Рабочая программа по литературе

№ п/п Разделы Комментарии
1

Пояснительная записка

1.1 Цели обучения Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе (11 класс) автор Чертов В.Ф. В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровень. В 2-х ч, М.: Просвещение, 2019. Программой отводится на изучение русского языка 102 часа (3 раза в неделю).              Изучение литературы в 11 классе направлено на достижение следующих целей: - воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - развитиепредставлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно – творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоениетекстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко – литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего   представления об историко – литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно – художественных стилей; совершенствование уменийанализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно – сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
2 Общая характеристика учебного предмета Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры, коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Курс литературы в 11 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно- тематического принципов. В программу включены произведения литературы XIX века, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности.   В результате обучения по данной программе учащиеся повышают информационную, коммуникативную, деятельностную, культуроведческую, социальную компетентности.   Компетентностный подход – рубрика «Вопросы и задания» (межпредметные и внутрипредметные связи: литература, музыка, ИЗО, история, русский язык); рубрика «В мире художественного слова» (ИВС, интеграция с русским языком, работа с источниками, культура речи).   Системно-деятельностный подход – рубрика «Вопросы и задания» – развитие речи: урок-диалог, урок-экскурсия и т.д.   Рекомендуется использовать различные формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные.   Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры происходят как через отбор литературных произведений в соответствии с возрастом и уровнем читательских интересов учащихся, так и через предложенную систему вопросов по выявлению первичного восприятия текстов, словесных и литературных игр, обращенных к языковому чутью школьников. Богатый методический и теоретический материал дан в системе разнообразных рубрик, позволяющих подойти к процессу обучения дифференцированно, с учетом возможностей и интересов конкретного ученика.   Работа над адекватным восприятием художественного текста организуется при помощи таких традиционных приемов, как составление плана, пересказ текста. Особое место в учебнике и в предполагаемых уроках отводится освоению теоретико-литературных понятий, дающих возможность эстететического восприятия и эстетической характеристики изученного произведения. Наиболее важным здесь представляется не акт выучивания (зазубривания) определения понятия, а накопление определенного эстетического опыта, который естественным образом приведет учащихся к пониманию значения термина и роли понятия в художественной структуре произведения и в художественном мире автора. В учебнике использованы основные способы обеспечения преемственности ступеней образования. Содержание первой части учебника ориентировано на адаптацию пятиклассников к обучению в основной школе. Многие произведения знакомы учащимся по курсу начальной школы, однако подходы к их анализу существенно отличаются, что дает возможность школьникам по-другому взглянуть на знакомый текст. Система предложенных в учебнике заданий может дать эффект лишь при условии отсутствия прямой назидательности. Преподаватель и ученик должны чувствовать себя свободными. При этом сохраняются невидимые, но жесткие рамки интерпретации, установленные текстом и автором. Педагогическая ситуация, при которой ученики воспринимают учебный процесс как равноправное сотрудничество с учителем, создается, когда педагог через систему вопросов и заданий позволяет им прийти к собственным «открытиям». При этом важнейшую роль играет постижение ими эстетической ценности произведения и его нравственных аспектов.    Учебник-хрестоматия включает также справочный материал, как распределяемый по всему учебнику в виде пристраничных сносок, комментариев и т.д., так и концентрируемый в конце второй части в особом «Справочном разделе», состоящем из трех подразделов: «Советуем прочитать», «Места рождения и детских лет писателей», «Краткий словарь литературоведческих терминов». При работе с биографическим материалом прежде всего следует стремиться воссоздать образ писателя и образ его малой родины. При изучении конкретного произведения важно сначала «отделить», а затем «соединить» понятия темы и художественной идеи. Какой бы анализ текста ни производил учитель, какую бы характеристику текста ни выполняли дети (комплексную, целостную и проч.), следует всегда помнить мысль Г.А. Гуковского о том, что художественная идея произведения может быть понята только тогда, когда читатель поймет место и роль наибольшего числа компонентов текста. Иными словами, идея художественного произведения — это всегда сумма составляющих: темы, системы образов, композиции, сюжета, фабулы и художественно-выразительных средств. Исходя из этого в содержание самого учебника включены задания и упражнения, позволяющие характеризовать образ героя в единстве с развитием сюжета, своеобразием композиции и языковой художественной системой. Важнейшим фактором формирования читателя является развитие возможностей ученика, направленных на понимание и характеристику текста. Приемы понимания текста в учебнике представлены в системе дифференцированных заданий к художественным произведениям, позволяющих каждому ребенку осваивать знания в соответствии с индивидуальными возможностями. Для того чтобы реализовать идею личностно-ориентированного образования, необходимо знать уровень развития каждого учащегося, его интересы. Так, один учащийся тяготеет к логическому уровню, другой – к репродуктивному, третий – к образному и т.д. Между данными уровнями развития лежит целая гамма пограничных состояний. Наличие их позволяет понять, как вести школьника от одного уровня восприятия к другому и возможно ли это движение. Для этой цели в учебнике представлен целый ряд тестов, роль которых многообразна: они выполняют и контрольно-обучающие функции, и развивающие и часто могут являться основой для исследований целого ряда явлений. Возможно и использование других тестовых заданий, разработанных психологами и представленных в многочисленных изданиях. Однако при этом не следует забывать, что учащиеся не всегда лояльно относятся к «открытому» тестированию. Срабатывает естественная система защиты. Поэтому мы предлагаем так называемые «скрытые» тесты: ученик выполняет определенное задание, не подозревая при этом, что он дает учителю основательный материал для изучения личности.
3 Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане Календарно-тематическое планирование рассчитано на изучение литературы на общеобразовательном уровне в объёме 102 часа (3 часа в неделю) и составлено на основе программы по литературе (11 класс), автор Чертов В.Ф.
4 Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык» Личностные результаты: · воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и на­стоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; · формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; · формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; · освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; · развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; · формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; · формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; · осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; · развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты: · умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; ·  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; · умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; · умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; · владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; · умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; · умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; · смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; · умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; · формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Предметные результаты: · понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей и поэтов XX вв., зарубежной литературы I и II половин ХХ века; · понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных вних вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; · умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений; · определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; · приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; · формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; · умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения; · понимание авторской позиции и свое отношение к ней; · восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; · умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог; · написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; · понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; · понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
5 Содержание учебного предмета «Русский язык» Входная контрольная работа. (1ч.)   Введение (2 ч.)Особенности литературного процесса рубежа веков. Художественный мир русской литературы 20 века. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (5ч) Дж. Б. ШОУ Слово о писателе. Пьеса «Пигмалион». Современная интерпретация мифа о Пигмалионе. Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей. Чеховские традиции в творчестве Шоу. Теория литературы. Интеллектуальная драма. Ирония. Эпическое начало в драматургии. Г. АПОЛЛИНЕР Слово о поэте.Стихотворения «Мост Мирабо», «Прощание». Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Г. Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Эксперименты в области стихотворной формы. Теория литературы. Новаторство в области поэтической формы. Поэтический эксперимент. Ф. КАФКА.Слово о писателе. Новелла «Превращение». Концепция мира и человека. Биографическая основа и литературные источники сюжета. Особенности повествования. Использование фантастических, гротескных изобразительных форм. Своеобразие стиля Кафки. Теория литературы. Модернизм. Гротеск. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА Русская литература конца XIX — начала XX века в контексте мировой культуры. Философские и эстетические искания эпохи. Реализм и модернизм как доминанты литературного процесса. Серебряный век русской поэзии. Многообразие творческих индивидуальностей. Поиски и эксперименты, художественные открытия. Литературные манифесты и художественная практика. Особенности литературной жизни. Исторические события (Первая мировая война, революции в России) и их влияние на литературу. Русская литература первой половины ХХ века (73ч). «РУССКИЙ СИМВОЛИЗМ» Д. С. Мережковский «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (фрагменты).  Ф. К. Сологуб «Свет и тени».  В. Я. Брюсов «Юному поэту», «Я люблю».  К. Д. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...». А. Белый «Петербург» (главы «Я гублю без возврата», «Невский проспект»). Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Тема поэта и поэзии. Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок). Символизм как ведущее течение русского модернизма. А. А. БЛОК.Жизнь и творчество. Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Фабрика», «Вхожу я в темные храмы...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «О, я хочу безумно жить...», «Скифы». Собрание стихотворений Блока как «трилогия вочеловечения». Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема России и ее исторического пути в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция. Особенности стиля Блока. Блок и русская поэзия XX века. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Система образов. Развитие образа двенадцати. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Проблема художественного метода Блока. Теория литературы. Поэма. Лирический цикл. Лирический герой. Символ. И. А. БУНИН.Жизнь и творчество.Стихотворения «Вечер», «Последний шмель», «Седое небо надо мной...».Философичность и тонкий лиризм поэзии Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина. Реалистические традиции. Рассказы «Холодная осень», «Господин из Сан-Франциско», Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе «Антоновские яблоки». Исследование национального характера. «Вечные» темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Соотношение текста и подтекста. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие стиля Бунина. Теория литературы. Аллюзия. Реалистическая символика. Целостный анализ лирического стихотворения. Письменный ответ на вопрос об особенностях психологизма в одном из рассказов писателя. Сочинение по творчеству И. А. Бунина. М. ГОРЬКИЙ.Жизнь и творчество. Рассказ «Старуха Изергиль».Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Особенности стиля. Горький и русская литература XX века. Пьеса «На дне». Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Лука и Сатин, философский спор о человеке. Проблема счастья в пьесе. Особенности композиции пьесы. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка. Теория литературы. Романтическое и реалистическое в художественном мире писателя. Исторический, биографический, литературный контекст творчества писателя. Традиция и новаторство. Развитие речи. Подготовка сообщений о биографии писателя. Подбор фрагментов воспоминаний о писателе. Составление вопросов к дискуссии о правде и лжи, цитатная подборка по теме. Аннотирование новейших публикаций, посвященных биографии и творчеству писателя. Сочинение по творчеству М. Горького. А. И. КУПРИН.Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Гранатовый браслет». Своеобразие сюжета рассказа. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в рассказе. Мотив пробуждения души. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в рассказе. Смысл финала. Традиции русской классической литературы в прозе Куприна. Теория литературы. Психологизм. Эпиграф. Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о заглавном образе рассказа. Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении А. И. Куприна. Е. И. ЗАМЯТИН.Жизнь и творчество (обзор). Роман «Мы». История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие. Проблематика и система образов, центральный конфликт романа. Особенности композиции. Характер повествования. Символические образы. Смысл финала. Своеобразие языка романа. Жанр антиутопии в мировой и русской литературе. Теория литературы. Антиутопия. Развитие речи. Сообщения об утопии и антиутопии в мировой и русской литературе. В. В. Набоков.«Слово». Творческий путь В. В. Набокова (обзор с привлечением произведений автора) Рассказ «Слово» - начало бездорожья героев Набокова. И. С. Шмелев. «Лето Господне» (фрагменты). Этапы жизни и творчества писателя. Национально-историческая проблематика произведений. Тема России в творчестве. «Цитаты и реминисценции в литературном произведении»(практикум). Систематизация сведений о цитатах и реминисценциях как самых распространенных формах интертекстуальности. Художественные функции цитат и реминисценций. Проблема художественных взаимодействий и своеобразных диалогических отношений между текстами. Постижение скрытых смыслов как одна из основных задач анализа интертекстуальных связей литературного произведения (на примере ранее изученных произведений). «ПОЭЗИЯ АКМЕИЗМА» Н. С. Гумилев. Ранняя и зрелая лирика. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилёва на русскую поэзию XX в. Понятия «лирический герой-маска», «неоромантизм». Стихотворения «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». О. Э. Мандельштам «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...». Полемика с символизмом. Литературные манифесты акмеистов. Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника. «Цех поэтов» (Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, В. И. Нарбут, М. А. Зенкевич). Неоромантические тенденции в поэзии Гумилева. Лирический герой. Особенности эволюции художественного метода Гумилева. Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. Теория литературы. Литературная полемика. Литературный манифест. Акмеизм. Развитие речи. Сообщение о биографии поэта (по выбору). Письменный анализ стихотворения в заданном аспекте. А. А. АХМАТОВА. Жизнь и творчество. Стихотворения «Песня последней встречи», «Смятение», «Я научилась просто, мудро жить...», «Муза ушла по дороге...», «Под крышей промерзшей пустого жилья...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Мне ни к чему одические рати...», «Родная земля». Ахматова и акмеизм. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Психологизм ахматовской лирики. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Пушкинские традиции. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой. Поэма «Реквием». Историческая основа, история создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и общенародного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога. Художественная функция аллюзий и реминисценций. Теория литературы. Лирический цикл. Традиция. Аллюзия. Реминисценция. Дольник. Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотворений. Целостный анализ лирического произведения. Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой. Зачёт за 1 полугодие по теме «Литература на рубеже веков». (1ч) «ФУТУРИЗМ» И. Северянин.«Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава». В. В. Хлебников.«Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще раз, еще раз...». Манифесты футуризма «Пощечина общественному вкусу», «Слово как таковое». Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы русских футуристов: «Гилея» (кубофутуристы В. В. Маяковский, В. Хлебников, братья Д. и Н. Бурлюки и др.), эгофутуристы (И. Северянин, Г. В. Иванов и др.), «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев и др.), «Центрифуга» (С. П. Бобров, Б. Л. Пастернак и др.). Особенности поэтического языка, словотворчество в лирике И. Северянина и В. Хлебникова. Теория литературы. Литературные манифесты. Футуризм. Формальные эксперименты. Словотворчество. Развитие речи. Цитатная подборка из манифестов и поэтических произведений футуристов для устной характеристики их художественного мира. Анализ стихотворения в заданном аспекте. В. В. МАЯКОВСКИЙ.Жизнь и творчество.Стихотворения «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Ода революции», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковлевой». Маяковский и футуризм. Лирический герой. Дух бунтарства, вызов миру обывателей, элементы эпатажа в ранней лирике. Мотив одиночества поэта. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в раннем и позднем творчестве Маяковского. Жанровое и стилевое своеобразие лирики Маяковского. Теория литературы. Художественный мир. Поэтическое новаторство. Словотворчество. Тоническое стихосложение. Акцентный стих. Развитие речи. Доклады о биографии и творчестве В. В. Маяковского на основе справочной, мемуарной, научной литературы и материалов, размещенных в Интернете. Тезисы ответа на вопрос о соотношении традиционного и новаторского в ранней и поздней лирике поэта. Подбор цитат к сочинению, посвященному анализу одной из глав поэмы «Облако в штанах». Сочинение по творчеству В. В. Маяковского. C. А. ЕСЕНИН.Жизнь и творчество.Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Я покинул родимый дом...», «Сорокоуст», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу...», «Собаке Качалова», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Русь Советская». Традиции русского фольклора и классической литературы в лирике Есенина. Есенин и новокрестьянские поэты. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Особенности есенинского восприятия и изображения природы. Образ русской деревни в ранней и поздней лирике. Антитеза «город — деревня». «Сквозные» образы лирики Есенина. Жизнеутверждающее начало и трагический пафос поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Сложность характера и психологического состояния лирического героя. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. Теория литературы. Лирический герой. Антитеза. Цветопись. Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о природных образах в есенинской поэзии. Целостный анализ лирического произведения. Реферат об особенностях стиля поэта. Сочинение по творчеству С. А. Есенина. М. И. ЦВЕТАЕВА.Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Идешь, на меня похожий...», «Роландов Рог».  Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие цветаевского поэтического стиля. Теория литературы. Стиль. Поэтический синтаксис. Развитие речи. Анализ лирического стихотворения в заданном аспекте. Б.Л. ПАСТЕРНАК.Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Снег идет», «Гефсиманский сад», «Быть знаменитым некрасиво...». Поэтическая эволюция Пастернака как движение к «немыслимой простоте» поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство как ответственность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем эпического и лирического начал. Система образов романа. Образ Юрия Живаго. Женские образы. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа. Традиции русской и мировой классической литературы в творчестве Пастернака. Теория литературы. Лирический герой. Поэтика. Эпическое и лирическое. Стихотворный цикл. Творческий практикум «Имя собственное в литературном произведении». Обобщение сведений о художественной функции имени собственного в литературном произведении. Антропонимы и топонимы. Имя собственное в заглавии произведения. Имя и фамилия персонажа как своеобразный ключ к подтексту, средство актуализации интертекстуальных связей произведения, постижения скрытых смыслов. Подготовка сообщений о роли имен собственных в ранее изученных произведениях. М. А. БУЛГАКОВ.Жизнь и творчество.Роман «Мастер и Маргарита».История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Прием «роман в романе». Роль эпиграфа. Притчевая основа романа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Образ Левия Матвея и тема ученичества. Образ Иуды и проблема предательства. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Тема любви. Образ Маргариты. Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера. Смысл финальной главы романа. Теория литературы. Композиция. Фантастика. Художественный метод. Развитие речи. Сообщение о проблематике романа и особенностях стиля писателя. Тезисный план сочинения о соотношении конкретно-исторического и вневременного в романе. Сочинение по творчеству М. А. Булгакова. А. П. ПЛАТОНОВ. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован».Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира. Идея «общей жизни» как основа сюжета повести. Конкретно-исторический и условно-символический планы в произведении. Герои Платонова. Тема детства и тема смерти в повести. Символический образ котлована. Самобытность стиля писателя. Теория литературы. Утопия и антиутопия. Символ. Стиль. Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об индивидуальном стиле А. П. Платонова. М. А. ШОЛОХОВ.Жизнь и творчество.Роман «Тихий Дон».История создания романа. Широта эпического повествования. Авторская позиция. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение Гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Путь Григория Мелехова как поиск правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Роль народных песен. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Традиции классической литературы XIX века в романе. Теория литературы. Трагическое и комическое. Роман-эпопея. Эпиграф. Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об историческом контексте творчества писателя. Характеристика особенностей стиля писателя. Анализ документализма как одной из стилевых доминант в романе. Анализ эпизода. Аннотирование новейших публикаций, посвященных биографии и творчеству писателя. «ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА» (2ч) Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи». У. Эко  «Имя розы». Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины XX века. Развитие реалистических традиций. Философская, социальная и нравственная проблематика. Проблемы отчужденности, самопознания, нравственного выбора. Обращение писателей к парадоксам бытия. Взаимодействие реального и фантастического, современности и мифа. Теория литературы. Миф в литературном произведении. Развитие речи. Доклад об одном из зарубежных писателей — лауреатов Нобелевской премии в области литературы. Русская литература второй половины ХХ века (18ч). А.Т.ТВАРДОВСКИЙ.Жизнь и творчество (обзор).  Стихотворения «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем», «В чем хочешь человечество вини...».  Фольклорные и литературные традиции в поэзии Твардовского. Темы, образы и мотивы лирики. Исповедальный характер поздней лирики. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Историческая тема и тема памяти. Теория литературы. Лирический герой. Исповедь. Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Целостный анализ лирического стихотворения. Сообщения о творчестве А. Т. Твардовского. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе (обзор) (4ч). К. Воробьев«Убиты под Москвой»; Б. Васильев«А зори здесь тихие…»; Б.Л.Богомолов«Момент истины (В августе сорок четвёртого…). Изображение событий военного времени в произведениях писателей и поэтов, участников Великой Отечественной войны. Лирика и публицистика военных лет. Своеобразие «лейтенантской» прозы. Художественное исследование психологии человека в условиях войны. Документальная проза о войне. Военная тема в литературе русской эмиграции. Теория литературы. Документализм. Развитие речи. Письменный ответ об особенностях изображения реального исторического события в одном из эпических произведений о Великой Отечественной войне. В. М. ШУКШИН.Жизнь и творчество (обзор).  Рассказы «Крепкий мужик». Изображение народного характера и народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина. Теория литературы. Рассказ. Повествователь. Развитие речи. Целостный анализ одного из рассказов В. М. Шукшина. А. И. СОЛЖЕНИЦЫН.Жизнь и творчество (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи. Теория литературы. Повесть. Повествователь. Развитие речи. План устного ответа на вопрос о значении исторического и биографического контекста для понимания идейного содержания произведения. Творческий практикум: сопоставительный анализ рассказов. Нравственная проблематика русской прозы второй половины ХХ века (4ч.) И. А. БРОДСКИЙ.Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения «Воротишься на родину. Ну что ж...», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»). Лирический герой, своеобразие поэтического мышления и стиля Бродского. Оригинальная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Жанровое своеобразие лирических стихотворений. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселенном пространстве». Бродский и постмодернизм. Теория литературы. Лирический герой. Развитие речи. Письменная работа о сочетании традиционного и новаторского в поэзии И. А. Бродского. В.Т. Шаламов.Жизнь и творчество В. Т. Шаламова (обзор) «Колымские рассказы» В. Т. Шаламова. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Анализ рассказов «Одиночный замер». В.П. Астафьев.Творящая сила памяти В. Астафьева. «Царь-рыба» - горизонты «натурфилософской прозы». В.Г. Распутин.Проблематика повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой» и ее связь с традицией русской классической прозы. Традиции и новаторство в русской поэзии второй половины ХХ века (4ч). Н.М. Рубцов.Своеобразие художественного мира Н. Рубцова (обзор) Аналитическое чтение стихотворений Е. А. Евтушенко«Со мною вот что происходит...». Б. А. Ахмадулина  «По улице моей который год...». А. А. Вознесенский«Ностальгия по настоящему». Зачёт за курс 11 класс «Русская литература ХХ века».
6 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности Список литературы для учителя: 1. Алиева,Л.Ю. Тесты по литературе. Подготовка к экзамену. Контроль. Самооценка/Л.Ю.Алиева, Т.В.Торкунова. – М.: Айрис-Пресс, 2003. 2. Амитиров Г.Е. Изучение поэтов в школе. – М., 1962. 3. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики. – М., 1997. 4. Методика преподавания литературы / Под ред. О.Ю. Богдановой и В.Г. Маранцмана. М., 1995. 5. Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы: учебно-метод. Пособие для учителя/И.М. Михайлова.-М.: Дрофа, 2002. 6. Чертов В.Ф., Л.А.Трубина. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровень. В 2-х ч, М.: Просвещение, 2019. 7. Чертов В.Ф. Программы образовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый и профильный уровни). М.: Просвещение, 2018. 8. Я иду на урок литературы: 11 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000. Список литературы для учащихся:
  1. Есин А.Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учеб. Пособие/А.Б.Есин. – М.: Флинта: Наука, - 2007.
  2. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. – Ростов-на-Дону/ Феникс, 2007.
  3. Русская литература: большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы.-М.:Дрофа, 1998.
  4. В.Ф.Чертов, Л.А.Трубина. Литература. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровень. В 2-х ч, М.: Просвещение, 2019.
 
7 Планируемые результаты изучения учебного предмета Выпускник научится: - владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; - владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; - владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; - адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; - участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; - создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; - анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; - использовать знание алфавита при поиске информации; - различать значимые и незначимые единицы языка; - опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; - использовать орфографические словари. Выпускник получит возможность научиться: - анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; - оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; - опознавать различные выразительные средства языка; - писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; - участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; - характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; - использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.  

 

Таблица 3

п.п.

Название разделов, количество часов.

Темы уроков

Основные понятия к разделу

Требования к уровню подготовки обучающихся по разделу.

Примечание

1. Входная контрольная работа     Контроль знаний  
2. Введение (2 ч.) Особенности литературного процесса рубежа веков. Художественный мир русской литературы 20 века.     Литературный процесс, традиции и новаторство. Литературный процесс, реализм, модернизм. Реализм и модернизм. Конфликт человека и эпохи. Советская литература и литература русской эмиграции. Проблема «художник и власть». Умение различать данные литературные направления и исторические предпосылки их возникновения. Подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности, выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы. Лекция с элементами беседы.  
3. Зарубежная литература первой половины ХХ века. (5ч) Д. Б. Шоу (2ч). Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Обзор творчества Д.Б. Шоу. Закрепить навыки самостоятельной работы в группах и умение аналитического чтения текста. Лекция с элементами беседы.  
4. Духовно-нравственные проблемы пьесы «Пигмалион». Современная интерпретация мифа о Пигмалионе. Своеобразие конфликта в пьесе.   урок изучения произведения  
5. Г. Аполлинер(1ч). Жизненный и творческий путь. Стихотворения «Мост Мирабо», «Прощание». Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии автора. Новаторство в области поэтической формы. Поэтический эксперимент.

Закрепить навыки анализа поэтического текста.

Лекция с элементами практики.  

6-7.

Ф. Кафка (2ч). Слово о писателе.

Новелла «Превращение».

Концепция мира и человека. Биографическая основа и литературные источники сюжета.

 

Использование фантастических, гротескных изобразительных форм. Своеобразие стиля Кафки.

Модернизм. Гротеск.

урок изучения произведения

Закрепить навыки анализа художественного произведения.
8. Русская литература первой половины ХХ века (73ч). Серебряный век русской поэзии (1 ч.).Семинар на тему «Поэтические индивидуальности серебряного века».     Семинар  
9-11. Русский символизм. (3ч). Символисты. Д.С. Мережковский, Ф.К. Сологуб, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А. Белый Символизм, акмеизм, футуризм. Закрепит навыки анализа поэтического текста. Лекция с элементами практики.  
12-13. А. Блок (7 ч.)Жизненный путь и художественный мир А.А. Блока. Блок и символизм. «Стихи о прекрасной даме». «Вхожу я в тёмные храмы…», «Я отрок, зажигаю свечи…».

Символ, «двоемирие», мир стихий, поэма, средства художественной выразительности.

Составлять план, тезисы, конспект, сопоставлять литературные произведения, использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысль.

Лекция с элементами практики + урок изучения произведения (анализ лирического произведения)

 
14. Лирика второго тома. Мир стихий в лирике Блока: стихии природы, любви, искусства. «Незнакомка», «О весна без конца и без краю…»  
15. «Страшный мир» в поэзии Блока. Мотив безысходности. «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане».  
16. Россия в лирике Блока. «Река раскинулась, течёт, грустит лениво…»(из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге».  
17. Блок и революция. Поэма «Двенадцать».  
18. Семинар на тему «В спорах о «Двенадцати» Блока».     Семинар
19. И.А. Бунин (5 ч.)Жизненный и творческий путь. Поэзия И.А. Бунина. Стихотворения «Седое небо надо мной…», «Вечер», «Последний шмель».Философичность и тонкий лиризм поэзии Бунина. Импрессионизм, ностальгический реализм.   Закрепить навыки анализа художественного произведения. Лекция с элементами практики. урок изучения произведения
20-21. И.А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Сюжетная организация рассказа. Предметно-временная организация. Предметная детализация, ритмическая и звуковая организация рассказа. Бунинская концепция мира и человека. Детализация, концепция, психологизм, «монтажная» композиция. Сравнивать, сопоставлять, классифицировать, соотносить художественную литературу с общественной жизнь и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений.   урок изучения произведения
22-23. Цикл «Тёмные аллеи». Любовь в прозе И. Бунина. Сюжетная формула рассказов, входящих в цикл. Рассказ «Холодная осень». История создания. Особенность временной организации. Глубина и выразительность прорисовки характеров. Своеобразие бунинского психологизма. Домашнее сочинение на тему «Отличительные особенности бунинской прозы» (произведение по выбору учащихся). Психологизм, характер героя.   урок изучения произведения
24. М. Горький (4 ч.)Жизненный и творческий путь М. Горького (обзор творчества). «Старуха Изергиль» - романтическая рассказ-легенда. Романтизм, сюжетное обрамление. Умение видеть признаки романтизма в прозе М.Горького и закрепить навыки анализа художественного произведения. Лекция с элементами практики.
25-26. М. Горький. Драма «На дне» - вечный диалог-спор о нравственном восхождении человека. Социальный и любовный конфликт в пьесе «На дне». Философская проблематика: проблема веры, два понимания правды в пьесе. Система персонажей. Новаторство Горького-драматурга. Социально-философская драма, центробежная композиция, конфликт, новаторство. Закрепить навыки самостоятельной работы в группах и умение аналитического чтения текста. урок изучения произведения  
27. Семинар на тему «Правда, ложь, вера и Человек в спорах героев».     Семинар
  Русская реалистическая проза первой половины ХХ века (9ч).      
28-29. А.И. Куприн (2 ч.)Жизненный и творческий путь А.И. Куприна. Повесть «Гранатовый браслет». Своеобразие художественной манеры Куприна. Предметная деталь, сюжетная «подсказка» («зерно сюжета). Искать и выполнять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, выделять характерные причинно-следственные связи, выявлять авторскую позицию, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению. Лекция с элементами практики.
30-31. Е.И. Замятин (2ч).Жизнь и творчество. Роман «Мы». История создания и публикации романа. Жанр антиутопии в мировой и русской литературе. Антиутопия. Закрепить навыки самостоятельной работы в группах и умение аналитического чтения текста. Лекция с элементами беседы.
32-33. И.С. Шмелев (2ч.). Этапы жизни и творчества писателя. Национально-историческая проблематика произведений. Тема России в творчестве. Психологизм, внутренний мир героя, характер героя.   урок изучения произведения  
34-35. В.В. Набоков (2 ч.) Творческий путь В. В. Набокова (обзор с привлечением произведений автора) Рассказ «Слово» - начало бездорожья героев Набокова.     Урок – конференция  
36. Р/р Творческий практикум «Цитаты и реминисценции в литературном произведении».   Систематизация сведений о цитатах и реминисценциях как самых распространенных формах интертекстуальности. Художественные функции цитат и реминисценций. Проблема художественных взаимодействий и своеобразных диалогических отношений между текстами.  
37-38. Поэзия акмеизма (11ч.) Н.С. Гумилёв (2ч.)Судьба и творчество Н. С. Гумилёва. Ранняя и зрелая лирика. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилёва на русскую поэзию XX в. Понятия «лирический герой-маска», «неоромантизм». Стихотворения «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира, идея поэта-ремесленника, декларация о разрыве традиций, звуковые и графические эксперименты футуристов, фантазия автора как сущность поэтического творчества.

Искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, выделять характерные причинно-следственные связи; подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности; соотносить произведения с литературным направлением эпохи…

Лекция с элементами практики.

39-40. О. Э. Мандельштам (2ч.) Жизнь, творчество, судьба поэта. Основные темы и мотивы лирики. Гражданская лирика. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях. Литературная полемика. Литературный манифест. Акмеизм.  
41-42. А.А. Ахматова (7 ч.)Жизнь и творчество А.А. Ахматовой (обзор с привлечением произведений поэта). «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней встречи», «Я научилась просто мудро жить…», «Я пришла к поэту в гости…». Лирическая миниатюра, лирическая новелла, внутренний жест, исповедальная лирика, микроцикл, монументальная поэзия, дольник.   Закрепить навыки аналитического чтения стихотворения и умение понимать авторскую позицию. Использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысль, устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде, определять род и жанр произведения, выявлять авторскую позицию, аргументировано формулировать свою позицию о прочитанном произведении….
43. Художественное своеобразие лирики А. Ахматовой. «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати» и др.     Эвристическая беседа.
44. Гражданская позиция поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве А. Ахматовой. «Думали: нищие мы, нету у нас ничего…, «Июль 1914», «Молитва», «Родная земля». Цикл «тайны ремесла» и др.     Лекция с элементами беседы.
45-46. А. Ахматова. Поэма «Реквием»: скорбная летопись утрат.     Эвристическая беседа.  
47. Семинар на тему «Тема памяти и судьбы в творчестве А. Ахматовой».   Закрепить навыки самостоятельной работы в группах. Семинар.  
48. Подготовка к зачёту.      
49. Зачёт за 1 полугодие по теме «Литература на рубеже веков».     Уроки контроля знаний.  

50-51.

Русский футуризм

И. Северянин (1ч.) «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава».

В. Хлебников (1ч.)  «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы...», «Еще раз, еще раз...». Особенности поэтического языка, словотворчество в лирике. Манифесты футуризма «Пощечина общественному вкусу», «Слово как таковое». Поэт как миссионер «нового искусства».

 

Литературные манифесты. Футуризм. Формальные эксперименты. Словотворчество.

Закрепить навыки аналитического чтения стихотворения и умение понимать авторскую позицию. Использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысль, устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде, определять род и жанр произведения, выявлять авторскую позицию, аргументировано формулировать свою позицию о прочитанном произведении….

Лекция с элементами практики.

52-53. В.В. Маяковский (6 ч.) Жизнь и творчество В. В. Маяковского. Маяковский и Футуризм. Анализ стихотворений «А вы могли бы?» «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…» Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, графика стиха). Искать и выполнять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, выделять характерные причинно-следственные связи, выявлять авторскую позицию, аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению. Лекция с элементами практики.  
54. Поэт и революция. Творчество Маяковского в 20-е годы Анализ произведений «Вам!», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии»     Детальный анализ произведений Сообщения учащихся  
55-56. Любовная лирика В. Маяковского «Лиличка», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», поэма «Облако в штанах»     Лекция с элементами беседы.
57. Сатира Маяковского Пьесы «Клоп», «Баня». Тема поэта и поэзии в лирике Маяковского. Новаторство Маяковского     Лекция с элементами беседы.  
58. С.А. Есенин (5 ч.) Жизнь и творчество С.А. Есенина (обзор с привлечением произведений поэта). Эстетические принципы, судьба и история. Искать и выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, выделять характерные причинно-следственные связи; подбирать аргументы, формулировать выводы, отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности; соотносить произведения с литературным направлением эпохи… Лекция с элементами беседы.  
59. Художественно-философские основы поэтики Есенина. «Гой ты, Русь, моя родная!...», «Спит ковыль. Равнина дорогая…» и др. Основы поэтики. Закрепить навыки аналитического чтения стихотворения и умение понимать авторскую позицию. Лекция с элементами практики.  
60. Природа и человек в лирике С. Есенина. «Берёза», «Клён ты мой опавший…», «Синий туман, снеговое раздолье…» и др. Р.Р. Письменная работа на тему «Бог, природа, человек в поэзии С. Есенина». Имажинизм, образ-мифологема, напевность стиха, идиллия, антиурбанистическая тематика. Закрепить навыки аналитического чтения стихотворения и умение понимать авторскую позицию. Домашняя письменная работа.  
61. Анализ письменной работы. Мотивы поздней лирики С. Есенина. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Гори, звезда моя, не падай…», «Письмо матери». Есенин и имажинизм. Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Закрепить навыки аналитического чтения стихотворения и умение понимать авторскую позицию. Использовать монологическую и диалогическую речь, перефразировать мысль, устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде, определять род и жанр произведения, выявлять авторскую позицию, аргументировано формулировать свою позицию о прочитанном произведении Лекция с элементами практики.  
62. Семинар по теме «Тема Родины в поэзии С. Есенина».   Закрепить навыки самостоятельной работы в группах. Семинар.  
63. М.И. Цветаева (3 ч.)Жизненный и творческий путь М.И. Цветаевой (обзор с привлечением произведений поэта). «Моим стихам, написанным так рано…», Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Имя твоё – птица в руке…», «Тоска по родине! Давно…».

Дискретность (прерывистость) стиха, дневниковая исповедальность,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow