double arrow

Рекомендации по обучению грамоте детей с расстройством аутистического спектра путем создания «Личного букваря».

Автор: М.М. Либлинг

(См. также видеолекцию о «Личном букваре» https://vdohnovenie.space/news/1741/)

На протяжении многих лет в Институте коррекционной педагогики РАО разрабатывается система коррекционно-развивающего обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), в том числе - специальные приемы и методы формирования их познавательной мотивации, развития произвольного внимания и поведения, освоения начальных школьно значимых навыков. В настоящих условиях наиболее актуальными становятся те из них, которые легко адаптировать к ситуации дистанционного обучения. В их числе – метод обучения грамоте путем создания «Личного букваря»

Освоение чтения и письма с помощью создания «Личного букваря» - метод, который является результатом обобщения 15-летнего опыта обучения детей c аутизмом[1]. На основе данного метода сотрудниками института создан учебный комплект «Личный букварь»[2]. Этот комплект может использоваться при обучении грамоте детей с РАС старшего дошкольного или младшего школьного возраста. В зависимости от уровня развития ребенка с аутизмом и сформированности его произвольного внимания и поведения для освоения грамоты путем создания «Личного букваря» может потребоваться от 4,5 до 9 месяцев (то есть от половины до целого учебного года).

Учебный комплект содержит методическое пособие для учителя и /или родителей, в котором пошагово описана методика работы. Язык описания достаточно простой, однако, необходимо полностью прочитать пособие, прежде чем приступать к обучению ребенка с РАС, чтобы ознакомиться с методикой в целом, разобраться в ее логике и последовательности, подготовить материалы комплекта к занятиям. Таким образом, освоить методику и обучать грамоте своего ребенка родители смогут, внимательно ознакомившись с методическим пособием, но крайне желательно, чтобы планировать и проводить занятия им дистанционно помогал специалист – учитель начальной школы или учитель-дефектолог или педагог-психолог. Не имея специального образования крайне сложно разбираться во всех особенностях предлагаемого метода обучения, выдерживать его логику и последовательность. Мы понимаем, что в сложившейся ситуации основная нагрузка, связанная с обучением детей с РАС, с организацией их внимания и поведения ложится на плечи родителей, и надеемся, что у семьи, воспитывающей ребенка с РАС, будет возможность постоянного дистанционного контакта с учителем или педагогом-психологом.

Создание «Личного букваря» является начальным этапом работы по обучению аутичного ребенка навыкам чтения и письма. Сразу оговоримся, что занятия по обучению грамоте с помощью данного метода можно проводить с аутичными детьми, пользующимися речью и прошедшими подготовительный этап обучения, задачей которого является формирование учебного поведения. Таким образом, всем детям с РАС, за исключением тех, у кого отсутствует внешняя, экспрессивная речь (то есть мутичных, неговорящих детей), занятия с помощью «Личного букваря» нужны и полезны — при условии некоторой подготовительной работы по организации их произвольного внимания и поведения.

Нарушение контакта и эмоциональные трудности препятствуют проявлению интереса аутичного ребенка к окружающему миру, осмыслению событий жизни. Вместо этого создаются защитные формы поведения, которым присуща крайняя стереотипность и направленность на аутостимуляцию (поиск определенных ощущений и впечатлений). При формировании школьно значимых навыков традиционными методами мы часто видим, что ребенок с РАС усваивает их механически, без осмысления, использует не по назначению, а для своей стереотипной игры. Даже научив ребенка читать, мы можем обнаружить, что он не понимает прочитанного, точнее, не фиксируется на его смысле. Обучая аутичных детей чтению традиционным образом мы можем столкнуться со следующими характерными трудностями:

- ребенок знает все буквы, играет в них, собирает орнаменты из магнитной азбуки, но отказывается складывать из букв слова;

- ребенок знает буквы, но соотносит каждую из них только с одним конкретным словом;

- ребенок умеет складывать слова из букв или обучен чтению по слогам, но не понимает смысла прочитанного, не может ответить ни на один вопрос;

- ребенок умеет читать, но не умеет и категорически отказывается учиться писать;

- ребенок понимает прочитанный короткий рассказ, отвечает на вопросы по тексту, но не может его пересказать.

Эти и другие характерные проблемы неизбежно возникают при обучении аутичных детей без учета их особых образовательных потребностей. Для понимания специфики занятий по освоению аутичным ребенком грамоты стоит особенно выделить одну из этих потребностей, а именно — развитие осмысленности: осмысленного отношения ребенка к самому процессу обучения, к любой усваиваемой им информации, формирование осмысленных навыков, которые в дальнейшем ребенок сможет использовать и в школе, и, в целом, для познания окружающего мира.

Задача развития осмысленности (то есть, осмысления собственной деятельности) требует использования специального, наполненного для ребенка личностным смыслом учебного материала, организации таких условий обучения, которые позволяют добиться осознания ребенком каждого учебного задания, каждого собственного действия, а также полного осмысления каждого усвоенного навыка. В противном случае на всех промежуточных этапах учебного процесса существует опасность выхолащивания его смысла, превращения вновь усвоенного навыка в стереотипную механическую игру, а учебного материала — в средство аутостимуляции.

Букварь — первая книга, на материале которой формируются предпосылки осмысленного чтения. Традиционный букварь охватывает достаточно большой круг познавательных тем, понятных и интересных обычному ребенку (овощи, фрукты, посуда, животные и т. д.). Но даже при удачном сочетании речевого и наглядного материала букварь не всегда затрагивает интересы аутичного ребёнка. Понятно, что традиционный букварь чаще всего никак не связан с его избирательными пристрастиями.

Использовать при обучении стереотипные увлечения аутичного ребенка или его интерес к буквам как к абстрактным знакам, которые могут быть элементами орнамента или коллекции, нецелесообразно. В этом случае мы лишь поощряем его склонность к аутостимуляции, и отработанные навыки чтения и письма ребенок будет использовать только в русле своих сверхценных интересов, а не для познания окружающего мира. Наиболее верной и естественной в этой ситуации нам представляется максимальная связь обучения с личным жизненным опытом ребенка, с ним самим, его семьей, самыми близкими людьми, с тем, что происходит в их жизни. Опыт показывает, что это единственный путь к тому, чтобы сделать обучение аутичного ребенка осмысленным и осознанным.

Пособие «Личный букварь» позволяет обеспечить связь учебного процесса с личным опытом ребенка, с его собственной жизнью и жизнью его семьи. Это дает возможность не только добиваться осознанного усвоения школьником с РАС необходимых учебных навыков, но и прорабатывать на уроках важнейшие для развития ребенка личностные смыслы, что закладывает основы его социализации.

Как было сказано выше, комплект «Личный букварь» содержит методическое пособие, в котором пошагово описан процесс обучения грамоте. В данных рекомендациях мы приведем лишь общее описание последовательности работы с учебным комплектом, чтобы дать общее представление о специфике данного метода обучения и его возможностях.

Освоение грамоты путем создания «Личного букваря» предполагает создание школьником с помощью взрослых рукодельной книги из отдельных листов-заготовок, выполненных типографским способом. Букварь, формируясь в индивидуальной для каждого ученика последовательности, обеспечивает освоение навыков осмысленного чтения и письма печатными буквами. При этом листы-заготовки букваря постепенно наполняются информацией, прежде всего, связанной с самим ребенком, с его жизнью и жизнью его семьи (фотографиями, рисунками, словами, фразами и короткими текстами).

 Создание «Личного букваря» включает в себя работу над следующими разделами: 1) изучение букв; 2) глобальное чтение, 3) слоговое чтение. Изучение двух первых разделов происходит параллельно, но на разных уроках, и сопровождается освоением письма печатными буквами (с учетом принципа координации устной и письменной речи). Заключительный этап работы связан с освоением слогового чтения.

Особая последовательность изучения букв в «Личном букваре» обеспечивает их осмысленное усвоение. В отличие от традиционного букваря, первой осваивается не буква «А», а буква «Я», которой подписывается фотография ребенка, наклеенная на обложке. 

Известно, что при аутизме ребенок длительное время говорит о себе во втором или третьем лице, не употребляет в речи личных местоимений. Изучение первой буквы «Я» и одновременно слова «Я» позволяет ребенку «идти от себя», вместо привычного «мы», «ты», «он», «Миша хочет». Создавая букварь как книгу о себе, от своего имени, от первого лица, от «Я», ребенок скорее осмысливает те предметы, события, отношения, которые значимы в его жизни.

Затем изучаются буквы «А» и «М». Изучение этих букв и мамина фотография в «Личном букваре» с подписью «мама» непроизвольно подводят ребенка к прочтению слова «мама» — вместо абстрактного слога «МА». 

Заготовки «Личного букваря» устроены таким образом, чтобы формировать у ребенка с РАС представление о том, что любая буква может встречаться в начале, в середине или в конце слова. Если при освоении новой буквы не уделить этому специального внимания, то аутичный ребенок с присущей ему стереотипностью, как правило, запоминает изучаемую букву в начале слов (и, соответственно, слова, которые на нее начинаются), и «не видит» ее в середине или в конце слова. Например, ученик может усвоить, что «А» — это только «Арбуз», «Апельсин», «Абрикос», и не воспринимать ее в других словах (например, «чАй», «мАшинА»). Поэтому, изучая, например, букву «М», мы вместе с учеником наклеиваем на страницу «Личного букваря» фотографию мамы, а рядом в специальных «окошках» рисуем Муку и изюМ, подписываем картинки и объясняем ребенку, что буква «М» может быть в и начале, и в середине, и в конце слова.

Затем осваивается буква «П» - в слове «папа» (фотография папы ученика также появляется на странице «Личного букваря») и двух словах, в названии которых «П» встречается в середине и в конце (например, «лоПата», «суП»).

К изученным ранее буквам «Я», «М», «А», «П» добавляются буквы имени ребенка и имен его близких людей. Фотографии на страницах «Личного букваря» ученик подписывает уже двумя словами: «Я Миша», «Мама Оля» и т.п.

Дальнейшая последовательность изучения букв индивидуальна, и задается необходимостью моментального введения изучаемой буквы в знакомое, интересное ребенку слово. Например, одна из наших учениц интересовалась «жизнью мышей». Педагог, учитывая интересы девочки, к ранее изученным буквам добавила «Ш», «К», «Ы» для того, чтобы собрать слово «мышка»; затем «С» и «Р», чтобы нарисовать и подписать «сыр», мышкину любимую еду; «Д» — для «дырки» в сыре, «Н» — для «норки», где живет мышка, и т. д. Такой индивидуальный подход к изучению букв, учитывающий интересы ребенка, содействует их осмысленному усвоению, формирует отношение к букве не как к абстрактному знаку, а как к части целого слова и того, что оно обозначает.

Таким образом, осмысленность освоения букв в рамках «Личного букваря» обеспечивается постоянной наглядной демонстрацией ребенку сути чтения и письма, созданием условий для быстрого освоения этих навыков. Букварь постепенно наполняется рисунками и фотографиями, отражающими личный опыт ребенка, связанный с любимыми играми, занятиями, с жизнью семьи, близких людей. Так, например, при изучении буквы «Д» мы можем вместе с учеником нарисовать в его «Личном букваре» картинку «День рождения» (торт со свечами на столе). Совместное рисование, эмоционально-смысловой комментарий, диалог с ребенком о значимых для него событиях помогает, с одной стороны, осмысленному обучению, и, с другой стороны, эмоциональному осмыслению, формированию личного отношения аутичного ребенка к событиям собственной жизни.

Фотографии и рисунки в «Личном букваре» сопровождают весь процесс изучения букв и, в целом, обучения грамоте. Наглядность важна для аутичных детей даже в большей степени, чем для других, так как доказано, что возможности их зрительного восприятия и внимания явно преобладают над слуховыми. Поэтому мы стремимся любую устную инструкцию, устное разъяснение дополнить рисунком, картинкой, фотографией.

Знание о букве, как о составной части слова, а также использование в букваре личностно значимых для школьника слов, гарантирует осмысленное, не механическое усвоение учебного материала, формирует представление о единстве звучания, написания и значения слов.

«Личный букварь» включает в себя также компонент работы по методике глобального чтения (то есть чтения целыми словами). Для этого есть определенные причины:

- во-первых, обучая аутичного ребенка читать глобально мы опираемся на сильные стороны его интеллекта – хорошее зрительное внимание и зрительную память. Глобальное чтение требует запоминания целых слов, причем слова запоминаются ребенком как целостные изображения, как картинки[3],

-  во-вторых, если сразу учить читать ребенка с РАС аналитическим способом (по слогам или по буквам), он может слишком увлечься самим процессом складывания слов и фраз из букв или слогов, не осознавая и не усваивая смысла прочитанного. Если же сначала учить аутичного ребенка читать глобально, целыми словами, то можно избежать опасности механического, не осмысленного чтения. Глобальное чтение дает возможность сформировать у ребенка с РАС представление о слове, фразе, о смысле чтения. Благодаря глобальному чтению слова и фразы обретают для ребенка свое значение, «обрастают» личностными смыслами.

Лишь после этого допускается переход к аналитическому способу чтения (по слогам), уже без опасений, что ребенок научится читать механически.

Освоение навыка глобального чтения, как уже упоминалось, идет параллельно с изучением букв. Глобальное чтение осваивается в процессе изучения тематических разделов: «Моя семья», «Домашние и дикие животные». Отработка умения глобально прочитывать определенный набор слов всегда предваряется обсуждением тематической картины с целью обеспечить осмысленное отношение ребенка к чтению и создать мотивацию для его освоения. Кроме того, мы считаем важным, чтобы работа над «Личным букварем» помогала ученику с РАС эмоционально осмыслять то, на что он зачастую не обращает внимания: устройство его собственной бытовой жизни, отношения между близкими людьми, их чувства и предпочтения. Расширение представлений ребенка об окружающем мире мы связываем также с рассказами о животных, о том, как устроена их жизнь. Учитывая особые трудности детей с РАС, мы считаем правильным выбирать для занятий с аутичным ребенком, в первую очередь, такие темы, которые позволяют рассказать ему о людях и животных, об их жизни. 

Внутри тематического раздела сначала обсуждается содержание сюжетной картины, а затем, с помощью специальных дидактических материалов, соответствующих теме (фотографий, картинок, табличек со словами), осваивается навык глобального чтения. Последовательно осваивается глобальное чтение слов, и далее - самостоятельное построение и прочитывание коротких фраз из небольшого набора знакомых слов.

На заключительном этапе создания «Личного букваря», когда изучены все буквы и, частично, освоен навык глобального чтения, происходит переход к чтению слоговому. При этом ребенок с РАС обучается составлять, прочитывать и записывать простые глагольные предложения, описывающие его собственные занятия. Используются фотографии ребенка, на которых он занят любимыми и привычными делами («Я сплю», «Я гуляю», «Я рисую» и т.п.). В финале работы с помощью материалов учебного пособия составляются, прочитываются и записываются короткие тексты из 3-4 предложений – истории о самом ребенке и о членах его семьи. При этом формируется осмысленное отношение к письменному тексту, развивается способность к пересказу, к планированию собственных действий и речи и возможность следовать намеченному плану.

В заключение еще раз отметим те особенности представленного букваря, которые позволяют сделать обучение грамоте осмысленным, а букварь - «личным» для ребенка:

- учебный материал связан с личным опытом, с жизнью ребенка и его семьи. Первая и главная тема, которая раскрывается в букваре – это «Моя семья»,

- особая последовательность изучения букв в «Личном букваре» обеспечивает их осмысленное усвоение. В отличие от традиционного букваря, первой осваивается не буква «А», а буква «Я», которой подписывается фотография ребенка, наклеенная на первой странице. Далее осваиваются буквы «А», «М», «П». Данный порядок освоения букв позволяет сразу же научить школьника прочитывать наиболее личностно значимые слова – «я», «мама», «папа». Дальнейшая последовательность изучения букв также ориентирована на понятные и значимые для ребенка личностные смыслы. Знание о букве, как о составной части слова, а также использование в букваре личностно значимых для школьника слов, гарантирует осмысленное, не механическое усвоение учебного материала, формирует представление о единстве звучания, написания и значения слов.

- «Личный букварь» – книга, в создание которой ребенок вкладывает много собственного труда. Ему нужно писать, рисовать, раскрашивать, наклеивать фотографии. Такая объемная «ручная работа» в букваре не только развивает мелкую моторику, помогает подготовить ребенка к работе в прописи, но и дает возможность организовать и длительно удерживать его внимание на комментарии, объяснении взрослого. И, конечно, ребенок дорожит книжкой, над созданием которой он столько трудился, она приобретает для него особую личную ценность,

- букварь становится для ребенка «личным» и потому, что предполагает активное вовлечение родителей, близких людей, которые дома вместе с ребенком готовят материалы для занятий, обсуждают и эмоционально комментируют задания, помогают рисовать и раскрашивать. Непосредственное участие, заинтересованность и помощь близких людей тоже делают букварь «личным». 

Опыт показывает, что в итоге «Личный букварь» становится для аутичного ребенка любимой и ценной личной книгой, которую он часто перечитывает по собственной инициативе. При этом у ребенка с аутизмом, освоившего «Личный букварь», появляется осмысленный интерес и к другим книгам (и к текстам, и к иллюстрациям). Освоив грамоту путем создания «Личного букваря», ребенок с РАС может читать по слогам книги, рекомендованные для чтения первокласснику, и продолжить обучение, владея навыком осмысленного чтения.

 

 Лаврентьева Н.Б., Либлинг М.М., Кукушкина О.И. Личный букварь: учебно-методический комплект для общеобразовательных организаций. – М.: Издательство «Национальное образование». – 2019. https://www.ozon.ru/context/detail/id/156305934/

 

 


[1] Н.Б. Лаврентьева Подготовка к школьному обучению детей с аутизмом: дисс.... кандидата педагогических наук: 13.00.03. - Москва, 2008. – 275 с.

[2] Н.Б. Лаврентьева, М.М. Либлинг, О.И. Кукушкина Личный букварь: учебно-методический комплект для общеобразовательных организаций. – М.: Изд-во «Национальное образование». - 2019.

 

 

[3] Специалистами доказана эффективность использования наглядных, зрительных опор в занятиях с аутичными детьми, необходимость максимальной визуальной поддержки их обучения.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: