия:

создание межведомственных служб технического контроля, подчиненных органам Госстандарта СССР, вместо заводских ОТК, работники которых зависимы по службе от администрации предприятий и не всегда находят поддержку объективности в работе;

образование в отраслях народного хозяйства и на крупных предприятиях специализированных групп криминологического анализа для проведения ежегодно анализов состояния сохранности го­сударственного или общественного имущества на основе материлов финансово-хозяйственной, производственной, планово-экономической, ревизионной деятельности, а также выяснения и устранения причин и условий, способствующих бесхозяйственности, расточительству и хищениям, выработки путем преодоления выявленных недостатков;

расширение сферы бытовых услуг, их ассортимента, улучшение качества работы предприятий службы быта, приближение услуг непосредственно к заказчику в целях борьбы с частнопредпринимательской деятельностью, связанной с хищениями материалов и деталей; запрещение предприятиям бытового обслуживания сочетать производственные функции с торговыми, так как при осуществлении последних совершается большое число хищений неучтенных изделий, изготовленных без предварительных заказов граждан; передача изделий, выпущенных без предварительных заказов фабрикам и объединениям соответствующего профиля производства, для реализации в дальнейшем через предприятия торговли;

более широкое внедрение в практику работы хозяйственных организаций и особенно предприятий торговли опыта передачи ценностей под коллективную ответственность с целью усиления контроля каждым членом бригады и повышения заинтересованности в сохранности вверенного имущества.

Целям совершенствования профилактики хищений социалистического имущества могут служить меры, направленные на:

активное участие общественности в проведении проверок соблюдения правил торговли, пресечении фактов припрятывания товаров, соз-

152

 

дания искусственного дефицита, продажи их с баз, складов, из подсобных помещений, в проведении рейдов, смотров сохранности имущества, особенно на предприятиях, где совершаются мелкие хищения;

объединение усилий всех контролирующих органов, создание как в центре, так и на местах координационных советов комплексного изучения производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятий и объединений, возложение функций руководства советами на соответствующие комитеты народного контроля, устранение дублирования и не вызываемого необходимостью отвлечения людей от работы;

установление строгого контроля за доходами, обязывающего лиц, приобретающих дорогостоящие вещи и предметы роскоши (например, автомашины, дачи, импортные мебельные гарнитуры и т.д), указать источники и размеры доходов;

создание самостоятельного специализированного подразделения ревизионного аппарата, предназначенного только для проведения ревизий по требованию следственных и других правоохранительных органов, ревизий, как правило, не терпящих отлагательств, либо возложение обязанностей производства таких ревизий на действующие бюро судебно-бухгалтерской экспертизы либо на контрольно-ревизионное управление Министерства финансов СССР и его подразделения на местах; при том же условии не расши­рения штатов.

3. Мероприятия технического характера. В эту группу включены меры, направленные на устранение обстоятельств, способствую­щих преступлениям против социалистической собственности, со­вершаемым с использованием техники, механизации и автоматизации процессов определения количественных и качественных показателей состояния имущества, организации его охраны, учета, различных материалов, использованных для подделок, и пр.

В частности, при проектировании строительства предприятий и их реконструкции, при утверждении типовых проектов сооружений представляется заслуживающим внимания установление порядка, предусматривающего создание технических средств обеспечения сохранности материальных ценностей и контроля за их дви­жением, согласование проектов с органами, призванными осуществлять функции обеспечения охраны государственного и общественного имущества (ОБХСС, научно-техническими службами МВД, органами вневедомственной охраны).

Вероятно, полезными были бы такие меры, как:

регулярное проведение проверок состояния охраны ценностей, при необходимости организация дозорной службы, устройство оград, освещения, взятие объектов под охранную сигнализацию, обеспечение складов, баз и других мест хранения материальных ценностей контролирующими техническими устройствами и приспособлениями, механизация погрузочно-разгрузочных работ на крупных складах и базах, приводящая, наряду с другими преимуще-

153

 

ствами, к уменьшению числа лиц, соприкасающихся по работе с материальными ценностями и могущих расхищать их;

организация контрольно-экспериментальных проверок работы технологических линий, машин и оборудования с целью установления действительных размеров брака, отходов производства и обо­снованности списаний в случаях обнаружения фактов перерасхода сырья, сверхнормативных списаний в брак полуфабрикатов и готовой продукции; создание в действующих отраслевых автоматизированных системах управления подсистемы учета и контроля;

основанная на современных достижениях науки и техники раз­работка и внедрение комплекса технических средств автоматического контроля за соблюдением условий хранения, движения мате­риальных ценностей, дублирования производимых должностным (материально-ответственным) лицом операций с имуществом для предупреждения халатности и злоупотреблений, допускаемых на складах, базах, хранилищах; внедрение во все магазины весов, автоматически суммирующих стоимость товаров, в целях предотвращения хищений и злоупотреблений, связанных с обманом покупателей;

совершенствование имеющихся либо разработка новых типовых форм денежных и других документов, в которых фиксируется движение материальных ценностей (нарядов, накладных, ведомостей и пр.) с целью их защиты от подделки; совершенствование мате­риалов, из которых изготавливаются документы: бумаги, чернил, красок, пишущих приборов, внедрение новых способов заполнения документов, препятствующих совершению подлогов и иных злоупотреблений по делам о преступлениях против социалистической собственности.

4. Мероприятия идейно-воспитательного характера. Данную группу составляют мероприятия, направленные на устранение не­достатков, влияющих на формирование неправильного отношения к социалистической собственности, беспечности, корыстно-потребительских взглядов личности, ориентации на извлечение нетрудовых доходов, игнорирование принципа распределения по труду, совершение хищений и злоупотреблений.

В качестве такого рода обстоятельств могут выступать и недостатки воспитательной работы в трудовом коллективе, и обстановка бесхозяйственности, безответственности за расточительство, бюрократизм, халатность и хищения, а также вредное воздействие ближайшего окружения личности в семье и быту. Их устранению способствуют следующие, уже внедряемые в практику мероприятия:

построение и проведение всех форм массово-политической и индивидуальной работы в трудовых и учебных коллективах с учетом важности воспитания коммунистического отношения к социалистической собственности, формирования бережливости, непримиримости к хищениям и лицам, их совершившим;

премирование рабочих и служащих в зависимости от состояния

154

 

сохранности социалистической собственности на участках, где они работают; включение состояния сохранности государственного и общественного имущества в производственные планы, коллективные договоры и социалистические обязательства, учет их при подведении итогов социалистического соревнования и работы в целом;

поощрение добросовестных работников, отличившихся в деле охраны социалистической собственности от преступных посяга­тельств, предотвращения материального ущерба, пресечения бесхо­зяйственности, халатности, злоупотреблений с имуществом;

включение в планы социального развития коллективов мероприятий по воспитанию бережливости, улучшению учета и ревизионного контроля;

широкое освещение с помощью средств массовой информации (печати, радио, телевидения) достижений коллективов не только в производстве продукции, но и сбережении ее; информирование граждан о фактах преступлений против социалистической собственности и борьбе с ними с одновременным вскрытием моральных корней падения того или иного лица, вставшего на антиобще­ственный путь, причин и условий, способствовавших совершению преступных действий; запрещение освещать факты, по которым не было принято надлежащих мер реагирования к виновным, во избежание возможной дезориентации граждан и общественного мнения;

практика регулярных выступлений по вопросам обеспечения сохранности социалистической собственности ответственных работников советских, правоохранительных, контролирующих органов в коллективах и по месту жительства, в печати, по радио и телеви­дению;

активное использование соответствующими профсоюзными организациями социалистического соревнования как важного средства воспитания людей, укрепления дисциплины, бережного отношения к материальным ценностям; повышение действенности социалистического соревнования за коммунистическое отношение к труду и социалистической собственности.

5. Мероприятия организационно-правового характера. В эту группу включены мероприятия, направленные на устранение недо­статков правового регулирования вопросов сохранности социалистической собственности, борьбы с хищениями и должностными преступлениями. Важными из них в указанном отношении являются следующие:

разработка и принятие специального закона о профилактике с закреплением в нем обязанностей руководителей и других должностных лиц предупреждать преступления, совершаемые против со­циалистической собственности. На наш взгляд, возложение обязанности предупреждения на руководителей предприятий, объеди­нений, министерств и ведомств явится стимулом развития новых форм и методов профилактической работы, приведет к необходимости создания на предприятиях и в вышестоящих звеньях групп

155

 

и иных подразделений криминологического анализа, которые бу­дут заниматься изучением причин и условий, способствующих по­сягательствам на имущество, и разрабатывать меры по их устранению непосредственно в коллективах. Кроме того, это обяжет все хозяйственные министерства, в ведении которых имеются научно-исследовательские учреждения, планировать тематику, связанную с усилением режима экономии и бережливости, закрытием каналов для хищений, злоупотреблений, предупреждением халатности;

повышение уровня координации профилактической деятельности общественных формирований в коллективах трудящихся между собой и усиление их взаимодействия с правоохранительными органами;

организация учебы руководителей предприятий, учреждений, организаций и работников контрольно-ревизионных органов по вопросам методики профилактической работы и выявления преступлений, совершаемых против социалистической собственности; внедрение методов экономического анализа в производственно-хо­зяйственной и финансовой деятельности предприятий в практику работы контрольно-ревизионных, контролирующих и правоохранительных органов;

повышение эффективности общенадзорных проверок за счет использования криминалистических знаний в работе прокурора по общему надзору, особенно в тех случаях, когда имеются сигналы о фактах бесхозяйственности, хищений и злоупотреблений должностных лиц, попустительствующих расхитителям.

Таков далеко не полный перечень мер предупреждения, которые разбиты по содержательному признаку на пять групп или направлений. Однако вполне возможно и другое деление, в частности по субъектам профилактики, правомочным решать те или иные вопросы.

 

Глава восьмая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: