II. Основные понятия, используемые вРуководстве

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

(Рособрнадзор)

РУКОВОДСТВО

ПО СОБЛЮДЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ К ПРИЕМУ НА ОБУЧЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИЮ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
В ЧАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

(С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИЕМА НА ОБУЧЕНИЕ НА 2020/2021 УЧЕБНЫЙ ГОД)



МОСКВА - 2020

Содержание

I. Введение.......................................................................................................................................3

II. Основные понятия, используемые в Руководстве ………………………………………4

III. Основные нормативные правовые акты, содержащие требования к приему
на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
..................................................................................................................5

IV.Рекомендации по соблюдению обязательных требований при организации приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.......................................................................................................................7

4.1 Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам, по образовательным программам дошкольного образования…………………………………………....7

4.2 Организация приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам среднего профессионального образования……………………………………………...8

4.3 Организация приема на обучение по основным профессиональным образовательным программам высшего образования…………………………………………………………………....13

4.3.1 по программам бакалавриата и программам специалитета……………………………..13

4.3.2 по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре……...……28

4.3.3 по программам ассистентуры-стажировки……………………………………………….33

4.4 Порядок приема на подготовительные отделения…………………………………………….....38

4.5 Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при приеме на обучение на 2020/21 учебный год………………………38

V. Рекомендации по соблюдению обязательных требований при формировании открытых и общедоступных информационных ресурсов ……………………………………….48

VI. Мониторинг системы образования ………………………………………………...…….51

VII. Ответственность за нарушения обязательных требований порядка приема в образовательную организацию …………………………………………………………………...…52

VIII. Часто задаваемые вопросы по организации приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ……………………………………………………………………………………………….53


I. Введение

Одним из важнейших аспектов государственной политики Российской Федерации в сфере образования является создание условий для максимальной реализации образовательного потенциала инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – лица с ОВЗ).

В настоящее время в рамках модернизации российского образования ставится задача создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования, в том числе профессионального, для инвалидов и лиц
с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.

Получение профессионального образования является важной составляющей профессиональной самореализации, повышения социального статуса
и защищенности инвалидов и лиц с ОВЗ.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет федеральный государственный надзор в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных
в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность
по месту нахождения филиала натерритории Российской Федерации (далее – образовательные организации, организации), в том числе за обеспечением доступности для инвалидов объектов указанных организаций, необходимых
для осуществления образовательной деятельности, и предоставляемых образовательных услуг, а также принятие мер по устранению последствий нарушений законодательства Российской Федерации в сфере образования, в том числе путем выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений указанным образовательным организациям и контроль за исполнением таких предписаний в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Данное руководство разработано Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в целях осуществления мер предупредительного
и профилактического характера, направленных на недопущение
и (или) ликвидацию последствий нарушений организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обязательных требований в части обеспечения прав инвалидов и лиц с ОВЗ.

 








II. Основные понятия, используемые вРуководстве

 

Для целей настоящего Руководства используются следующие основные понятия:

1) инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности
и вызывающее необходимость его социальной защиты;

2) лицо с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

3) индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации
или абилитации инвалида и индивидуальная программа реабилитации
или абилитации ребенка-инвалида разрабатываются и выдаются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы по субъектам Российской Федерации и их филиалами - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах;

4) специальные условия для получения образования - условия обучения, воспитания и развития инвалидов и лиц с ОВЗ, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых
и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ инвалидами и лицами с ОВЗ;

5) адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

6) инклюзивное образование - обеспечение равного доступа
к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

7) психолого-медико-педагогическая комиссия - это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно.






III. Основные нормативные правовые акты, содержащие правила приема                     на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в части обеспечения доступности образования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: