М/ф «Жили-были Ох и Ах»

Краткая теоретическая часть. Актуальность.

Профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные и эмоциональные затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, новые пед. технологии. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растёт и нервно – психическое напряжение личности, переутомление. Такая ситуация приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ).

  1) СЭВ – это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия проф. стрессов средней интенсивности.

СЭВ – процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстранённости и снижения удовлетворения исполнением работы.

     2) 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ:

* физические симптомы (усталость, утомление, бессонница и пр.);

* эмоциональные симптомы (пессимизм, раздражительность, безразличие, тревога, неспособность сосредоточиться, чувство вины и пр.)

* поведенческие симптомы (импульсивное эмоциональное поведение и пр.);

* интеллектуальное состояние (падение интереса, формальное выполнение работы и пр.);

* социальные симптомы (низкая социальная активность, падение интереса к досугу и пр.) – См. раздаточный материал.

       3) Стадии эмоционального выгорания (по Дж. Гринбергу)

                                                                                        (краткий комментарий)

1. «Медовый месяц»

2. «Недостаток топлива»

3. «Хронические симптомы»

4. «Кризис»

5. «Пробивание стены»

 

4. Практическая часть.

1) Мини – тест: в течение 10 сек. составьте список тех, о ком вы заботитесь.

Через 10 сек.: «Поднимите руку те, кто включил в этот список себя»

Краткое резюме.

 

2) Работа с анкетой для оценки СЭВ у участников тренинга.

Краткое резюме.

 

Что делать, если вы заметили признаки эмоционального выгорания?

Прежде всего признать, что они есть. Первые симптомы следует рассматривать не как опасность, а как знак, знак для того, чтобы защитить личность, проф. потенциал. Если вы понимаете, что происходит, вы сможете справиться с ситуацией.

3) Профилактика СЭВ.

Приёмы и техники антистрессовой защиты.

Природа человека такова, что он стремится к комфорту, устранению неприятных ощущений. Это естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека.

Это: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, смех, различные движения типа потягивания, зевание, мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной), вдыхание свежего воздуха, размышления о хорошем, приятном и т.п. Но далеко не всегда этого достаточно.

Универсального рецепта от «сгорания» нет, - всё зависит от психологических особенностей человека.

 Притча «Всё в твоих руках»  

(основная мысль: каждый человек – хозяин своей судьбы)

М/ф «Жили-были Ох и Ах»

(основная мысль: трудности возникают у всех, вопрос лишь в том, как к ним относиться)

В наших руках возможность создать такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя комфортно

 

Саморегуляция – управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путём воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

 

· «Дышите глубже, вы взволнованы» упражнение «Антистресс» (Принять удобное положение. Глубоко вздохнув, задержите дыхание. Выдохните. Повторите 2 раза. Далее выдох сопровождайте звуком «хааа». Дышите нормально, сосредоточив на этом внимание. При вдохе говорите себе: «Я», при выдохе – «расслаблен». Повторить 5 раз.

· «Стряхните» с себя напряжение» (Встряхивайте руками, ногами, головой. Плечами – просто стряхните с себя напряжение прошедших часов, освободитесь от него);   «Гора с плеч» (Выполняется стоя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить).

· Упражнение «Лимон» (управление состоянием мышечного напряжения и расслабления) – сядьте удобно: руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните эти ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

 

· Приём «Рефрейминг» (переформулировка) – важность позитивного мышления.

Рефрейминг – от англ. «фрейм» (рамка), - буквальный перевод – переобрамление, т.е. смена точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации.

Правило: когда происходит что-либо неприятное, негативное проводите рефрейминг, т.е. нужно искать позитив, выигрыш, который можно извлечь из данной неприятной ситуации.

 

Работа в малых группах. Провести рефрейминг.

Основная мысль: что бы ни происходило, во всём старайтесь находить положительные моменты.

1. Что может быть хорошего в том, что вы опоздали на автобус?

2. Что может быть положительного в том, что у вас нет денег, чтобы уехать куда-нибудь в отпуск?

3. Какой плюс можно обнаружить в том, что вы простудились?

4. Какую позитивную сторону можно увидеть в ситуации развода?

Краткое резюме.

 

 

Упражнение «Удовольствие» (ресурсы для восстановления сил, что даёт вам энергию и душевный подъём)

Написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят удовольствие, проранжировать по степени удовольствия – это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил.

Упражнение «Гражданская оборона» (групповая сплочённость, снижение психоэмоционального напряжения)

Участники прогуливаются по помещению.

Сигналы психолога:

- Внимание! На нас напали пещерные львы (голодные волки);

                 К нам подступила противная икота;

                 Нас мучают угрызения совести;

                 Нас одолело эмоциональное напряжение;

                 Нас настиг синдром эмоционального выгорания.

После сигнала психолога, все участники должны собраться тесной группой в центре помещения и сказать хором: «Дадим отпор пещерным львам!»

                                                          «Дадим отпор угрызениям совести!»

 

Упражнение «Дождик» (телесноориентированная терапия)

Участники встают в круг друг за другом и кладут открытые ладони на спину впереди стоящего. Лёгкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя.

Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине (поглаживание)

Туча уплывает, дождь заканчивается, капли падают всё реже. Дождь кончился, выглянуло солнце.

 

Упражнение «Я в лучах солнца» (повышение самооценки)

Участники рисуют на листах круг – солнце, в середине круга пишут своё имя и передают рисунок соседу справа. Сосед рисует луч солнца и пишет на нём какое-нибудь привлекательное, на его взгляд, качество обладателя солнца или просто добрые слова и пожелания, и передаёт лист дальше по кругу, пока лист с солнцем и лучами не вернётся к владельцу.

Обсуждение:

- Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на лучах солнца?

- Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

 

Завершение встречи.

1) Притча о колодце.

2) Упражнение «Взгляд на себя глазами влюблённого человека»

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это одна из причин увеличения нервозности, раздражения, особенно в ситуациях повышенных нервно – психических нагрузок. Поэтому важно поощрять себя самим. Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»

Самоподдерживающий приём: каждый день, когда вы стоите перед зеркалом и собираетесь на работу, уверенно смотрите в зеркало, прямо в глаза самой себе и говорите не менее 3 раз: «Я, конечно, не совершенство, но достаточно хороша!» и улыбнуться себе.

3) Обратная связь (анкета обратной связи)

 

Рекомендации педагогам:

- Введите разумный баланс в свою жизнь: семья, работа, отдых, любимые дела.

- В событиях, явлениях, человеке ищите что-то положительное.

- Каждый свой рабочий день мыслите позитивно. Держите себя в оптимистических рамках.

- Успевайте жить! Не ждите светлого будущего, а наслаждайтесь имеющимся настоящим. Живите здесь и сейчас. Непременно планируйте на каждую неделю какое – то дело, которое принесёт вам радость.

 

Приложение

Техника «Ластик»

Для поддержания стабильного психологического состояния, а также для профилактики различных проф. психосоматических расстройств важно уметь забывать, как бы «стирать» из памяти конфликтные ситуации.

(Сядьте и расслабьтесь. Закройте глаза. Представьте перед собой чистый лист бумаги. Карандаши, ластик. Мысленно нарисуйте на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Это может быть реальная картинка, образная ассоциация, символ и т. д. Мысленно возьмите ластик и начинайте последовательно «стирать» с листа бумаги представленную ситуацию. «Стирайте» до тех пор, пока картинка не исчезнет с листа. Откройте глаза.)

 

Техника «Диссоциация» (взгляд со стороны, мысленное отстранение от нежелательного явления или поступка)

- Изменение масштаба события (как выглядит эта ситуация с борта Международной космической станции?)

- Изменение временного масштаба (как вы будете думать об этой неприятной ситуации через месяц, а через год, а через 10 лет?)

- Игровое перевоплощение (смоделировать стрессовую ситуацию, проиграть с помощью шахматных фигур, скрепок, пуговиц и т.п.)

 

 




double arrow
Сейчас читают про: