КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра землеустройства и кадастров
Основы рационального природопользования
Учебно-методическое пособие
Для практических занятий
И самостоятельной работы студентов
по направлению подготовки бакалавров 21.03.02
«Землеустройство и кадастры» Профиль «Землеустройство»
Калуга, 2019
Автор пособия: кандидат биологических наук, доцент кафедры землеустройства и кадастров Калужского филиала РГАУ - МСХА
Соколова Л.А.
Рецензенты:
кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой ботаники, микробиологии и экологии Института естествознания КГУ имени К.Э.Циолковского
Константинов Е.Л.
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры агрономии КФ РГАУ-МСХА Рахимова О.В.
Учебно-методическое пособие
рассмотрено и одобрено на заседании кафедры землеустройства и кадастров КФ РГАУ – МСХА. Протокол N _ от ______2019г.
рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией по направлению 21.03.02 «Землеустройство и кадастры» Профиль «Землеустройство». Протокол N __ от _____.2019 г. Председатель – доцент Сихарулидзе Т.Д..
рассмотрено и рекомендовано к использованию в качестве электронного пособия решением Совета агрономического факультета КФ РГАУ - МСХА от _______2019 г., протокол N __. Председатель Совета – доцент С.Д.Малахова
В данном пособии предложены задания для работы на практических занятиях по курсу «Основы природопользования» для студентов направления «Землеустройство и кадастры». Пособие содержит теоретический минимум по темам, вопросы для самоконтроля, задания для практических работ, расчетные задачи по темам, образцы тестовых вопросов, справочный материал к выполнению заданий, ссылки на нормативно-правовые акты, глоссарий по темам, вопросы для коллоквиумов, список использованной литературы, примерные темы рефератов и образцы тестовых вопросов.
Введение
Природопользование — это совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению (по Н.Ф.Реймерсу, 1990г.)
Природопользование как научное направление, изучающее принципы и методы рационального использования ресурсов стало складываться в 60-е гг. ХХ столетия, когда появились объективные возможности оценки природно-ресурсного потенциала страны и Земли в целом.
Природопользование в настоящее время рассматривается как двуединое понятие, то есть как междисциплинарное научное направление и одновременно вид практической деятельности человека. В первом случае оно понимается как учение об общих принципах и методах использования природных ресурсов и условий, включающих анализ воздействия человека на природу и последствия этого воздействия на человека. Во втором случае — это деятельность по использованию природно-ресурсного потенциала, включающая мероприятия по его восстановлению и сохранению.
Природно-ресурсный потенциал – это та часть природных ресурсов земли, которая может быть реально вовлечена в хозяйственную деятельность при данных технических и социально-экономических возможностях общества с условием сохранения среды жизни человечества. Природные ресурсы – это объекты или процессы материального мира - различные виды веществ и энергии, которые на данном уровне развития производительных сил используются или могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества. Рациональное, бережное использование природных ресурсов и минимизация нагрузки на среду при их добыче и превращении в отходы – основная задача природопользования.
Понимание основных принципов и законов природопользования для землеустроителей необходимо в силу того, что земля как планета и территория ограничена.
Земля, как важнейшая часть окружающей природной среды, характеризуется пространством и поэтому является пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства; она характеризуется также рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью и является главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве; она характеризуется водами, недрами как ресурсами для добывающей промышленности и энергетики.
Учебно-методическое пособие посвящено рациональному природопользованию, поскольку это тот приоритет, которым должен руководствоваться каждый, работающий на производстве.
Понятие «рациональное природопользование» включает не только рациональное, научно обоснованное и технологически совершенное использование естественных ресурсов; но и их охрану, а также охрану природных комплексов, которые нарушаются в процессе добычи и переработки ресурсов, то есть их защиту от техногенных нагрузок в различных формах, активное регулирование природных процессов на строго научной основе.
Понимание основных закономерностей природопользования лежит в основе природообустройства (то есть создания инфраструктуры) территории, на которой осуществляется (или будет осуществлено) то самое природопользование. Инфраструктура – это комплекс хозяйственных и культурных объектов и отраслей, обслуживающих производство, составляющих их подоснову, базу (дороги, мосты, склады, транспортные коммуникации, связь, энергоснабжение, водоснабжение, канализационное хозяйство, сфера обслуживания, образования, здравоохранения и т.п.). Землеустроители принимают непосредственное участие в создании инфраструктуры, поэтому изучение основ рационального природопользования для них актуально.
Дисциплина «Основы природопользования» является дисциплиной вариативной части Блока 1 для направления подготовки бакалавров 21.03.02. «Землеустройство и кадастры», профиль «Землеустройство».
Особенность дисциплины состоит в том, что природопользование лежит в основе любой производственной деятельности, поскольку затрагивает какие-либо ресурсы и дает отходы. Получение знаний и навыков рационального использования ресурсов, минимизации отходов является залогом успешной жизни каждого человека и эффективной деятельности землеустроителя.
Цель освоения дисциплины: сформировать у студентов знания основных принципов природопользования, современных ресурсо- и средосберегающих технологий, понятия «наилучшие доступные технологии», целостное представление о последствиях землеустроительных мероприятий для природопользования; понимание того, что деятельность землеустроителя и кадастрового инженера должны быть направлены на сохранение среды и природных ресурсов. Актуальна также выработка практических навыков в проведении расчетов, необходимых для реализации природосберегающей деятельности.
Реализация в дисциплине «Основы природопользования» требований ФГОС ВО и Учебного плана по направлению подготовки 21.03.02 «Землеустройство и кадастры» (уровень бакалавриата) должна формировать следующие компетенции:
Общекультурные:
- ОК-4 способность использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности
Общепрофессиональные:
- ОПК-2 – способность использовать знания о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию
Профессиональные:
- ПК-2 - способность использовать знания для управления земельными ресурсами, недвижимостью, организации и проведения кадастровых и землеустроительных работ.
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
- систему, структуру природопользования, вектор и динамику его исторического и экономического развития;
- правовые и управленческие основы природопользования;
- проблемы природопользования и опыт их оптимального решения с учетом региональных, федеральных, а также - отраслевых и экологических интересов;
- подходы к рациональному природопользованию в Калужской области.
уметь:
- анализировать состояние регионального природопользования (индикаторы, структура, динамика, прогнозы)
- комплексно оценивать перспективы рационального природопользования;
- находить варианты землеустроительных решений, обеспечивающих оптимизацию природопользования.
владеть:
· методами анализа и оценки степени опасности антропогенного воздействия на окружающую среду при разных видах землепользования.
Данное учебно-методическое пособие нацелено на выработку соответствующих компетенций у студентов. Его условно можно поделить на две части (каждая из них заканчивается коллоквиумом). Первая часть пособия включает занятия, которые показывают, как с помощью экологических нормативов на основе современного законодательства ограничивается загрязнение водной и воздушной сред в процессе хозяйственной деятельности предприятий, анализируется состояние регионального природопользования; на занятиях по второй части пособия студенты изучают характеристику ресурсов, современные технологии и подходы к оптимизации их использования, нормативы образования отходов и их классы опасности, требования к размещению полигонов твердых коммунальных отходов, понятие «наилучшие доступные технологии», дают оценку экономической эффективности природоохранных мероприятий, в деловой игре познают зависимости между экологическими и экономическими процессами в добывающей промышленности, роль экологических факторов в социально-экономическом развитии государства.
Поскольку курс предназначен для будущих землеустроителей, в пособии приводятся занятия, дающие характеристику зон с особыми условиями использования территории (санитарно-защитные, водоохранные, под полигоны для отходов), расчеты их величины и требования к обустройству. В материалах занятий приводятся ссылки на нормативно-правовые акты, регулирующие соответствующие аспекты природопользования в действующей и актуальной редакции
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе
В процессе слушания лекций надо учиться думать. Над конспектами надо работать уже на лекции и, кроме того, над записями после лекций. Рекомендуется делить конспект на две рубрики: в первую записывать кратко изложение лекции, во вторую – то, над чем надо подумать; сюда нужно заносить узловые, главные вопросы. Каркас предмета будет своеобразной программой, на основе которой припоминается весь материал по нему.
Целью рефератов является расширение, углубление и систематизация теоретических знаний, полученных студентами на лекциях, практических занятиях. При выполнении рефератов студенты должны руководствоваться актуальными на данный момент источниками информации. Работа должна быть выполнена не только в электронном, но и в печатном виде. Изложение работы должно быть логически стройным, понятным, с использованием только общепринятых сокращений. Список использованной литературы должен содержать перечень источников, использованных при выполнении реферата и включать не менее 6 источников. Сведения об источниках необходимо представлять в соответствии с предъявляемыми требованиями (автор, место издания, издательство, год издания). Источники располагаются в алфавитном порядке.
Пропущенные практические занятия студент должен отработать, получив у преподавателя соответствующий вариант задания, выполнить его, ответить на контрольные вопросы по теоретическому минимуму и защитить работу.
Успехов Вам в освоении дисциплины!






