Стиль барокко. Его основные черты

В период введения режима повышенной готовности и принятия дополнительных мер по защите участников образовательного процесса от новой коронавирусной инфекции с 01.09.2020 по 06.09.2020.

  Программа «Подростковый хор» Музыкальная литература Модуль 2 (5 класс) Педагог дополнительного образования Иванова Ю.В.

Задание: посмотреть конспект занятия (со ссылками на видеоролики и музыкальный материал) и выполнить творческое задание. До 10.09.2020 (до 20.00) прислать фото или файл Word творческого задания на электронную почту ivanova_uliya@mail.ru или разместить в группе Вконтакте https://vk.com/club128494573

Общая характеристика эпохи ХVII – I половины ХVIII вв.

Стиль барокко. Его основные черты.

Дорогие ребята! Мы с вами начинаем в этом учебном году знакомиться с величайшими композиторами прошлых веков (17 – 19 вв.). Это не значит, что до 17 века не было музыки или крупных композиторов. Истоки музыкальной культуры восходят к тем далёким временам, когда человечество переживало младенческий возраст. За эти столетия появилось так много замечательных композиторов, что рассказать обо всех просто невозможно. Со временем ты прочтёшь о них разные книги, по желанию конечно. Мы же начнём с 18 столетия потому, что это было время, когда в европейских странах начался бурный расцвет профессиональной светской музыки, когда уже сложились такие музыкальные жанры, как опера, оратория, увертюра, сюита, соната и другие (более подробно мы рассмотрим на занятиях эти жанры).

Предшествующее столетие можно рассматривать в истории музыки как своеобразный рубеж. Оно подвело итоги всему накопленному в веках. И одновременно от него берут начало много новых жанров музыкального искусства. Но самое главное, что было сделано в 17 веке, – это разделение церковной и светской профессиональной музыки (той музыки, которую исполняют профессиональные музыканты). Именно это дало возможность зародиться новым музыкальным жанрам, которые мы только что перечислили.

Представьте себе две параллельные линии. По одной из них идёт развитие полифонической музыки. В полифонии (греческое poli – много, phone – голос, звук) все голоса ведут свои одинаково важные и выразительные мелодии (почти как в хоре). Полифония преобладает в жанрах церковного происхождения. По второй линии развивается гомофония (греческое слово homos означает равный, phone – звук). В гомофонном, или, как его ещё называют, гомофонно-гармоническом, стиле ведущее значение имеет только один голос, который ведёт мелодию, а остальные голоса ему аккомпанируют (солист поёт под аккомпанемент Елены Николаевны Мухаметзяновой например). Этот склад был распространён в бытовой музыке и привёл к образованию светских концертных жанров. Одна линия – путь к фуге, вторая – к сюите, концерту, симфонии. Конечно, полного разделения между полифонией и гомофонией не бывает. Всё равно в музыке одного склада можно заметить признаки другого.

В 17 веке центром музыкальной культуры была Италия. Самым популярным жанром стала опера, родившаяся в этой стране, с её яркими мелодиями, виртуозными ариями, бурными увертюрами (подробнее смотрим https://www.youtube.com/watch?time_continue=25&v=Z0tNYISbSrI&feature=emb_logo и https://www.youtube.com/watch?v=kS0sgORsTEQ). Влияние оперы распространилось на все области музыкального творчества.

 Всё, о чём мы сейчас говорили, проявилось в одном из главных стилей искусства европейских стран конца 16 – середины 18 века – искусстве барокко.

Посмотрим видео: https://www.youtube.com/watch?v=sfK3IEBkYR0. Действительно, слово барокко с итальянского языка переводится как «жемчужина странной, причудливой формы». Чаще это слово применяют в архитектуре, где барокко – символ величия, пышности, декоративности. Внутри помещений располагали множество зеркал, расписных панно, которые зрительно ещё больше расширяли помещение. Таков, например, построенный по проекту архитектора В. Растрелли Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Дополнительно, по желанию: https://mos-holidays.ru/spb/muzei/zimnij-dvorec/

 

Наиболее ярко этот стиль проявился в Италии, где творили известный

архитектор Бернини (дополнительно https://www.youtube.com/watch?v=79KcIqX6nVM),

 художник Караваджо и Рембрандт (дополнительно https://www.youtube.com/watch?v=gsOzAqNmp58 и https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/21985/episode_id/984660/video_id/1000495/),

писатель У. Шекспир (дополнительно https://www.youtube.com/watch?v=66fWYJjR060).

Барокко – эпоха необычайного взлёта человеческого духа, выдвинувшая такие имена, как Г. Галилей, Б. Паскаль, И. Ньютон, Ж.-Б. Мольер и др.

Характерные для барокко напряжённость, контрастность, динамизм нашли яркое претворение в музыкальном искусстве. Искусство барокко достигло огромных вершин в творчестве композиторов К. Монтеверди, Г. Перселла, А. Корелли, А. Вивальди, Г. Генделя и особенно И.С. Баха.

В начале 18 века немецкие композиторы Бах и Гендель дали миру музыку глубоких раздумий, страстных чувств, тёплой душевности. Они создали новые формы музыкальных произведений. Искусство Баха и Генделя глубоко самобытно и национально.

А более подробно мы познакомимся с творчеством композиторов эпохи барокко на следующих занятиях.

 

Творческое домашнее задание: познакомится с историей возникновения клавишных музыкальных инструментов таких, как клавесин и орган. Обязательно послушать, как они звучат. Написать 5-10 предложений о самых необычных на ваш взгляд фактах в создании, звучании, внешнем облике, строении и пр. данных музыкальных инструментов.

 

P.S. Для расширения музыкального кругозора предлагаю посмотреть графическую историю музыки: https://www.youtube.com/watch?v=NbF5v-xm_Ic

P.S. Везде где есть пометка дополнительно, означает, что этот материал не обязателен для запоминания, а предоставлен для расширения вашей культурной эрудиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: