Отчет воспитателя о проделанной работе за год

Тема: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»

 


 

 

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

 


Актуальность

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

· проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.

· составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;

· использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;

· активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

· обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

 

Ожидаемый результат:

· активизация познавательного интереса дошкольников;

· развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;

· формирование элементарных математических представлений.

Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.

Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.

Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.


Этапы работы.


1. Изучение литературы по теме.

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а также ознакомиться с материалами интернет источников.

2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года).

3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).



Работа с детьми.

Сроки Содержание работы Использование д/игр
сентябрь Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях. Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: «Сделаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».
октябрь Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.   Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».
ноябрь Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру. «Найди пару», «Разложи по коробочкам».
декабрь Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов. д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»
январь Знакомство с понятиями «один», «много».   Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».
февраль Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше). Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».
март Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством. Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже). Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».
апрель Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник,овал. Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством. Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».
май Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др. Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел. Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек». Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».


5. Работа с родителями.

 

1 Помощь в сборе материала для изготовления дидактических игр В течение года
2. Проведение индивидуальных консультаций и бесед. В течение года
3.Консультация на тему: «Дидактические игры для обучения математике дошкольников» Октябрь
4. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста». Ноябрь
5.Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи». Декабрь
6.Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы». Январь
7.Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка в пространстве относительно предмета» Февраль
8.Папка-передвижка «Математика в жизни ребенка» Март
9. Рекомендации: «Формируем пространственные представления» 10. «Как научить детей определять свойства предметов». Апрель
11. В родительский уголок поместить перечень игр, в которые дома могут играть родители с детьми. Май

Отчет воспитателя о проделанной работе за год

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: