Принцип подобия (домена)

В КОНЦЕ ТЕКСТА ЕСТЬ КРАЙНЕ ВАЖНЫЙ РАЗДЕЛ «ЗАМЕТКИ ПО ОТЫГРЫШУ». В НЕМ СОДЕРЖИТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИГРЕ В РОЛИ ШАМАНА

РОЛЬ ШАМАНА В ОБЩЕСТВЕ

Одна из основных функций шамана – это поддержание связи с покровительствующими ему либо всему племени духами для выживания и защиты всего племени. Любая угроза, с которой столкнется его племя в целом, так и его члены по отдельности, не должна обойтись без внимания шамана – будь то война, болезнь, голод.

Шаманы чрезвычайно уважаемы в племени, однако редко вызывают симпатию. Это связано с тем, что шаманом нельзя стать исключительно по желанию. Нужно иметь склонность, своего рода уродливую отметку или трагический душевный шрам, благодаря которой шаман утрачивает «нормальность», взамен получая возможность соприкоснуться с миром духов. Это означает, что более такой человек не может полноценно участвовать в жизни племени на общих правах – он либо утрачивает способность к труду и войне, либо его жизненные интересы меняются кардинально, либо (что тоже нередко) он становится безумным и даже опасным для других. Иначе говоря, шаман не является равноценным членом общества, а, скорее, дефектным изгоем, который находит самостоятельно (либо его заставляют соплеменники) выполнять специфическую функцию в обмен на защиту.

Во многих племенах шаманы ущемлены в некоторых правах. Им не позволяется владеть собственностью (кроме необходимого для ритуальных нужд, а также одежды), заниматься промыслом, ремеслом или вести любую другую деятельность, странствовать в поисках приключений (да, на нашей игре имеется исключительный случай!), заводить семью и детей. Впрочем, такой набор ограничений распространяется далеко не везде, а где он присутствует, порой случаются исключения.

Между тем, сильные шаманы имеют авторитет, сравнимый, а то и превосходящий авторитет вождей. Это тот случай, когда способности, а также харизматичность и хитрость позволяют драматично укрепить свое положение в обществе, что обычно недоступно другим. Но не стоит излишне обнадеживать себя: другие члены племени, в особенности, вождь, хорошо знают потенциальную угрозу от таких шаманов. Поэтому практика ритуального убийства (самоубийства) зарвавшегося или попросту неудачливого шамана довольно широко распространена.

ДУХИ

Духи – это то, что существует рядом с нами, за пределами обычного восприятия, при этом оказывают значительное влияние на окружающий мир. Шаманы не задумываются о природе духов – они не теоретики, им достаточно знать, что духи существуют, и на них можно как-то повлиять.

Духов существует великое множество. Свойства духа определяются объектом, который они населяют. Одни могут быть сложно организованными, интеллектуальными и даже довольно общительными – таких называют «душами». Это духи, населяющие тела людей и животных. Другие же духи могут быть довольно примитивны, при этом невероятно могущественными. К таковым можно отнести духи стихий, вулканов, морей, гор и лесов. Таких духов также называют божествами. Третьи же духи, населяющие обычно небольшие объекты – от ручейка до булыжника – также могут быть примитивны и зловредны. Наконец, есть четвертые духи, порождаемые (или влекомые – кто знает?) живыми существами – духи эмоций, идей и самой сути магии.

В пределах своей компетенции, населяемого ими объекта (домена) духи могут значительно влиять на его поведение. Гнев духа моря может принести разрушительное цунами, а обозленный дух, облюбовавший кровельную циновку, может в один прекрасный день скинуть ее прямо на голову нерадивого жильца.

Мотивы духов могут быть загадочны, либо крайне примитивными. Все зависит от конкретного духа. Кроме того, духи могут враждовать между собой и сеять в ходе такой вражды немыслимые разрушения.

Духовный аспект

Шаманы, длительное время общающиеся с определенными духами, интуитивно познают их повадки и особенности. Такое понимание (и даже общение) неисправимо деформируют личность и самого шамана, формируя особый синтез его собственной души в синергии с духом – духовный аспект. Знание особенностей одного духа может быть ограниченно экстраполировано на множество похожих на него, однородных, духов.

Духовных аспектов существует такое же множество, сколько и духов. Но все же по степени однородности можно выделить такие обширные аспекты как Жизнь, Смерть, аспекты Стихий и т.п.

Некоторые, определенно выдающиеся, шаманы могут заклинать большое количество разнородных духов, технически обладая несколькими духовными аспектами. Но даже самые опытные из них редко постоянно общаются больше чем с тремя разнородными духами. Вина тому – короткая человеческая жизнь.

Хотя нрав каждого отдельного духа индивидуален, есть некоторые моменты, общие для большого числа духов.

· Духи практически всегда стремятся защитить свою обитель. Но до определенной степени. Когда угроза слишком велика, дух стремится покинуть ее, что обычно ведет к катастрофичным последствиям для этого объекта.

· Духи обычно не любят, когда их тревожат и практически никогда не заинтересованы в общении с существами из реального мира.

· Духи обычно не обладают сдержанностью, терпимостью, сочувствуем. Напротив, они импульсивны, мстительны и склонны в гневе обрушивать всю свою мощь.

· Духов, преимущественно малосообразительных, можно подкупить, обмануть и, таким образом, заставить делать то, что хочет шаман. Если повезет, дух даже не сообразит, что он действует в интересах другого лица. Но вот если сообразит, тогда жди возмездия.

Одержимость

В какой-то момент длительное общение с духами деформирует личность шамана настолько, что по меркам обычного человека он превращается в исключительного безумца. Это связано с тем, что происходит постепенное просачивание воли духа и ее смешение с волей самого шамана. В худшем для шамана случае, дух овладевает его телом и может далее распоряжаться им как ему вздумается. Такое состояние называется одержимостью, оно может проявляться не только в изменении поведения шамана, но и в искажении его физиологии, пробуждению сверхъестественных сил.

Мир духов

Мир духов – область реального мира, а также некоторая область, расположенная за его пределами, в которой можно наблюдать духов. Некоторые шаманы, находясь в глубоком сне (в т.ч. пребывая в состоянии наркотического опьянения), могут путешествовать по этому миру, исследуя недоступные человеку уголки. Однако этот поиск не систематичен и не научен по своей сути. Шамана обычно влечет не жажда знаний, а стремление к сопричастности, сродства с духами.

МАГИЯ

Шаман выполняет свои функции, совершая различные по сложности магические обряды. Магия шаманов примитивная, она построена на небольшом количестве принципов и лишена всякой академичности.

Принцип подобия (домена)

Этот принцип лежит в основе понятия символа. Сходные между собой объекты могут обладать сходными свойствами. Шаманы догадываются о более глубокой связи между такими объектами, но т.к. хитрые термины им неизвестны, шаманы фокусируют внимание исключительно на практическом аспекте. Который заключается в том, что духа можно пробудить и даже подчинить, манипулируя семантически связанными с ним объектами. Если шаману нужно пробудить дух, дремлющий в кости, он берет кость. Если шаману нужно призвать дух пламени, он разводит костер или зажигает свечу. И тому подобное.

Принцип жертвы

Общение с разумными духами для шамана облегчается тем, что с ними можно договориться, как-либо подкупить, выполнив определенное поручение или принеся жертву. Размер жертвы обычно пропорционален самой просьбе, а результативность в большой степени определяется желанием самого духа.

Расширение сознания

Сил шамана может не хватать, чтобы реализовать нужные ему эффекты. А если он слаб, его связь с духовным миром может быть нестабильной. В таких случаях шаманы во время проведения ритуалов применяют различные психотропные средства.

Ритуальная одежда

Ритуальная одежда помимо элемента, определяющего статус шамана, выполняет вполне утилитарную функцию. К ней шаманы закрепляют всевозможные предметы, символизирующие духов и явления, с которыми они оперируют. Таким образом, в любой момент времени шаман имеет под рукой минимальный инструментарий, пригодный для выполнения основных обрядов.




double arrow
Сейчас читают про: