Расчет выбросов диоксида углерода от сжигания топлива в двигателях внутреннего сгорания рекомендуется проводить на основе учета видов топлива и типов двигателя. Выбросы углекислого газа по этому методу оцениваются следующим образом. Сначала оценивается потребление каждого вида топлива по типам транспорта (легковой, грузовой, автобусы, спецмашины). Затем оцениваются общие выбросы СO2 путем умножения количества потребленного топлива на фактор выбросы для каждого типа топлива и типа транспорта по формуле:
Е = МхК1хТНЗхК2х44/12 (3.1), где
Е - годовой выброс СО2 в весовых единицах (тонн/год);
М - фактическое потребление вида топлива за год (тонн/год);
К1 - коэффициент окисления углерода в топливе (показывает долю сгоревшего углерода), таблица 3.2;
ТНЗ - теплотворное нетто-значение (Дж/тонн), таблица 3.2;
К2 - коэффициент выбросов углерода (тонн С/Дж), таблица 3.2;
44/12 – коэффициент для пересчета выбросов углерода С в двуокись углерода СО2.
Для оценки выбросов диоксида углерода от автотранспортного сектора для используемых видов топлива были рассчитаны региональные коэффициенты пересчета сожженного топлива в выбросы СО2 (таблица 3.2).
Таблица 3.2 - Коэффициенты для пересчета сожженного топлива в выбросы СО2 для автотранспорта
| Виды топлива | Теплотворное нетто-значение низшее, ТНЗ ТДж/тыс.тонн | Коэффициент выбросов углерода, К2, тС/ТДж | Фракция окисленного углерода, К1 |
| Бензин | 44,21 | 19,13 | 0,995 |
| Дизельное топливо (ДТ) | 43,02 | 19,98 | 0,995 |
| СНГ (сжиженные нефтяные газы) | 47,17 | 17,91 | 0,99 |
| Природный газ (ПГ) | 34,78 | 15,04 | 0,995 |
Вопросы для самоконтроля:
- Что такое парниковый эффект?
- Какие парниковые газы являются основными, косвенными?
- Каковы потенциалы глобального потепления для основных парниковых газов?
- Что такое вынуждающее радиационное воздействие?
- Каковы основные группы антропогенных источников парниковых газов?
- Что такое углеродоемкость?
- Какова углеродоемкость России по сравнению с углеродоемкостью США?
Как производится оценка выбросов парниковых газов от сжигания топлива автомобильным транспортом?
- Как Вы можете оценить выбросов парниковых газов от сжигания топлива автомобильным транспортом в г.Калуга?
Глоссарий
Валово́й вну́тренний проду́кт (ВВП) — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления, использования или применения), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства
Практическое занятие 4 САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ
Цель: изучить влияние различных факторов на приземное распределение загрязняющих веществ, овладеть методикой расчета ширины санитарно-защитной зоны (СЗЗ) предприятия
Ключевые слова: зоны с особыми условиями использования территории, санитарно-защитные зоны, роза ветров, зона неорганизованного загрязнения, опасная скорость ветра
Нормативные документы:
1. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 2.08.2019г.)
2. Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. От 3.08.2018г.)
3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74) С изменениями и дополнениями от: 25 апреля 2014 г. (действующий).
Задание для работы на занятии:
1. Прочтите теоретический минимум, разберите пример.
2. По вариантам в соответствии с классом опасности выберите предприятие, для которого будете рассчитывать ширину СЗЗ.
3. Рассчитайте ширину СЗЗ по 8-ми румбам от источника выбросов, изобразите ее графически.
Варианты заданий
| Вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Класс опасности предприятия | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 |
| Год | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Вариант | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
| Класс опасности предприятия | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| Год | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 |






