Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

«Словообразование имён существительных» 6 класс

 

Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.

Технология: проблемно-диалогический урок.

Метод: комбинированный, игровой.

Модель обучения: базовая (6 класс – 6 часов в неделю).

Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2012г.) под редакцией М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской.

УМК: 1).Русский язык. Москва «Просвещение»

Цель урока:.

Задачи урока:

1. Образовательные:

       - дать понятие нового способа образования имени существительного;

-закрепить знания о способах образования имён существительных;

 - учить аргументировать свою точку зрения;

- развить умение формулировать определение понятий;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические и умения.

2. Развивающие:

-содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся,

            - развивать познавательные процессы учащихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),

         - умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

- осуществление системно-деятельностного подхода;

- развитие критического мышления;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных).

3. Воспитательные:

- содействовать воспитанию интереса к языку, слову;

        - умение работать в паре; самостоятельность, трудолюбие;

- создать благожелательную творческую атмосферу

ü воспитание интереса и уважения к родному языку;

ü воспитание ценностного отношения к слову;

ü развитие коммуникативных УУД:

o создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

o взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

§ ПК;

§ мультимедийный проектор;

§ мультимедийная презентация к уроку.

Используемые стратегии: дерево ассоциаций, инсерт (маркированное чтение), совместный поиск, кластер, верите ли вы (верные и неверные утверждения).

 

Структура урока:

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

3) Постановка учебной задачи.

4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

5) Физ. минутка.

6) Закрепление изученного материала.

7) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

8) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

 

Ход урока.

 

Этап урока Деятельность  учителя Деятельность  учащихся Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент   Приветствие учителя. - Здравствуйте, ребята! Приготовились? Вперёд!..Начинаем наш урок. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. А девизом сегодняшнего урока будут такие слова: Слайд №2 И вновь урок мы начинаем, К вершине знаний держим путь. Все знанья сами открываем, Поэтому – активным будь! -Готовы с интересом применять свои знания?! - Приветствие учащихся.   Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы.
2. Мотивация к учебной деятельности Слайд №3 Запись даты, эпиграфа к уроку: «Если запастись терпением и проявить стремление, то посеянные семена знания дадут добрые всходы» (Л.да Винчи) Записывают в тетради дату урока, эпиграф. Объясняют значение эпиграфа УУД: личностные, коммуникативные. Цель – мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
3.Актуализация знаний (4 минуты) Приём дерево ассоциаций. Слайд №4 Терминологический диктант: 1.Часть слова - морфема, 2.морфема, стоящая после корня - суффикс, 3.морфема, стоящая после приставки -корень, 4.морфема, стоящая перед корнем - приставка, 5.часть слова без окончания - производящая основа, 6.раздел языкознания, изучающий образование новых слов - словообразование. (На доске с каждым новым ответом появляется новая ветка дерева.) - Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование) Сегодня на уроке мы говорим о морфемах. А для чего они служат? - А все ли названные морфемы участвуют в образовании новых слов? - Какие способы образования связаны с этими морфемами? Как строитель возводит дом из кирпичей, так и новые слова образуются из морфем.   Отгадывают загадки, записывая термины в тетрадь   Регулятивные УУД:проблемная подача учебного материала.   Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из источников, представленных в разной форме. 2. Владеть приёмами анализа и систематизации материала.  
4. Постановка учебной задачи. (1минута) Слайд № 5-6 Если речь идет о строительной словообразовательной функции морфем, сформулируйте тему нашего занятия. Сп_с_б_ _бр_з_в_н_ _ _м_н    с_щ_ств_т_льн_х -Верно, если взять во внимание, что этот материал вам известен, обозначьте цели урока. - Какие цели поставим перед собой? - повторить…  - научиться …  - закрепить ….   Слайд №7 Называют тему урока «Способы образования имён существительных». Определяют цели урока: -Повторить способы образования слов. -Научиться определять способ словообразования имён существительных и строить словообразова­тельную цепочку. -Закрепить умение различать способы образования имён существительных.   Регулятивные УУД  1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока и его последующее содержание. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.  
5. Усвоение новых знаний Слайд №8-10 Вот слово «дом». Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как? Нужно обратиться за помощью к суффиксам. Суффикс «-ик». -А как Слово «дом» сделать больше? Суффикс «-ище-». Исследовательская работа. – Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования имён существительных. А) (На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.) – Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким? (Присоединяет карточку с суффиксом -ок-.) – Как называется такой способ словообразования? Слайд № 11 Запишите в тетрадь схему и название этого способа. Б) – Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы? (Присоединяет карточку с приставкой пере-.) – Как называется этот способ? Слайд №12  Запишите схему и название способа. В это время учитель вешает карточки с корнем -един- и окончанием -ый. – Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему? Слайд №13 (Учитель присоединяет карточки с приставкой со-, суффиксами -я-, -ть-.) (Учитель вешает на нитку карточки с приставкой о-, корнем -смотр-, суффиксами -е-, -ть-.) – Образуйте от этого слова другое, имя существительное. Как называется этот способ образования? Слайд №14 – Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ. – Перечислите 4 морфемных способа образования слов. Слайд № 15-16 Но слова могут образовываться и другими способами  2) слова, образованные неморфологическим способом (без помощи морфем). Показ презентации. Слайд №17 - Способ перехода одной части речи в другую. - Сложение. – Такой способ словообразования называется суффиксальным. – Такой способ словообразования называется приставочным. – Такой способ словообразования называется приставочно - суффиксальным. соединять - Осмотреть – осмотр   УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные: -развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; -работа над формированием логических умений: - анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений.  
6.Первичное закрепление знаний. 7 минут 1. Слайд №18-22   Приём совместный поиск 2. Работа по карточкам (Приложение 3, задание 1). Попутно с ответами ученика составляется кластер-дерево (ветви – это способы образования слов). 3. Работа с учебником. Выполнение устных и письменных упражнений. 1.Выполнение упражнения № 251, 252, 226 по учебнику Работа в группах. Каждая группа называет слова, образованные приставочным способом, затем суффиксальным, приставочно-суффиксальным и бессуффиксным. Если отвечают правильно, то прикрепляют листик или яблочко со словом к нужной ветке дерева. Ученики по цепочке выходят к доске и по одному слову записывают в нужный столбик, обозначая в записанных словах части, с помощью которых они образованы. Учащиеся выполнят упражнение самостоятельно, потом учитель осуществляет проверку. ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.   УУД: регулятивные (работа с текстом: определяют тему и главную мысль).   УУД: познавательные (опираются на уже известные правила)   УУД: коммуникативные (учит правильной постановке вопросов, способам взаимодействия, сотрудничества).   УУД: регулятивные (нахождение омонимов); познавательные (опираются на уже известное).    
5. Физ. минутка (пауза релаксации) 1 минута Физкультминутка Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте) Поглядеть,который час (повороты в разные стороны, пальцы «трубочкой» перед глазами) Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладони) Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук) Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой) Убежали мышки вон.(бег на месте).     Ученики выполняют упражнение сидя за столами.  
8. Закрепление изученного материала. Слайд №23 «Кто больше?»  Самостоятельная работа. Образовать новые слова при помощи указанных морфем  (приложение 3, задание 2). Выполнение тестовых заданий по вариантам. Коммуникативные УУД  Оформлять свои мысли в письменной  форме.  
9. Рефлексия деятельности. 3 минуты   Слайд №24 Приём «Верите ли вы» (верные и неверные утверждения) напоминает игровое логическое упражнение. (Приложение 5). - А вот как бы вы сами оценили свою работу на уроке? Слайд №25 (Приложение 6). Закончите предложения: 1. На уроке я работал… 2.Своей работой на уроке я… 3.Урок для меня показался… 4.За урок я…. 5.Мое настроение… 6.Материал урока мне был…   Группы выполняют задания сообща. УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка Коммуникативные УУД 3. Задавать вопросы, работая в группе, паре. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 5. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 6. Строить связное монологическое высказывание.
10. Подведение итогов урока. Какое новое знание сегодня открыли? Что было лёгким? Какие трудности возникали? Как вы думаете, мы с вами шли вперёд или двигались назад? А если это движение изобразить на лестнице, это движение вверх или вниз?   Коммуникативные УУД 1. Оформлять свои мысли в устной форме. 2. Осуществлять речевой самоконтроль.  
11.Домашнее задание. 2 минуты Составить  таблицу «Морфемные способы образования слов»; подготовить карточку для одноклассника, включив в нее 12 слов, образованных разными способами. Запись учащимися задания в дневники.  

 

Приложения.

Приложение 1.

Дерево ассоциаций.

 

 

Приложение 2

.

Приём совместный поиск.

 

 

Приложение 3.

Приём инсерт (маркированное письмо).

1 группа

1.Каким способом образованы слова привкус, тишь, перелесок, берёзка?

2. От слов а волос при помощи суффиксов -ок, -ик, -енк, -инк, -ищ, -ат, -ян образуйте однокоренные слова и запишите их.

 

2 группа

1.Каким способом образованы слова   синь, орешник, подоконник, сверхгигант?

2. От основ слов вода, снег, локоть, окно, одеяло, стакан образуйте однокоренные слова при помощи приставки под- и суффикса -ник.

 

3 группа

1.Каким способом образованы слова подснежник, зелень, полянка, прилёт?

2.От слов а снег при помощи суффиксов -ок, -инк, -ищ,, -н  образуйте однокоренные слова и запишите их.

 

2.От основ слов дом, мышь, дед, рука образуйте новые слова при помощи суффиксов -ишк,-онок, -ушк, -онк.

 

5 группа

1.Каким способом образованы слова окраина, незнание, зайчик, зелень?

2. От основ слов свеча, снег, берёза, окно, одеяло, стакан образуйте однокоренные слова при помощи приставки под- и суффикса -ник.

 

 

Приложение 4.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 6 КЛАСС 2 ЧЕТВЕРТЬ

 

1 ВАРИАНТ
1) Найдите слово, образованное приставочным способом
А) бумажный;          б) безлистный;                    в) сверхмощный; г) разъехаться;        д) безвкусный;                     е) презабавный
2) Найдите слово, образованное суффиксальным способом
А) атомоходный;            б) футболист;                      в) некогда; г) счастливый;               д) двадцать;                         е) какой-либо.
3) Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
А) соавтор;                  б) подстаканник;                 в) солдатский; г) безрукавка;            д) удвоить;                           е) дописать
4) Это слово образовано способом сложения
А) преподаватель;      б) пешеход;                        в) испытатель Г) спецкор;                 д) ГАИ;                               е) переход
5) Это сущ. имеет два корня
А) флейтой;                       б) иволга;                   в) дрозды-белобровки; д) времена;                        е) флота;                    ж) кораблекрушения; з) водопад;                         и) Андрейка;              к) глазами; л) косогор;                       м) зелень;                   н) кустов.
6) В этом предложении есть сущ.,образованные путем сложения целых слов.
А) У правой стены комнаты стоял диван-кровать. Б) Детей отдали учиться в школу-интернат. В) В зимнее время, когда над западными границами едва загорается утренняя заря, над Тихоокеанским побережьем уже вечер. Г) Летчик-испытатель при выполнении задания рискует своей жизнью.
7) В этом предложении есть сущ., образованное путем сложения основ или части основ с помощью соединительной гласной
А) К лежебоке у реки притащил я две руки, по руке в бока приладил и поплыл по синей глади. Б) Тяжелый ледокол с трудом проломал для катеров и моторок дорогу в крепком ледяном поле. В) Весной все луга покрывала вода, и они превращались в сплошное море. Г) Сенокос идет.
8) В этом предложении имеется сложносокращенное слово
А) Мне как профоргу приходится каждый месяц встречаться с членами цехкома. Б) Дорогу на детскую площадку провели через парк. В) Детсад сдали досрочно. Г) Бригада Евгения Лапкина – одна из лучших на КамАЗе.

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 6 КЛАСС 2 ЧЕТВЕРТЬ

 

2 ВАРИАНТ
1) Найдите слово, образованное приставочным способом
А) бумажный;                        б) безаварийный;                        в) подыскать;  г) преспокойно;                     д) домище;                                 е) разбежался.
2) Найдите слово, образованное суффиксальным способом
А) дружески;                     б) зеленеть;                                    в) сверхскорость; г) разудалый;                   д) болотистый;                                е) кое-что.
3) Найдите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.
А) загородный;                б) красота;                                     в) прикаспийский; г) никто;                             д) застолбить;                                    е) издалека.
4) Это слово образовано способом сложения
А) комдив;                     б) юннат;                                          в) переплыв;  г) МГУ;                        Д) бурелом;                                       е) заготовитель.
5) Это сущ. имеет два корня
А) зима;                      б) лес;                                                  в) стозвон;  г) сосняк                    д) лесозаготовки;                                е) снег;  ж) земледельцы;       з) поле;                                                 и) тракторы.
6) В этом предложении есть сущ.,образованные путем сложения целых слов.
а)Дизель-электроход, обслуживающий обычно паромную переправу, взял курс на север. Б) Как назло, поблизости не было ни одного телефона-автомата. В) Обедали мы чаще всего на фабрике-кухне. Г) Поставив на ночь с полдесятка удочек под берегом лесного озера, я надел плащ и устало лег на моховой коврик отрухлевшего пня.
7) В этом предложении есть сущ., образованное путем сложения основ или части основ с помощью соединительной гласной
А) – Конечно, - сказал сталевар, - металл я сам из руды добывал. Б) Гром ко звенит за селом хоровод, там она, там она песни поет. В) Октябрь – листопадник, грязник, зимник. Г) Ветры срывают с леса последние отрепья.  
8) В этом предложении имеется сложносокращенное слово
А) Редколлегия «Программиста» наградила тебя билетом в цирк. Б) Я попросила начальника Главсевморпути, чтобы он включил меня в состав экспедиции. В) Экипаж корабля доставил трансформатор для Колымской ГЭС. Г) В течение двух месяцев агрономы обследовали земли, на которых будут распаханы поля.  

 

.

 

 

Приложение 5.

 

Приём «Верите ли вы» ( верные и неверные утверждения)

Группа 1

Верите ли вы, что существительные синь и гуща образованы от прилагательных бессуффиксным способом?

Верно ли, что существительные подорожник, перелесок образованы приставочно-суффиксальным способом?

Верно ли, что бессуффиксным способом могут быть образованы существительные только от глаголов?

 

Группа 2

Верно ли, что чаща и рябь образованы от глаголов бессуффиксным способом?

Верно ли, что существительные восход, завал образованы приставочным способом?

Верно ли, что бессуффиксным способом могут быть образованы существительные только от глаголов?

Группа 3

Верно ли, что существительные зелень, тьма образованы от прилагательных бессуффиксным способом?

Верите ли вы, что существительные синь и гуща образованы от прилагательных бессуффиксным способом?

Верно ли, что, если к слову одновременно присоединить приставку и суффикс, этот способ образования слов называется суффиксальным.

Группа 4

Верно ли, что существительные просека, нарос т образованы от глаголов бессуффиксным способом?

Верно ли, что чаща и рябь образованы от глаголов бессуффиксным способом?

Верно ли, что, если к слову одновременно присоединить приставку и суффикс, этот способ образования слов называется суффиксальным.

Группа 5

Верно ли, что существительные подорожник, перелесок образованы приставочно-суффиксальным способом?

Верно ли, что существительные зелень, тьма образованы от прилагательных бессуффиксным способом?

Верно ли, что если прибавить к слову суффикс, то оно будет образовано бессуффиксным способом?

Группа 6

Верно ли, что существительные восход, завал образованы приставочным способом?

Верно ли, что существительные просека, нарос т образованы от глаголов бессуффиксным способом?

Верно ли, что если прибавить к слову суффикс, то оно будет образовано бессуффиксным способом?

 

Приложение 6.

Рабочий лист ________________________.

- Узнал новый способ    
- Активно работал    
- Было трудно    
- Было интересно    
- Было легко.    
- Поставил себе оценку  

 

 

 

1.Каким способом образованы слова привкус, тишь, перелесок, берёзка?

 

 

1.Каким способом образованы слова привкус, тишь, перелесок, берёзка?

 

 

1.Каким способом образованы слова привкус, тишь, перелесок, берёзка?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: