КОНСПЕКТ
подгруппового занятия по лексической теме:
«Наш дом. Наш город Орск»
Задание: Прочитайте ребенку рассказ, вместе с ним ответьте на вопросы, а затем поиграйте в игры.
«На Земле очень много стран. Наша страна – Россия. Это наша Родина, место, где ты родился, где живешь со своими родителями и друзьями. У каждой страны есть флаг, гимн и герб. На нашем российском флаге три полосы. Белая означает чистоту и справедливость. Синяя — мирное небо. Красная — силу и красоту. Этот флаг в России ввел царь Петр Первый. Когда звучит государственный гимн и поднимается государственный флаг, граждане этой страны встают. Также у каждой страны есть свой герб. Герб России — двуглавый орел. Наша Родина огромна, в ней очень много городов, сел, деревень, рек, озер, морей. Самый главный город в стране называется столицей. Столица России — это город Москва. Ты живешь в городе, поселке или деревне, и это место обязательно нанесено на карту. Но кроме этого у каждого человека есть свой дом. Люди всего мира живут в самых разнообразных домах. Они возводят их из различного материла. Одни дома построены из кирпича или камня, другие – из дерева, глины или тростника.»
Задайте вопросы ребенку:
1. Кто живет в краю родном? Обведи растения и животных, которых можно встретить в твоей местности.
На улицах наших городов всегда очень много транспорта и поэтому нужно быть внимательным. Рассмотри картинки и расскажи, кто из детей ведется себя неправильно. Выдели их.
Красная машина едет в дом с синим гаражом. Путешествуй вместе с машиной: расскажи, мимо чего она поедет, куда повернет, где остановится и почему, прежде чем доедет до гаража.
Назови части комнаты и дома.
Дверь, окно, потолок, пол, стены.
Балкон, лестница, крыша, стены, окна, двери. (Дом)
Помоги каждому герою найти свой дом. (Проведи линии). Рассуждай так: «Карлсон живет на крыше» и т.д.
Назови комнаты в доме. Гостиная, спальня, прихожая, ванная комната, детская, кухня, подсобные помещения (кладовка), столовая.
7. Подбери как можно больше слов, которые расскажут, что мы делаем в разных комнатах дома (квартиры).
В гостиной (что делают?) – смотрят телевизор, отдыхают, принимают гостей.
В спальне (что делают?) — спят, отдыхают.
В прихожей (что делают?) – одеваются, раздеваются, разуваются, обуваются, встречают, провожают (гостей).
В ванной комнате (что делают?) — умываются, моются, принимают душ, купаются, чистят зубы, причесываются и т.д.
В детской (что делают?) — играют, учат, занимаются, спят, отдыхают и т.д.
В кухне (что делают?) — готовят, варят, жарят, режут, моют (посуду), кушают и т.д.
В столовой (что делают?) — завтракают, обедают, ужинают.
8. Расскажи, какие бывают дома.
В доме много этажей – он … (многоэтажный)
В доме один этаж – он … (одноэтажный)
В доме много квартир – он … (многоквартирный)
В доме один подъезд – он … (одноподъездный)
В доме много подъездов — он (многоподъездный)
Дом построен из кирпича – он … (кирпичный)
Из дерева — … (деревянный)
Из блоков – … (блочный)
9. Как ты думаешь, кого забыл художник нарисовать в пустом окошке? Дорисуй.
10. Подумай и расскажи, где стоит Буратино, употребляя слова – у, за, из-за, между, справа, слева.
Буратино стоит за домом.
Справа от Буратино одноэтажный дом.
Слева от Буратино многоэтажный дом.
Буратино стоит между многоэтажным и одноэтажным домом.
Буратино стоит у дома. Буратино выглядывает из-за дома.
11. Самый высокий клоун живет в доме, справа от которого растет береза, самый низкий – в доме, позади которого растет елка. Проведи линии от клоунов к их домам.
12. Составь рассказ «Один дома» по картинкам и запиши его. Не забудь занести его в свою книгу рассказов.
Примерный рассказ: «Ваня и его верный друг Тузик очень любят играть вместе. Но Ваня ходит в школу и не может все время играть с Тузиком. Перед уходом в школу Ваня строго настрого наказал Тузику не шалить и вести себя примерно. Но после ухода мальчика Тузику стало скучно, и он забыл о том, что ему наказывал Ваня. Он схватил в зубы скатерть и стал носиться с ней по всему дому. Когда мальчик вернется из школы, ему еще долго придется приводить в порядок свой дом».